Наталья Шпакова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: пополнять представления детей новыми фактами о насекомых, активизировать словарь по теме «насекомые»; учить перекодировать символы в образы, составлять описательный рассказ, опираясь на план – схему; закреплять употребление в речи глаголов; формировать умение находить обобщающие признаки; стимулировать речевую активность детей;
Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, мышление; отрабатывать целенаправленный выдох, развивать мелкую моторику;
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи „Составление описательных рассказов о насекомых по схеме“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности; воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование: игрушка пчела Майя, схема для составления описательного рассказа о пчеле, наглядные предметные картинки, угощение.
Ход занятия:
I. Орг. момент:
Логопед: - Сядет тот, кто назовёт пароль. А пароль на занятие - название какого-нибудь насекомого.
Дети называют насекомых и садятся на свои места.
II. Основная часть:
Логопед: - Скажите ребята, кто из насекомых умеет пархать? (Бабочка) А кто умеет жужжать? (Муха, жук) Кто звенеть? (Комар) Кто прыгать? (Кузнечик) Кто стрекочит? (Стрекоза) Собирает нектар? (Бабочка) Кто жалит? (Оса) Кто ползает? (Жук) У кого нет крыльев (Муравей) Зимой и летом зелёным цветом? (Кузнечик)
- Вы очень много уже знаете о насекомых, может угадаете, кто к нам сегодня пришёл в гости?
Рано утром просыпаюсь,
На работу собираюсь -
По полям они летают,
И цветочки опыляют.
Но одна из них умнее,
Веселее и добрее.
Дружат с нею все букашки,
Даже мышки, черепашки.
Всем на помощь поспешит,
Всех утешит, рассмешит.
Дети: - Пчела Майя.
(Воспитатель предварительно знакомит с содержанием сказки «Пчела Майя и её приключения» В. Бонзельс или показывает несколько серий мультсериала «Пчёлка Майя»)
Логопед: - Правильно, к нам в гости прилетела пчела Майя. Давайте поздороваемся с ней, ребята.
Игра «Четвёртый лишний».
Логопед: - А сейчас послушайте стихотворение, которое хочет рассказать вам наша пчела Майя. Только будьте очень внимательны, потому что в нем есть маленькая хитрость, вам надо догадаться кто в стихотворении четвертый лишний.
На лужайке шум, веселье:
Жук устроил новоселье.
Всех гостей он пригласил,
И за стол их усадил.
Здесь комар и воробей,
Здесь трудяга - муравей.
Кузнечик чуть не опоздал –
Последним в гости прискакал.
На всех жук смотрит с удивленьем:
-Кто пришел без приглашенья?
-Подумайте, ребята, кто же лишний? (Ответы детей. Если сразу не догадались, прочитать ещё раз)
Логопед: - Правильно, лишним на новоселье оказался воробей. А почему?
Дети: - Потому что, комар, муравей и кузнечик – это насекомые, а воробей – птица.
Логопед: - Видишь Майя как дети много знают о насекомых. Они и про тебя могут многое рассказать. Попробуем ребята составить рассказ о нашей пчеле Майе. А помогать нам будет схема (Карточка – помощница, на которой значками и картинками обозначено, о чём нужно рассказывать. Сейчас я вам её покажу.
Составление рассказов о пчеле (работа со схемой).
Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Рассматривает таблицу вместе с детьми и разбирает то, что на ней изображено.
Логопед: - Смотрите, на таблице много разных подсказок. Но мы с вами будем шагать по ним по порядку.
1. - Вот первая подсказка. Как вы думаете, что это за знак вопроса? (Обвести карандашом/указкой, чтобы дети запомнили символ)
Дети говорят свои предположения.
Логопед: - Знак вопроса нас спрашивает - о каком насекомом мы с вами будем рассказывать? Отвечаем – это насекомое пчела.
2. Логопед: - Рома, что нам хочет сказать вторая подсказка, где три муравья разного роста?
Рома: - Надо сказать о размере насекомого.
Логопед: - Какого размера наша пчела?
Рома: - Пчела маленькая.
3. Логопед: - Ира, что ты видишь на этой картинке?
Ира: - На картинке я вижу краски.
Логопед: - О чём подсказывают нам краски?
Ира: - О том, какого цвета насекомое?
Логопед – А какого цвета наша пчела?
Ира: - Пчела полосатая, у неё желтые и чёрные полоски.
4. Логопед: - Катя, что изображено на четвёртой картинке?
Дети: - Пазлы.
Логопед: - Правильно, а из чего собирается картинка в пазлах?
Катя: - Из частей картинки. (Помощь логопеда в случаях затруднения)
Логопед: - А у тела насекомых тоже есть части. Подскажите, какие части тела есть у пчелы?
Дети: - Голова, грудь, брюшко, 6 лапок, крылышки, усики, жало. (Логопед, во время называния детьми частей тела, показывает картинку, с крупным изображением пчелы, указывая на части тела, которые называют дети, или даёт возможность им самим их показать)
5. Логопед: - Всё правильно. А теперь посмотрите на пятую подсказку. Кого Саша ты на ней видишь?
Саша: - Я вижу бабочку, муравья и кузнечика.
Логопед: - Саша, посмотри внимательно и скажи, что делает бабочка? Что делает кузнечик? А что муравей? (Логопед каждый раз называя насекомого, карандашом проводит по дорожке).
Саша: - Бабочка летит, кузнечик прыгает, а муравей ползёт/бежит.
Логопед: - А как передвигается пчела?
Дети: - Пчела летает.
6. Логопед: - Всё верно, пчела летает. Маша, посмотри, на шестой подсказке нарисован рупор, в который можно что-то говорить? А рядом звук [З], который тянется вот так: З-З-З.
Маша: - Так жужжат насекомые.
Логопед: - Правильно Маша, такой звук издают некоторые насекомые своими крылышками, когда летают. Наша пчела в полёте тоже умеет жужжать.
7. Логопед: - Дима, на картинке что нарисовано на седьмой картинке-подсказке?
Дима: - На картинке нарисован домик пчёл и пчёлы.
Логопед: - Правильно, картинка подсказывает нам, что надо не забыть сказать о том, где живут пчёлы. Кто помнит, как называется пчелиный домик?
Дети: - Пчелиный домик называется улей.
Логопед: - Правильно, пчёлы живут всей семьёй в улье около цветущих растений: в фруктовых садах или около цветочных полей и лугов.
8. Логопед: - Вася, то ты видишь на восьмой картинке?
Вася: - На картинке нарисована полянка с цветами и пчела с ведерком с мёдом.
Логопед: - Как ты думаешь, о чем можно рассказать, глядя на эту картинку? (Предполагаемый ответ ребёнка)
Логопед: - Конечно Вася, пчела прилетела на полянку, чтобы покушать цветочного нектара и пыльцы, и еще немного собрать, и принести в улей. Из нектара пчелы сделают вкусный сладкий и полезный мёд.
9. Логопед: - А, как вы думаете, что зашифровано на последней картинке?
Что на ней нарисовано?
Дети: - На картинке весёлый смайлик и злой смайлик.
Логопед: - Да, два смайлика и знак вопроса.
(Выслушать предположения детей)
Логопед: - Знак вопроса спрашивает нас, приносит ли пчела пользу человеку и природе (Логопед показывает карандашом на улыбающегося смайлика) или это вредное насекомое (Показать карандашом на злого смайлика).
Дети: - Пчела приносит пользу. Она даёт нам мёд.
Логопед: - Правильно ребята, пчела - это одно из наиболее полезных насекомых. Пчела делает мёд. Мёд - это еда не только для пчёл, но и для человека. Его едят как лакомство с хлебом, блинами, оладушками. Мёд обладает лечебными свойствами, и он помогает вылечиться от простуды. Его добавляют в различные сладости вместо сахара: в пряники, торты, пахлаву, а также добавляют в различные соусы, квасы. (Можно показать картинки для зрительной памяти) А ещё продукты жизнедеятельности пчёл (маточное молочко, прополис) используются в медицине. Воск, из которого сделаны соты, человек использует для изготовления свечей. И самое главное: пчёлы, перелетая с одного цветка на другой, опыляют растения и увеличивают урожай. (Часть информации о пользе для общего ознакомления и в рассказе детей может не использоваться)
Логопед: - Вот мы с вами и расшифровали все подсказки, а теперь Майя и вы ребята послушайте, какой рассказ можно составить о пчеле, используя все наши подсказки:
Примерный рассказ о пчеле.
Это насекомое пчела. Она маленького размера. У пчелы полосатая окраска, у неё желтые и чёрные полоски. У пчелы есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, усики, жало. Ещё у пчелы есть крылья и она умеет летать. В полёте пчела жужжит: Ж-Ж-Ж. Пчела живёт с другими пчёлами в домике, который называется улей. Улей ставиться около цветущих растений: в фруктовых садах или около цветочных полей и лугов. Пчела летает по полям и собирает с цветов нектар. Затем она летит с нектаром в улей, где делают из него вкусный, сладкий и полезный мёд. Пчела – это полезное насекомое. Человек ест пчелиный мёд, добавляет его в торты, пряники, лечится им. Из воска делает свечи. А ещё пчёлы, перелетая с одного цветка на другой, опыляют растения и увеличивают урожай.
Логопед: - Понравился вам рассказ про пчелу? А теперь Майя предлагает нам с вами поиграть. Становитесь все кружок.
Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка».
Логопед: - Послушайте ребята, как пчела Майя произносит длительный звук "З-З-З". А теперь вы попробуйте на выдохе произнести звук "З-З-З". А теперь представьте, что пчелка села на нос (Звук и взгляд надо направить к носу, на руку, на ногу. Одновременно логопед читает текст:
Вот весёлая пчела
Детям мёда принесла: З-З-З! З-З-З!
Села нам на локоток З-З-З! З-З-З!
Полетела на носок З-З-З!
Пальчиковая гимнастик: «Пчелка»
Прилетела к нам вчера –
Полосатая пчела. машут ладошками
А за нею шмель-шмелёк,
И веселый мотылек на каждое название насекомого, загибают один пальчик
Два жука и стрекоза, делают кружки из пальцев и, как фонарики глаза, подносят к глазам
Пожужжали, полетали, машут ладошками
От усталости упали. роняют ладони вниз
Логопед: - Ребята, а кто из вас хочет составить свой рассказ по нашей схеме-подсказке? Майя с удовольствием вас послушает. (Несколько детей составляют свои рассказы у доски, количество зависит от времени и уровня внимания детей)
Логопед: - Ой, смотрите, пчёлка Майя улыбается, значит ей очень понравились ваши рассказы. И в награду она хочет угостить вас медовыми пряниками, которые вы сможете попробовать после нашего занятия. Что мы должны сказать нашей пчёлке Майе? (Дети говорят спасибо и прощаются с пчёлкой)
III. Итог.
Логопед: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему мы сегодня учились? (Составлять рассказы по схеме) Скажите, что вам помогало составлять рассказ? (Картинки-подсказки). Что было для вас интересным?
Все ответы детей являются условно предположительными!