Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия «Слоговой анализ и синтез»

кулакова татьяна
Конспект логопедического занятия «Слоговой анализ и синтез»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

• закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

• отработать навык выделения гласных звуков из слов;

• развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

• учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

Публикация «Конспект логопедического занятия „Слоговой анализ и синтез“» размещена в разделах

• активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

• развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;

• развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

• развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать умение работать в коллективе;

• воспитывать стремление к результату деятельности;

• воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

• использовать элементы двигательной активности;

• использовать глазодвигательные упражнения.

Оборудование: Гномы Бим и Бом, предметные картинки на слова различной слоговой структуры, карточки со слогами, пособие “Слоговой поезд”, слайдовая презентация, мультимедийная установка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед :

Здравствуйте, ребята!

Что придумал гномик нам,

Догадайтесь по слогам?

Сядет тот, кто назовет

В каждом слове первый слог.

призы – при;

ключик – клю;

черепаха – че;

ниточка – ни;

ящерица –я.

На доске выставляем слоги.

Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед : Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?

Без них прожить никак нельзя,

Они как добрые друзья!

Всегда утешат, подбодрят,

Без исключенья всех ребят!

Узнали, что приготовили нам гномики? – Приключения!

Сколько слогов мы сложили? Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных.

Нет для голоса преград,

Звуки далеко летят,

Гласными мы их зовем,

Свободно тянем и поем.

Гномик придумал секретный шифр, он записывает только гласные буквы из слов.

Работа по выделению гласных звуков из слов.

2. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря.

Логопед :

Мы на поезде поедем,

Всех друзей с собой возьмем.

По вагонам всех рассадим,

Место каждому найдем!

Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно, два слога – во второй (два окна).

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

3. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед :

На пути у нас слова,

Сразу их понять нельзя.

Слоги мы перевернем

И у слова смысл найдем.

У меня в руках ки-ру,

Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.

Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя.

Определение последовательности слогов в словах.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

4. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед :

Подскажи словечко.

Каша, катер, ежевика –

Слог ты общий назови-ка.

Повтори слова пока.

Ну, конечно- это “КА”.

Собираем урожай,

С “КА” слова ты начинай!

- Здесь весною было пусто,

Летом выросла. КАПУСТА;

- Собираем мы в лукошко

Очень крупную. КАРТОШКУ;

- Тише, деточка, не плачь,

Я куплю тебе. КАЛАЧ;

- Вот пищит малютка-мышь,

“Растрепался мой”. КАМЫШ.

- Вот зеленый толстячок,

Крупный гладкий. КАБАЧОК;

- Юркнула лягушка в грязь,

А над ней проплыл. КАРАСЬ.

Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

5. Физминутка.

а) упражнения для глаз.

Мы тихонечко сидим и за ежиком следим;

Ёжик бегает по периметру экрана, круговые движения, “восьмерки”.

б) двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.

Логопед :

А теперь мы поиграем,

Слог от слова отличаем.

Слово смысл в себе несет,

Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.

6. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти.

Логопед : слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

7. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.

Работа в тетради.

Логопед :

Cлоги – маленькие феи,

Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги.

Слон-слоник-слоники,

Дом-домик-домики.

Стол-столик-столики;

8. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Логопед :

Pечь моя текла, как речка,

Но рассыпалось словечко,

По порядку разложи слоги в слове

Раз,два,три.

Если черточка одна,

В слове первой стать должна.

.

• Мы совершили увлекательную гул про ку.

• Гномы приготовили для нас дар по ки.

• Молчун принес волшебный даш ран ка.

• Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

- если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

- в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

- в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед : мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Список литературы.

1. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 37 с. ,165 с.

2. Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.

3. Лопухина И. С. Логопедия,упражнения для развития речи. – СПб. :Дельта, 1997. 336 с.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «В гости к Смешарикам»Конспект логопедического занятия «В гости к Смешарикам» Цель: закрепить и обобщить знания детей Задачи: - Коррекционно-образовательные: 1. Формировать умение согласовывать слова в предложение,.

«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]»Конспект логопедического занятия «Звуки [с]-[с’]» Цель: дать детям представление о положении речевых органов при произнесении звука. Обучающие: уточнить и закрепить правильное произношение.

Конспект логопедического занятия «Курочка Ряба»Конспект логопедического занятия «Курочка Ряба» Коррекционно-образовательные цели. Обучение пересказу знакомой сказки, передаче ее содержания без пропусков и искажений. Коррекционно-развивающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Слоговой анализ и синтез»
Опубликовано: 14 мая 2024 в 20:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Слоговой анализ и синтез»» (включая файлы) размещена пользователем кулакова татьяна (УИ 1697284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД