Анастасия Родионова
Конспект логопедического занятия «Путешествие в мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала учитель-логопед : Родионова Анастасия Орислангареевна
МКДОУ д/с № 54 п. Михайловка
Цель: Знакомство детей с понятием «звук», «звуки речи».
Коррекционно - образовательные: Формировать у детей представления о звуках. Познакомить с понятием «Звук», «Звуки речи». Расширять словарный запас. Развивать понимание обращенной речи.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие в мир звуков“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие: Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, ориентировки в схеме собственного тела, ориентировки в схеме тела человека, сидящего напротив, слухового внимания, координации речи с движением, развитие быстроты реакции, длительного плавного выдоха.
Коррекционно-воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Звучащие игрушки, ширма, индивидуальные зеркала, ноутбук, презентация Путешествие в мир звуков».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Л. : Здравствуйте друг, здравствуй друг!
Засияло все вокруг!
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Л. : Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие (т. е. далеко от своего города).
Л. : Ребята, мы сегодня отправимся в город «Звукоград», познакомимся с жителями этого города. Наша встреча будет интересной.
Л. : Как называют людей, которые путешествуют? Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать. Значит, кем мы с вами станем?
Д. : Путешественниками.
2. Игра «Кто внимательнее» (ориентация в схеме собственного тела, ориентация в схеме тела человека, сидящего напротив).
Л. : Для того, чтобы не заблудиться, нам нужно хорошо ориентироваться в пространстве, в незнакомой местности.
Л. : Покажите свою главную руку, которой вы держите карандаш. Назовите её. Поднимите другую. Назовите.
Л. : Покажите своё левое плечо, правую бровь, ухо. Левой рукой покажите правый локоть. Правой рукой левый глаз. Левой рукой левое ухо.
Л. : Сядьте на свои места. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Левую руку соседа. Вы готовы к путешествию!
3. Сообщение темы.
Л. : Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. Вот сейчас и узнаем что такое звуки.
4. Игра «Молчанка».
Л. : Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по - разному. Послушайте эти звуки (аудиозапись разных звуков - шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т. д.).
5. Игра «Угадай, что звучало».
Л. : Ребята, посмотрите, что стоит на столе? – Мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла (звучащие игрушки).
Л. : Как можно все эти предметы назвать одним словом? – Игрушки.
Л. : Посмотрите перед вами игрушки одинаковые или разные?
Л. : Разные.
Л. : А чем они отличаются, как вы думаете? Размером, цветом, а ещё они сделаны из разного материала.
Л. : Перечислите, из какого материала они сделаны? – С помощью логопеда дети отвечают : плюшевый мишка, резиновая кукла, пластмассовый свисток, погремушка, железная юла.
Л. : А для чего нам нужны игрушки?
Д. : Чтобы играть.
Л. : Вот сейчас игрушки с вами и поиграют. Вам нужно отгадать эти предметы по звучанию, но сначала, уточним их название игрушек. (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).
Л. : Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется одним словом? Это звуки, неречевые.
Л. : Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Ответы детей - помощь логопеда).
Л. : Ребята, послушайте: А, К, У, О, Т, Б, Д
Л: Как вы думаете, звуки, которые произнесла я, и звуки которые издают игрушки одинаковые или разные?
Д. : Разные.
Л. : Чем отличаются? (Ответы детей). (Речевые - неречевые)
Л. : А звуки, с которыми мы познакомимся сегодня - это звуки речи. Звуки - это то, что мы слышим и произносим. (Выставляется карточка - подсказка). Закрепляется понятие «Звук» и соотносится с карточкой-подсказкой.
Путешествие мы продолжаем
И слова все повторяем
Звуки все мы произносим.
Что не ясно сразу спросим.
6. Физкультминутка с мячом игра «Кто как разговаривает»
Л. : Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей.
Логопед поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.
Л. : Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. (Звуки - это то, что мы слышим и произносим).
Л. : Чтобы закрепить понятие звук прослушайте песню Радионяни «Что такое звук».
7. Игра «Домик звуков».
Л. : Что помогает нам произносить звуки? (Губы, язык). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков. Логопед знакомит детей с органами артикуляции. Речевые звуки подразделяются на гласные и согласные звуки
8. Игры с гласными звуками. «Громко – тихо», «Длительно – отрывисто», «Лесенка».
9. Итог.
- Чем мы сегодня занимались? - путешествовали, играли.
- Что мы слушали?
- Чем мы слушали?
- Чем произносили звуки?
- Что нового узнали? О чем ещё хотелось бы узнать?
Путешествовали долго
Мы идём сейчас домой!
Но не бойтесь вместе скоро,
Мы придем сюда с тобой.