Виктория Ванина
Конспект логопедического занятия «Путешествие в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
подгруппового интегрированного логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «Путешествие в зимний лес».
Составила:
учитель — логопед
первой квалификационной категории
Ванина В. Г.
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных.
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
- Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие в зимний лес“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Совершенствование навыка пересказа.
- Выработка правильного звукопроизношения. Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих, шипящих звуков.
- Формирование правильного дыхания.
- Обогащение и активизация словарного запаса по теме «»Дикие животные зимой».
Коррекционно – развивающие:
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- Развитие звуковой выразительности речи.
- Развитие зрительного и слухового восприятия, умения согласовывать движения с музыкой.
Коррекционно-воспитательные:
- Развитие навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
- Формирование бережного отношения к животным, воспитание желания оказывать посильную помощь.
- Расширение знаний о диких животных Дальневосточного края.
Оздоровительные:
- снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
- подвижная игра «Лиса и зайцы».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в составлении связного высказывания при ответах. На протяжении занятия следить за правильным произношением поставленных на индивидуальных занятиях звуков.
Виды детской деятельности:
игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: конверты с заданиями, иллюстрации с изображением диких животных, карточки с изображением корма для диких животных; запись звуков зимнего леса, резиновый мяч среднего размера.
Ход занятия
Организационный момент. Звучит музыка и логопед приглашает детей в музыкальный зал.
Логопед. Здравствуйте, ребята, сегодня мы все вместе отправимся в путешествие в зимний лес. В лесу можно заблудиться, а чтобы этого не произошло, я пригласила лесного жителя - он будет помогать нам в дороге.
Угадайте кто? Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут её?
(лиса).
Дети: лиса
(В зал под музыку заходит лиса).
Лиса. Здравствуйте, ребята, я очень рада быть вашей помощницей.
Логопед. Для того, чтобы попасть в зимний лес, нам придется идти по сугробам. А что нам может помочь легко передвигаться по снегу?
Дети: Лыжи.
Логопед : Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь выходим на лыжню. (Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.)
- Зимний лес стоит печальный. Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит? Птичья песня не звучит? Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите. Вот мы и в лесу.
Давайте, определим «Чем пахнет лес зимой».
(сделать чашечку из двух ладошек)
(Дети выполняют)
Носом вдыхаем, ртом выдыхаем.
- А сейчас носом вдыхаем, а при выдохе произносим У –У –У. Покажем голосом, как в лесу холодно.
- Молодцы. А теперь произнесём Ууу-шш.
(Ответы детей).
Логопед : Ой, ребята, а в лесу ещё чем-то пахнет. Закройте глазки и вдохните воздух. Носом делаем вдох, ртом выдох.
Снимайте лыжи, проходите на полянку и садитесь на пенечки».
Только не спугните лесных обитателей Т-С.
(Дети повторяют за логопедом Т-С).
- Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных).
- Как, одним словом можно их назвать? (Дикие) .
- А вы знаете, почему их так называют? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .
- Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Потому что зимой холодно. Звери попрятались в норки).
- Как животные готовились к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли, поменяли летние шубки на зимние.).
Лиса: Ребята, меня все хитрой плутовкой называют, вот я и к вам пришла не просто так. У меня для вас есть конверты с заданиями от лесных жителей.
(передаёт конверты логопеду).
Логопед : Дети, отгадайте, кто передал нам этот конверт?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)
- А в конверте фотографии. Отгадайте, про кого я буду рассказывать. 1. Зимой спит, летом ульи ворошит? (медведь)
2. Я друзья, подземный житель. Землекоп я и строитель. (крот).
3. Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (тигр)4. Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага -
Есть копыта и рога! (Лось)
5. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (ёж)6. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
- Ребята, а каких еще диких животных вы знаете?
Лиса: Ребята я предлагаю вам поиграть игру «Назови малыша». Я кидаю мяч и говорю животное, а вы мне называете его детёныша.
(Дети называют).
Логопед. Ребята, отгадайте от кого следующий конверт.
Под кустами,
под ёлками
катится клубочек
с иголками. (Ёж)
Вы поиграли с лисой, а теперь ежик хотел бы проверить вашу внимательность и предлагает вам игру «Что изменилось?». (Логопед показывает три картинки с изображением диких животных, дети называют их, после чего логопед просит закрыть глаза и добавляет четвертую карточку.) А теперь игра «Кого не стало?».
Лиса: Я устала, а вы? Давайте отдохнем. Вставайте в круг, и повторяйте за мной. (физ. минутка «Зимний лес»)
- Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа берёзка в шубке стоит, (прослеживают взглядом за рукой вправо)
Слева ёлка на нас глядит (прослеживают взглядом за рукой влево)
Снежинки в небе кружатся, (движение руками «Фонарики» сверху вниз)
На землю тихо ложатся.
Вот и зайка прискакал, (прыжки, руками показывают ушки зайца)
От лисы он убежал. (Руки двигаются попеременно вперед, пальцы
полусогнуты. Руку на лоб, глядим в разные стороны)
Серый волк по лесу рыщет,
Он себе добычу ищет!
Мы все спрячемся сейчас (руки домиком над головой)
Не найдет тогда он нас! (присесть)
Логопед :
- А сейчас, отгадайте автора этого конверта с заданием.
Из берлоги слышен храп -
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)
- Ребята, медведь хочет, чтобы вы вспомнили и назвали, чем питаются дикие животные?
(Ответы детей)
Логопед : - Правильно, ребята. Волк мясом, (показывает карточку с изображением мяса). Лисы питаются грызунами, мясом, птицами (показывает карточку с изображением мышей, фазана, зайца). Лоси едят ветки, траву сухую, соль. Заяц ест кору, ветки, корешки.
- А как люди могут помогать диким животным зимой?
(Ответы детей)
- Давайте теперь поиграем в игру «Накорми животных». Ещё раз внимательно посмотрите на картинки, и скажите кто, чем питается.
Мы разделим вас на две команды, каждая команда должна правильно выбрать корм для своих животных. Первая команда будет кормить волка и лося, а вторая команда будет кормить лису и зайца. (Каждой команде выдается набор карточек. На них нарисован корм, которым можно кормить животных и которым нельзя).
После игры проводится обсуждение – что сделали правильно, а что нет.
Лиса. Спасибо, ребята, накормили вы животных, не оставили в трудную минуту. Зимой в лесу холодно, и лесным жителям очень трудно найти себе корм.
- А теперь поиграем в игру «Лиса и зайцы».
На одной стороне площадки разложены обручи. Каждый ребенок-«зайчонок» – занимает «домик»- обруч. В обруче дети стоят, руки-«лапки» - прижаты к груди. По сигналу «Зайчики, гулять» дети выпрыгивают из обручей и прыгают по площадке в разных направлениях. По сигналу логопеда (хлопок в ладоши) занимают любой свободный обруч. Лиса должна успеть поймать зайца пока он не запрыгнул в обруч.
Правила: 1) действовать по сигналу; 2) бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга.
Лиса: Ребята, вы молодцы, моим лесным друзьям нравится, что вы их не забываете, игры про них играете, едой угощаете.
Логопед. Мы побывали в зимнем лесу, познакомились с его обитателями, а теперь нам пора возвращаться домой.
- Давайте поблагодарим нашу гостью за то, что она играла с нами и помогала нам в пути.
Лиса. Спасибо, мне очень понравилось с вами. Спасибо вам от всех лесных обитателей за угощения. Приходите к нам в лес чаще.
Логопед. Ребята что вам запомнилось из нашей с вами прогулки по зимнему лесу?
– Что нового узнали на занятии? С какими животными познакомились?
– Чем больше всего запомнилось занятие? (Ответы детей.)
– Что вызвало затруднение?
Логопед. Теперь дружно встаём на лыжи, отправляемся обратно в детский сад.
(Дети под музыку идут по залу, имитируют поход на лыжах.)