Валентина Яковлева
Конспект логопедического занятия по теме «Моя семья»
МОЯ СЕМЬЯ. ЧЕЛОВЕК.
«КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ»
Как у нас семья большая (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.)
Да веселая.
Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на обеих руках.)
Два учиться хотят, (Загнуть указательные пальцы на обеих руках.)
Два Степана у сметаны (Загнуть средние пальцы.)
Объедаются.
Две Дашки у кашки (Загнуть безымянные пальцы.)
Питаются.
Две Ульки в люльке (Загнуть мизинцы.)
Качаются.
Примерный словарь
Существительные: семья, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя, родня, родственники, фамилия, имя, отчество, помощь, обязанность.
Публикация «Конспект логопедического занятия по теме „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Глаголы: любить, слушаться, помогать, приглашать, благодарить, приветствовать, здороваться, прощаться, защищать, объяснять.
Прилагательные: родной — двоюродный, старший — младший, вежливый, приветливый, ласковый, важный, нужный, счастливый.
Материал для рассказа может быть следующим.
Каждый ребёнок живёт в семье. Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры.
Ещё в дошкольном возрасте ребёнок должен знать имена и отчества родителей, бабушки, дедушки, имена братьев и сестёр, если они есть. Он должен понимать простейшие родственные связи в семье: бабушка — мама папы или мамы, чей папа дедушка, кто ему Катя или Вова. Желательно знать имена и отчества близких родственников и определять, чей брат — дядя и чья сестра — тётя. Понимать, что их дети, в отличие от родных, двоюродные братья и сестры.
Старшие дети помогают родителям в домашних делах, младшим — в их играх, защищают и объясняют непонятные слова.
Хорошо, если ребёнок знает, где и кем работают его родители. Когда в доме говорят о работе, особенно если подчёркивают её необходимость, ребёнок начинает ещё больше гордиться своими родителями, считая их самыми важными.
1. Выучи имена и отчества каждого члена твоей семьи. Повтори домашний адрес.
2. Старшие и младшие:
Папа – сын
Дядя -
Дедушка -
Мама -
Тетя -
Бабушка -
3. Скажи наоборот (закрепляем превосходную степень прилагательных:
Папа старший, а дедушка
Брат молодой, а сестренка
Племянник большой, а дядя
Мама высокая, а папа
Дочь красивая, а мама
Внук сильный, а дедушка
Папа мудрый, а бабушка
Тетя хитрая, а племянница
4. Заполни таблицу, отвечая на вопросы (чей, чья, чье):
пижама пальто шарф носки
Мама
Папа
Дедушка
Бабушка
братишка
сестренка
5. Назови ласково:
Дед
Баба
Старик
Старуха
Внук
Сын
Невестка
Мать
Дочь
Внучка
Тетя
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Тело — тельце,
голова — головка, головушка,
рука — ручка, рученька,
нога — ножка, ноженька,
палец — пальчик,
глаз — глазик, глазок,
уши — ушки,
шея — шейка,
нос — носик,
рот — ротик, роток,
зуб — зубик, зубок,
губа — губка,
язык — язычок,
пятка — пяточка,
локоть — локоток,
плечо — плечико,
спина — спинка,
живот — животик,
щека — щечка,
лицо — личико,
ладонь — ладошка,
голос — голосок.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Голова — две головы — голов,
рука — две руки — рук,
нога — две ноги — ног,
ступня — две ступни — ступней,
палец — два пальца — пальцев,
глаз — два глаза — глаз,
ухо — два уха — ушей,
нос — два носа — носов,
рот — два рта — ртов,
зуб — два зуба — зубов,
язык — два языка — языков,
пятка — две пятки — пять пяток,
колено — два колена — колен,
локоть — два локтя — локтей,
плечо — два плеча — плечей,
спина — две спины — спин,
живот — два живота — животов,
волос — два волоса — волбс,
щека — две щеки — щек,
лицо — два лица — лиц,
лоб — два лба — лбов,
ноготь — два ногтя — ногтей,
ресница — две ресницы — ресниц,
голос — два голоса — голосов.
Образование существительных множественного числа «Назови по образцу» (детям от 4 лет)
Палец (а они) — пальцы,
плечо — плечи,
рука — руки,
нога — ноги,
язык — языки,
голова — головы,
колено — колени,
ухо — уши,
лоб — лбы,
локоть — локти,
бровь — брови,
голос — голоса,
ноготь — ногти,
веко — веки.
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
головой мы (что делаем) -— думаем;
ушами. — слушаем;
глазами. — смотрим;
носом. — дышим, нюхаем;
ртом. — едим, пьем, говорим;
руками. — берем, держим, трогаем, рисуем;
ногами. — ходим, бегаем, прыгаем.
Классификация понятий «Четвертый лишний»
Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки); нога, стопа, сапоги, колено (сапоги); глаза, нос, рот, очки (очки).
Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»
«Близок локоток, да не укусишь». «Хоть бы одним глазком взглянуть». «Задрать нос». «Голову повесить».
Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Большой — маленький, трудолюбивый — ленивый, низкий — высокий, глупый — умный, широкий — узкий, детский — взрослый, грустный — веселый, поднимать — опускать, длинный — короткий, смелый — трусливый, злой — добрый, черный — белый, говорить — молчать.