Ирина Моисеева
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы «Усвоение материала в игровой форме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. В игровой форме закрепить умения детей выполнять артикуляционные упражнения; автоматизировать поставленные звуки в словах; работать с деформированными предложениями на дифференциацию звуков; закреплять умение правильно подбирать предлоги по тексту и образовывать притяжательные прилагательные ;
2. Развивать логическое мышление, память, внимание при выполнении заданий;
3. Посредством сказок воспитывать в детях доброту, доброе отношение к людям.
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы „Усвоение материала в игровой форме“» размещена в разделах
Оборудование:
Фланелеграф, Буратино для фланелеграфа, зеркала индивидуальные (по числу детей, цветок для Дюймовочки, Дюймовочка, «цветы» со спрятанными в них предметными картинками, пособие с лампочками «Где звук?», кукла Русалочка, ракушки, зелёная и синяя ткани, картины к сказкам на предлоги, дом, шапочки с фигурами зверей, магнитофон, магнитофонная запись.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель заводит детей в зал, садит их на стульчики.
Воспитатель: - Ребята, в любите сказки? А много ли вы их знаете? «Никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе. Вот мастер-то их рассказывать!» Давайте пригласим его к нам! Закройте глазки и откройте!
Звучит музыка. Появляется Оле-Лукойе. (Логопед).
О. -Л. :- А вот и я! Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы очень любите сказки, сказочных героев. Давайте побываем в гостях у них! Вставайте ко мне под зонтик, я его покручу и мы окажемся в сказке.
II. О. -Л. :- Итак, помните эту сказку?
(О. -Л. и дети стоят возле столиков с индивидуальными зеркалами, на большом стуле- фланелеграф).
*На фланелеграфе появляется Буратино*
О. -Л. - старый шарманщик папа Карло решил смастерить из полено куклу. Вырезал голову, глаза, нос. Назвал мальчишку…
Заговорил с ним, но ответа не дождался.
Как вы думаете, почему?
Папа Карло не успел сделать рот. Поможем ему? Чтобы Буратино заговорил, ему нужны губы верхняя, нижняя. Что ещё нужно?
Дети: - Зубы, язык.
*Появляются губы, зубы и язык*
О. -Л. :- Буратино очень понравился рот. Он был большой, прямо до ушей. Во рту был потолочек, а в глубине рта – маленький язычок, который поднимался, когда Буратино говорил «а-а-а», и было видно горло.
Всё это очень забавляло Буратино, и он придумывает разные игры для губ, язычка. Эти игры – не пустая забава, они нужны, чтобы научится правильно произносить звуки.
Вместе с Буратино мы тоже поиграем в одну из игр.
Звучит магнитофонная запись. О. -Л. и дети перед индивидуальными зеркалами по ходу текста выполняют упражнения:
Сказка о Весёлом язычке.
Рот-домик, губы-двери.
А кто живёт в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живёт весёлый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка. Змейка
Наш весёлый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит вправо, смотрит влево… Часики
Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся, Иголочка
Широко нам улыбнулся, Улыбка
И решил полежать,
На крыльце позагорать. Лопатка
На крылечке полежал,
На качели побежал. Качели
Вверх взлетал он смело….
Но пора за дело
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор. Заборчик
Гвозди, молоток и клещи –
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «Тук-тук!»
Язычку я лучший друг. Молоточек
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
И маляр пошёл плясать. Маляр
Наш заборчик не узнать.
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело.
-Я с лошадкой погуляю, Лошадка
На гармошке ей сыграю. Гармошка
Погоняю я в футбол Футбол
И забью в ворота гол.
Скрылось солнце за горой, Горка
Язычок пошёл домой.
Дверь он запер на замок,
Лёг в кроватку и умолк. Язычок спит
О. -Л. - Интересная сказка для язычка? Спасибо, Буратино. Мы потренировали язычок и нам пора в другую сказку.
III.- Встаем под зонтик. Зонтик крутится. И вот новая сказка.
О. -Л. :- Какая красивая поляна с цветами! А вот самый красивый. А в нём крошечная девочка. Как её зовут?
Дети: - Дюймовочка.
О. -Л. :- Она хочет поиграть с вами. Игра называется «Назови и повтори».
В цветах картинки на определённые звуки. Каждый ребёнок называет свою серию картинок, затем называет их по памяти, называет одинаковый в них звук и его место в слове показывает на электропособии «Где звук?».
Р - шар, сыр, забор, топор, помидор, светофор
Рь - гриб, кастрюля, тарелка, орехи, курица, черепаха
С - сапоги, сумка, санки, собака, стакан, самолёт
Л - стол, стул, пол, дятел, овал, журнал
Ш - шкаф, шляпа, шорты, шуба, шапка, шарф
Ж - ежи, ножи, лыжи, ружьё, пожарный, медвежонок
О. -Л. :- Молодцы, ребята. Давайте для Дюймовочки споём песню про цветы.
Звучит музыка. Дети поют песню, выполняют руками упражнения из пальчиковой гимнастики:
Наши алые цветки Наши алые цветки
Раскрывают лепестки. Закрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит-дышит, Тихо, тихо засыпают,
Лепестки цветков колышет. Головой своей качают.
О. -Л. :- Закрывается цветок и у Дюймовочки, ей пора спать, а нам пора в другую сказку.
IV. О. -Л. :- Встаём под зонтик. В какую сказку мы теперь попали? Плещется море, летают чайки. А кто это?
На полу синяя ткань в виде волн. Под ней кукла Русалочка. О. -Л. достаёт её и показывает.
Дети: - Русалочка.
О. -Л. :- Русалочка тоже хочет поиграть с вами в морскую игру «Море волнуется раз…» Давайте, поиграем!
Дети и О. -Л. говорят слова игры, раскачиваются и замирают на месте.
О. -Л. :- А чтобы «отмереть», вы должны назвать морские слова.
Каждый ребёнок называет морское слово.
О. -Л. :- И у меня, Русалочка, есть морское слово – «ракушка». Вот она. Но она волшебная: в ней слышится шум моря и какие-то слова. Вы их послушаете и распутайте из них предложения.
Дети к уху подносят ракушку и слушают. Затем Оле-Лукойе называет деформированные предложения, дети их «распутывают».
1.) Лара, играть, на, рояль, весёлая, мелодия.
2.) Старушка, сушить, бельё, чистое, на, балкон.
3.) В, шкаф. стоять, ваза, красивая, белая.
4.) Саша, вышивать, салфетка, для, бабушка.
5.) На, потолок, висеть, люстра, хрустальная.
О. -Л. :- Молодцы, ребята. Распутали все предложения. Давайте отпустим Русалочку в море. А сами сядем на песочном бережку, на солнышке. Отдохнём.
V. О. -Л. и дети сидят.
О. -Л. :- Ребята, у меня есть игра. Мы будем путешествовать по русским сказкам и вставлять пропущенные слова – предлоги.
О. -Л. показывает картины по сказкам. Дети вставляют предлоги.
1.) Ладушки, ладушки, где были … бабушки. «У»
2.) Я… дедушки ушёл, я… бабушки ушёл. «От»
3.) Глянул заинька… окно, стало заиньке темно. «В»
4.) Добрый доктор Айболит, он… деревом сидит. «Под»
5.) Ох, нелёгкая эта работа, … болота тащить бегемота. «Из»
6.) Сяду… пенёк, съем пирожок. «На»
О. -Л. :- Ну, вот. все слова предлоги нашли. А теперь отгадайте, где сейчас моя шляпа.
О. -Л. показывает шляпу по отношению к зонтику, а дети отвечают: «под зонтиком», «на зонтике», «у зонтика», «над зонтиком» и т. д.
- Ну, вот и поиграли нам пора в следующую сказку. Встаём под зонтик.
VI. Дети из-под зонтика убегают в домик.
О. -Л. :- Крутится зонтик, крутится. А куда же дети исчезли? И что это за домик – домок, терем – теремок?
Тук-тук, кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Дети выходят с шапочками зверей на головах:
- Я лисичка сестричка, у меня голова лисья, хвостик лисий, лапы лисьи.
- Я зайка - побегайка, у меня голова заячья, хвост заячий, лапы заячьи.
- Я котик – коток, у меня голова кошачья, хвост кошачий, лапы кошачьи.
- Я мишка – медведь, у меня голова медвежья, лапы медвежьи, хвост медвежий.
- Я белочка – скок-скок, у меня голова беличья, лапы беличьи, хвост беличий.
- Я собака – ав-ав, у меня голова собачья, лапы собачьи, хвост собачий.
«Зверята»: - А ты кто?
О. -Л. :- Я – Оле-Лукойе – сказочник. А что вы, зверята, можете ещё про себя рассказать?
1. Комочек пуха, 2. Рыжая плутовка,
Длинное ухо. По деревням хожу,
Я прыгаю ловко, Цыплят - гусей ищу.
Люблю я морковку. Когда убегаю, следы
Хвостом заметаю.
3. В лесу живу, 4. Мягонькие лапки,
Медок я люблю, В лапках – цап-царапки.
Зимой в берлоге В тёплом доме живу,
Сплю. Хозяйский дом сторожу.
5. Я – рыжий, маленький зверёк, 6. На крылечке лежу,
По деревьям скок - да скок, Хозяйский дом
В дупле живу, орешки грызу. Сторожу.
О. -Л. :- Спасибо, зверятки. Давайте станцуем хоровод и споём.
Хоровод «Сказки учат нас добру».
Мы – не ребятки, а зверятки,
Очень нас любят в сказках ребятки.
Когда сказка приходит в наш дом,
Добро и счастье поселяются в нём.
О. -Л. :- Зонтик мой будет вращаться, зверятам в ребят пора превращаться.
Дети снимают шапочки, кладут их в теремок.
VII. Итог.
О. -Л. :- Крутится зонтик и закрывается.
Во многих сказках мы побывали.
Знакомых героев там повстречали.
И вернулись мы назад
В свой любимый детский сад!
О. -Л. :- Ребята, Оле-Лукойе с цветным зонтиком приходит только к добрым ребятам. Вы – ребята очень добрые, и к вам в гости приходили добрые сказки. За то, что вы знаете сказки, я вас благодарю и звёзды на память вам дарю. Пусть эти звёздочки светят вам и дарят новые сказки.