Лилия Лымаренко
Конспект логопедического занятия по развитию у детей навыков элементарного звукового анализа в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква «С».
Цель: 1. Уточнение артикуляции и правильного произношение звука «С».
2. Учить детей определять звук в звуковом ряду, слогах, словах; находить слова с заданным звуком в предложениях и тексте.
3. Развить фонетический слух.
4. Закрепить умение детей делить слова на слоги.
5. Составлять предложения по заданной картинке, по опорным словам из деформированного предложения.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию у детей навыков элементарного звукового анализа в подготовительной группе» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
6. Составление схемы предложения.
7. Познакомить детей с буквой «С».
8. Развить внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, фломастеры, бумага.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет свое имя ласково.
2. Артикуляционная гимнастика: вспомним, где живет ваш веселый друг «язычок» :
- в своем домике, этот домик – рот.
Проснулся язычок и решил сделать зарядку, и мы будем делать зарядку, глядя в зеркала.
2.1 Первое упражнение – «улыбка» (видны два ряда зубов).
Второе упражнение – «хоботок».
Третье упражнение - чередование «улыбка, трубочка».
Четвертое упражнение – «лопаточка».
Пятое упражнение – «иголочка».
Шестое упражнение – «чередование «лопаточка, иголочка».
Седьмое упражнение – «трубочка» подуть в нее.
Восьмое упражнение – «чашечка» подуть в нее.
Девятое упражнение – «горка», кончик языка упирается в корни нижних зубов, спинка языка поднимается.
2.2 Артикуляция звука «С»- когда губы в улыбке, зубы сближены, язык «горкой», кончик языка упирается в корни нижних зубов, а выдуваемый воздух холодный идет посередине языка – какой звук мы так произносим?
Да, правильно, это «С».
Дети произносят все вместе и индивидуально.
- А какой это звук?
- Это согласный, глухой, свистящий.
- Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука «С».
СА-СА-СА - вот оса.
СО-СО-СО - колесо.
СЫ-СЫ-СЫ – у деда усы.
СУ-СУ-СУ - несу косу.
АС-АС-АС – дети пили квас.
ОС-ОС-ОС – на поляне много ос.
- Сейчас мы поиграем: когда услышите звук «С» нужно хлопнуть в ладошки:
- в звуковом ряду :
А, О, У, С, Ы, И, Э, Т, С, К, Ш, Ц, С.
- в слогах открытых:
БА, МА, СА, ПО, БО, СО, ЗУ, ШУ, СУ.
- в слогах закрытых:
АП, АК, АС, ОБ, ОК, ОС, УЧ, УЦ, УС.
- в словах:
ЛАМПА, ПОЛКА, СТУЛ, ОКНО, ВЕШАЛКА, СОВА, ДИВАН, СУНДУК, ПАУК, КОЛЬЦО, СТАКАНЧИК, ЧУЛОК, ЗВЕЗДА, СУРОК.
3. На доске заранее выставлены картинки в три ряда:
- в первом ряду – слова, начинающиеся на звук «С»;
- во втором ряду – слова с «С» в середине слова;
- в третьем ряду – слова с «С» в конце слова.
Картинки в единственном и множественном числе:
СТУЛ-СТУЛЬЯ, КСТОЧКА-КИСТОЧКИ, КРЕСЛО-КРЕСЛА, НОСОК-НОСКИ, КОЛЕСО-КОЛЕСА.
Называют дети.
4. Физкультминутка.
4.1 Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
Осы и укусят,
Если захотят.
4.2 Стол - у стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
4.3 Стул – спинка, ножки и сиденье,
Этот стул на удивленье.
4.4 Гусь – стоит и все гогочет,
Ущипнуть меня он хочет.
4.5 Скворечник – скворец в скворечнике живет
И песни весело поет.
4.6 А теперь встаньте все! Покатаемся на самокате.
Дети встают друг за другом и заводят самокат, руками держатся за ручки самоката:
Самокат, самокат (отталкиваются правой ногой)
Самокату очень рад
Сам качу, сам качу (отталкиваются левой ногой)
Самокат куда хочу.
И на носочках бегут по кругу.
5. Деление слов на слоги:
5.1 Делить слова на слоги, хлопать в ладоши и называть, сколько в слове слогов (частей) :
СОН, СЫН, КУСТ, МОСТ, СТОЛ, СТУЛ, СУМКА, МИСКА, АСФАЛЬТ, САДЫ, СКАЛКА, НОСКИ, СУРОК, ЛИСА, ЛАСТОЧКА, СНЕГИРИ, СОРОКА, АВТОБУС, КЛЕСТЫ.
5.2 Дети придумывают слова со звуком «С» с одним, двумя, тремя слогами.
5.3 Логопед называет слова, а дети называют первый слог в этом слове:
САХАР, САДИК, САНИ, СОВЫ, СОНЯ, СОТЫ, СУХО, СУХОФРУКТЫ, СЫПАТЬ.
5.4 Логопед называет слова, а дети называют последний слог в этом слове:
ОСА, РОСА, УСЫ, ЧАСЫ, КОЛЕСО, КОЛБАСА, НЕСУ, ПАСУ.
6. Составление предложений:
6. 1 По картинке: барсук, слон, соловей.
6. 2 Из двух слов: сумка, скамейка;
автобус, остановка;
Света, косынка.
6.3 – Ребята, нам Незнайка прислал письмо и просит помочь ему: он составил предложения, а у него перепутались слова, и вот что получилось:
КОРОВЫ, СТАДО, ПАСТУХ, ПАСТИСЬ;
- Кто поможет Незнайке составить предложение и составить схему этого предложения?
ПРИЛЕТАТЬ, СКВОРЦЫ, ВЕСНА, РАННЯЯ;
СУК, НА, СИДЕТЬ, СОСНА.
7. Выделить и запомнить слова со звуком «С» из рассказа «Просто старушка».
Костя, Настя, и Света возвращались из школы домой. Они весело разговаривали. Впереди них шла старушка с сумкой. На перекрестке старушка поспешила, поскользнулась и упала. Из сумки на асфальт выпали: сайка, колбаса, масло, сыр. Костя поспешил к старушке. Он помог ей встать, сложил продукты в сумку и помог ей пройти перекресток. Когда он вернулся к друзьям, Света спросила:
- Это твоя бабушка?
- Нет, сказал Костя.
- Это твоя мама?
- Нет, опять сказал Костя.
- А кто же это?
- Это просто старушка!
Дети называют слова из текста.
8. Знакомство с буквой «С» и ее написанием.
- На что похожа буква «С»?
Прописывание буквы «С» в воздухе.
-Теперь фломастерами напишите на листочках эту букву и покажите мне.
- Назовите, что нарисовано на этом листе – слон, самолет, сумка, стул, стол, скатерть, сыр – все эти слова начинаются с «С» и пишутся с буквой «С».
9. Игра «Доскажи словечко».
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пушистый хвост- краса
А зовут ее - … (лиса).
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это … (снегири).
На суку сидит
Во все стороны глядит.
У нее круглая голова
А зовут ее … (сова).
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его … (скворец).
Ходит длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами
И такой огромный он
Ты узнал кто это? (слон).
10. Итог занятия.
О каком звуке мы говорили на занятии?
Какой это звук? (согласный, глухой, свистящий)
А с какой буквой мы познакомились?