Ирина Костюк
Конспект логопедического занятия «По зову России, во славу Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «По зову России, во славу Кубани».
Возрастная группа: старшая группа для детей с ОНР (III уровень)
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме (казак, станица, папаха, бурка, гармонь, башлык, сабля, пика, кинжал, барабан, охранять, беречь, спасать, отстаивать, выручать, вызволять, «держать границу»). Совершенствование грамматического строя речи (изменение существительных в единственном числе по падежам, согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; закрепление навыка употребления простых предлогов и умения выделения их из текста).
Публикация «Конспект логопедического занятия „По зову России, во славу Кубани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Логопедические занятия
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику рук, артикуляционные и мимические мышцы. Развивать координацию речи и движений.
Коррекционно-воспитательная задача. Воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Предварительная работа. Беседа воспитателя о защитниках Отечества. Рассматривание альбома «Защитники Отечества». Разучивание с детьми игры «Атаман и казаки» и стихов по теме.
Оборудование. Компьютер, презентация,CD диск с казачьими песнями, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу под музыку (под песню в исполнении Кубанского казачьего хора «Ой при лужке, при лужке», проходят на ковёр.
Логопед. Ребята, посмотрите и ответьте, кого вы видите на картине? Как вы думаете? О ком будем сегодня говорить? (О казаках.)
Сегодня мы будем говорить о казаках. А вы, знаете кто такие казаки? (Они защищали страну.)
2. Вводная беседа.
Логопед. Давным-давно, больше двухсот лет назад, царица Екатерина II за военные заслуги даровала казакам грамоту «на вечное владение» кубанской землей. (Слайд 3) Государыня была уверена, что с освоением и защитой этих территорий никто лучше казаков не справится. И она не ошиблась. Казаки были и отличными землепашцами, и отважными воинами.
Там где выгнула русло река,
Как подкову,
У глинистой кручи,
Свиток царский был раскручен
И прочитан под гул тростника:
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать,
И растить казаков…
Первый отряд казаков под командованием Саввы Белого высадился в 1792 году на берегу Тамани. Казаки переселялись на Кубань, возводили укрепления, крепости, курени, укреплённые линии, расширяя и охраняя южные рубежи России. (Слайды 4 - 5) Через наш город, который когда-то давно был станицей, тоже проходила укреплённая линия с крепостью, где несли службу казаки.
За верную службу, смелость, доблесть, заслуги перед Отечеством в столице Кубани – городе Краснодаре установлен памятник Кубанским казакам. (Слайд 6) И в нашем городе у входа в городской парк стоит монумент казакам, защищавшим своё Отечество и отдавшим за него жизнь. (Слайд 7)
1-й ребёнок (читает стихотворение).
У входа в парк уж много лет
Стоит вот этот монумент.
Казакам храбрым честь и слава!
Они станицу возрождали
И службу все несли исправно,
И даже жизнь свою отдали. С. Н. Хачко
3. Согласование существительных и прилагательных (упражнение с мячом).
Логопед. Казак – удалая, отважная, неустрашимая голова.
Казак – лихой, смелый, неустрашимый наездник.
Казак – наездник какой? (Смелый, лихой, неустрашимый, ловкий, отважный, удалой)
Какие были казаки? (Смелые, отважные, неустрашимые, удалые, лихие, весёлые,)
4. Дидактическая игра «Скажи иначе».
Логопед. Как вы понимаете выражение «границу держать»? (Охранять границу. Защищать Родину)
Казаки защищали свою Родину. Как сказать иначе?
Защищать Родину – … (Охранять, беречь, спасать, отстаивать, выручать, вызволять, держать границу,.)
5. Выделение из текста предлогов. (Слайды 8-10)
Логопед. Я вам буду рассказывать о казаках, а вы внимательно слушайте. Вам надо найти в моём рассказе маленькие слова (предлоги).
По первому зову бросает казак свои мирные заботы, собирается и несётся на бранное поле – поле боя. (На.)
Впереди войска едет атаман. На нём папаха каракулевая, в руке булава (или пернач). (На, в.)
Под ним конь вороной. (Под.) За атаманом едут остальные казаки. (За.)
Какие маленькие слова вы услышали? (На, в, за, под.)
6. Игра «Атаман и казаки».
Логопед. Кто возглавлял казачье войско? (Атаман.) Атаман – командир казаков. Поиграем в игру «Атаман и казаки»
Дети разделяются на команды по пять человек. Атаман (ребёнок или педагог) возглавляющий группу дают команду: «Становитесь дружно в ряд!». Дети – казаки выполняют команду в соответствии с текстом, становясь друг за другом по росту.
Атаман и казаки. (Слайд 11).
Атаман позвал солдат:
- Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним второй,
Третий и четвертый – в строй!
Ну, а пятый хоть и мал,
Но и он не опоздал.
Встали казаки: «Ура!» (Дети кричат: «Ура!»)
На парад идти пора. (Шагают на месте.)
6. Отработка навыков употребления предлогов. (Слайды 12-16)
Логопед (показывает картинки, на которой изображена казачья станица за рекой, казак на коне и т. п.). Ребята, посмотрите на картинку. Я расскажу, что нарисовано на ней, а вы внимательно слушайте и исправьте меня, если что-то будет сказано мной неверно.
Казачья станица находится на реке. (Казачья станица находится за рекой.)
Конь за казаком. (Конь под казаком.)
Сабля казака под ножнами. (Сабля казака в ножнах.)
Бурка в плечах казака. (Бурка на плечах казака.)
Газыри нашиты под черкеской. (Газыри нашиты на черкеску.)
Патроны вставляли на газыри. (Патроны вставляли в газыри.)
7. Объяснение пословицы. (Слайд 17)
Логопед. Казак крепок своей вековой, неизменной дружбой с конём. Сильнее этой дружбы на всем свете нет.
Конь казаку – лучший друг.
Так говорили потому, что судьба и жизнь казака часто зависела от коня. Конь для казака был и помощником в труде, и боевым товарищем. Часто жеребёнка дарили мальчику, чтобы он сам вырастил из него коня, приучал к себе, своим командам, постигал основы верховой езды, приучал коня не бояться выстрелов. Если в бою казак был ранен и падал, то конь как верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.
Какие вы знаете пословицы о дружбе казака и коня?» (Сам погибай, а коня выручай. Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.)
8. Пальчиковая гимнастика. (Слайд 18)
Логопед. Когда казака провожали на службу, то давали наказ:
«Даю тебе коня лихого, (Загибают по одному пальцу на руке на каждое название казачьей амуниции.)
Седло и пику, шпагу, портупей.
Холи, корми коня гнедого, (Одна рука гладит другую руку.)
И ничего не пожалей. (Скрещенные руки отводят от груди, показывают вверх ладонями.)
2-й ребёнок (читает стихотворение).
Экипировка казака
Его славит на века.
И в поход, и на парад
До чего красив наряд!
А друга верного – коня
Он растил сам для себя.
Г. Т. Зелинская
9. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». (Слайд 19)
Логопед (показывает картинку с изображением казака или слайд).
Конь каурый подо мной,
Казачина я лихой –
Бурка, сабля и бешмет
Краше парня в мире нет,
Хоть лезгинку танцевать,
Хоть с врагами воевать.
Г. Т. Зелинская
Логопед (показывает предметные картинки и слайд). Назовите лишний предмет, который не являлся казачьей одеждой. (Слайд 20)
Папаха (кубанка, бурка, гармонь, башлык. (Гармонь – не одежда.) Логопед (показывает предметные картинки). Назовите лишний предмет. Объясните, почему этот предмет является лишним. (Слайд 21)
Сабля, пика, кинжал, барабан. (Барабан не оружие.)
10. Динамическая пауза. (Слайд 22)
Логопед. Казаки в России были отдельным сословием со своими традициями и укладом. Они вели хозяйство и несли воинскую службу, ходили в военные походы и даже участвовали в исследовательских экспедициях.
Ой, да по дороге
Вдоль – реки,
В боевом походе едут казаки. (Артикуляционное упражнение «Лошадки».)
В небе пыль клубится,
Позади – кордон, (Дети оборачиваются назад, машут рукой.)
Впереди станица
И родимый дом. (Дети показывают «дом».)
Увидели казаки родные хаты. Радость на душе у казаков. Давно не видели они свои семьи. (Упражнение «Улыбка».)
Логопед. Казак не только хороший воин, но он всегда надёжный и хороший друг. Он весел и приветлив. И прославился казак не только военным искусством, но и дивной, чарующей песней, весёлым зажигательным танцем. Давайте и мы потанцуем.
Дети танцуют (двигаются) под фонограмму кубанской казачьей песни.
11. Изменение существительного в единственном числе по падежам. (Слайды 23 - 24)
Логопед. Ребята, кто прославился умением сражаться, петь и зажигательно танцевать? (Казак.)
Кого вы видите изображённым на картинке? (Казака.)
Кому поставлен памятник в Краснодаре? (Казаку.)
У кого лучший друг конь? (У казака.)
О ком говорят слова «удалая, неустрашимая голова», «смелый лихой наездник»? (О казаке.)
Кем мы восхищаемся? (Казаком.)
12. Итог занятия.
Логопед. Сегодня мы с вами говорили о казаках – верных защитниках Отечества. Слава о верности и преданности казаков сохранилась до наших дней. Чем бы вы хотели быть похожими на казаков? (Ответы детей.)
Ребята! Вы вырастете и скоро станете взрослыми, каждый из вас выберет профессию себе по душе. Кто-нибудь из вас выберет профессию защитника Отечества – солдата, воина, который свою жизнь посвятит служению своей Родине, ее защите.
(Звучит «Гимн Лабинска» в исполнении казачьего Кубанского хора.)
Рефлексия.