Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Наталья Шпакова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: пополнять представления детей новыми фактами о насекомых, активизировать словарь по теме «насекомые»; учить перекодировать символы в образы, составлять описательный рассказ, опираясь на план – схему; закреплять употребление в речи глаголов; формировать умение находить обобщающие признаки; стимулировать речевую активность детей;

Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, мышление; отрабатывать целенаправленный выдох, развивать мелкую моторику;

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи „Составление описательных рассказов о насекомых по схеме“» размещена в разделах

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности; воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: игрушка пчела Майя, схема для составления описательного рассказа о пчеле, наглядные предметные картинки, угощение.

Ход занятия:

I. Орг. момент:

Логопед: - Сядет тот, кто назовёт пароль. А пароль на занятие - название какого-нибудь насекомого.

Дети называют насекомых и садятся на свои места.

II. Основная часть:

Логопед: - Скажите ребята, кто из насекомых умеет пархать? (Бабочка) А кто умеет жужжать? (Муха, жук) Кто звенеть? (Комар) Кто прыгать? (Кузнечик) Кто стрекочит? (Стрекоза) Собирает нектар? (Бабочка) Кто жалит? (Оса) Кто ползает? (Жук) У кого нет крыльев (Муравей) Зимой и летом зелёным цветом? (Кузнечик)

- Вы очень много уже знаете о насекомых, может угадаете, кто к нам сегодня пришёл в гости?

Рано утром просыпаюсь,

На работу собираюсь -

По полям они летают,

И цветочки опыляют.

Но одна из них умнее,

Веселее и добрее.

Дружат с нею все букашки,

Даже мышки, черепашки.

Всем на помощь поспешит,

Всех утешит, рассмешит.

Дети: - Пчела Майя.

(Воспитатель предварительно знакомит с содержанием сказки «Пчела Майя и её приключения» В. Бонзельс или показывает несколько серий мультсериала «Пчёлка Майя»)

Логопед: - Правильно, к нам в гости прилетела пчела Майя. Давайте поздороваемся с ней, ребята.

Игра «Четвёртый лишний».

Логопед: - А сейчас послушайте стихотворение, которое хочет рассказать вам наша пчела Майя. Только будьте очень внимательны, потому что в нем есть маленькая хитрость, вам надо догадаться кто в стихотворении четвертый лишний.

На лужайке шум, веселье:

Жук устроил новоселье.

Всех гостей он пригласил,

И за стол их усадил.

Здесь комар и воробей,

Здесь трудяга - муравей.

Кузнечик чуть не опоздал –

Последним в гости прискакал.

На всех жук смотрит с удивленьем:

-Кто пришел без приглашенья?

-Подумайте, ребята, кто же лишний? (Ответы детей. Если сразу не догадались, прочитать ещё раз)

Логопед: - Правильно, лишним на новоселье оказался воробей. А почему?

Дети: - Потому что, комар, муравей и кузнечик – это насекомые, а воробей – птица.

Логопед: - Видишь Майя как дети много знают о насекомых. Они и про тебя могут многое рассказать. Попробуем ребята составить рассказ о нашей пчеле Майе. А помогать нам будет схема (Карточка – помощница, на которой значками и картинками обозначено, о чём нужно рассказывать. Сейчас я вам её покажу.

Составление рассказов о пчеле (работа со схемой).

Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Рассматривает таблицу вместе с детьми и разбирает то, что на ней изображено.

Логопед: - Смотрите, на таблице много разных подсказок. Но мы с вами будем шагать по ним по порядку.

1. - Вот первая подсказка. Как вы думаете, что это за знак вопроса? (Обвести карандашом/указкой, чтобы дети запомнили символ)

Дети говорят свои предположения.

Логопед: - Знак вопроса нас спрашивает - о каком насекомом мы с вами будем рассказывать? Отвечаем – это насекомое пчела.

2. Логопед: - Рома, что нам хочет сказать вторая подсказка, где три муравья разного роста?

Рома: - Надо сказать о размере насекомого.

Логопед: - Какого размера наша пчела?

Рома: - Пчела маленькая.

3. Логопед: - Ира, что ты видишь на этой картинке?

Ира: - На картинке я вижу краски.

Логопед: - О чём подсказывают нам краски?

Ира: - О том, какого цвета насекомое?

Логопед – А какого цвета наша пчела?

Ира: - Пчела полосатая, у неё желтые и чёрные полоски.

4. Логопед: - Катя, что изображено на четвёртой картинке?

Дети: - Пазлы.

Логопед: - Правильно, а из чего собирается картинка в пазлах?

Катя: - Из частей картинки. (Помощь логопеда в случаях затруднения)

Логопед: - А у тела насекомых тоже есть части. Подскажите, какие части тела есть у пчелы?

Дети: - Голова, грудь, брюшко, 6 лапок, крылышки, усики, жало. (Логопед, во время называния детьми частей тела, показывает картинку, с крупным изображением пчелы, указывая на части тела, которые называют дети, или даёт возможность им самим их показать)

5. Логопед: - Всё правильно. А теперь посмотрите на пятую подсказку. Кого Саша ты на ней видишь?

Саша: - Я вижу бабочку, муравья и кузнечика.

Логопед: - Саша, посмотри внимательно и скажи, что делает бабочка? Что делает кузнечик? А что муравей? (Логопед каждый раз называя насекомого, карандашом проводит по дорожке).

Саша: - Бабочка летит, кузнечик прыгает, а муравей ползёт/бежит.

Логопед: - А как передвигается пчела?

Дети: - Пчела летает.

6. Логопед: - Всё верно, пчела летает. Маша, посмотри, на шестой подсказке нарисован рупор, в который можно что-то говорить? А рядом звук [З], который тянется вот так: З-З-З.

Маша: - Так жужжат насекомые.

Логопед: - Правильно Маша, такой звук издают некоторые насекомые своими крылышками, когда летают. Наша пчела в полёте тоже умеет жужжать.

7. Логопед: - Дима, на картинке что нарисовано на седьмой картинке-подсказке?

Дима: - На картинке нарисован домик пчёл и пчёлы.

Логопед: - Правильно, картинка подсказывает нам, что надо не забыть сказать о том, где живут пчёлы. Кто помнит, как называется пчелиный домик?

Дети: - Пчелиный домик называется улей.

Логопед: - Правильно, пчёлы живут всей семьёй в улье около цветущих растений: в фруктовых садах или около цветочных полей и лугов.

8. Логопед: - Вася, то ты видишь на восьмой картинке?

Вася: - На картинке нарисована полянка с цветами и пчела с ведерком с мёдом.

Логопед: - Как ты думаешь, о чем можно рассказать, глядя на эту картинку? (Предполагаемый ответ ребёнка)

Логопед: - Конечно Вася, пчела прилетела на полянку, чтобы покушать цветочного нектара и пыльцы, и еще немного собрать, и принести в улей. Из нектара пчелы сделают вкусный сладкий и полезный мёд.

9. Логопед: - А, как вы думаете, что зашифровано на последней картинке?

Что на ней нарисовано?

Дети: - На картинке весёлый смайлик и злой смайлик.

Логопед: - Да, два смайлика и знак вопроса.

(Выслушать предположения детей)

Логопед: - Знак вопроса спрашивает нас, приносит ли пчела пользу человеку и природе (Логопед показывает карандашом на улыбающегося смайлика) или это вредное насекомое (Показать карандашом на злого смайлика).

Дети: - Пчела приносит пользу. Она даёт нам мёд.

Логопед: - Правильно ребята, пчела - это одно из наиболее полезных насекомых. Пчела делает мёд. Мёд - это еда не только для пчёл, но и для человека. Его едят как лакомство с хлебом, блинами, оладушками. Мёд обладает лечебными свойствами, и он помогает вылечиться от простуды. Его добавляют в различные сладости вместо сахара: в пряники, торты, пахлаву, а также добавляют в различные соусы, квасы. (Можно показать картинки для зрительной памяти) А ещё продукты жизнедеятельности пчёл (маточное молочко, прополис) используются в медицине. Воск, из которого сделаны соты, человек использует для изготовления свечей. И самое главное: пчёлы, перелетая с одного цветка на другой, опыляют растения и увеличивают урожай. (Часть информации о пользе для общего ознакомления и в рассказе детей может не использоваться)

Логопед: - Вот мы с вами и расшифровали все подсказки, а теперь Майя и вы ребята послушайте, какой рассказ можно составить о пчеле, используя все наши подсказки:

Примерный рассказ о пчеле.

Это насекомое пчела. Она маленького размера. У пчелы полосатая окраска, у неё желтые и чёрные полоски. У пчелы есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, усики, жало. Ещё у пчелы есть крылья и она умеет летать. В полёте пчела жужжит: Ж-Ж-Ж. Пчела живёт с другими пчёлами в домике, который называется улей. Улей ставиться около цветущих растений: в фруктовых садах или около цветочных полей и лугов. Пчела летает по полям и собирает с цветов нектар. Затем она летит с нектаром в улей, где делают из него вкусный, сладкий и полезный мёд. Пчела – это полезное насекомое. Человек ест пчелиный мёд, добавляет его в торты, пряники, лечится им. Из воска делает свечи. А ещё пчёлы, перелетая с одного цветка на другой, опыляют растения и увеличивают урожай.

Логопед: - Понравился вам рассказ про пчелу? А теперь Майя предлагает нам с вами поиграть. Становитесь все кружок.

Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка».

Логопед: - Послушайте ребята, как пчела Майя произносит длительный звук "З-З-З". А теперь вы попробуйте на выдохе произнести звук "З-З-З". А теперь представьте, что пчелка села на нос (Звук и взгляд надо направить к носу, на руку, на ногу. Одновременно логопед читает текст:

Вот весёлая пчела

Детям мёда принесла: З-З-З! З-З-З!

Села нам на локоток З-З-З! З-З-З!

Полетела на носок З-З-З!

Пальчиковая гимнастик: «Пчелка»

Прилетела к нам вчера –

Полосатая пчела. машут ладошками

А за нею шмель-шмелёк,

И веселый мотылек на каждое название насекомого, загибают один пальчик

Два жука и стрекоза, делают кружки из пальцев и, как фонарики глаза, подносят к глазам

Пожужжали, полетали, машут ладошками

От усталости упали. роняют ладони вниз

Логопед: - Ребята, а кто из вас хочет составить свой рассказ по нашей схеме-подсказке? Майя с удовольствием вас послушает. (Несколько детей составляют свои рассказы у доски, количество зависит от времени и уровня внимания детей)

Логопед: - Ой, смотрите, пчёлка Майя улыбается, значит ей очень понравились ваши рассказы. И в награду она хочет угостить вас медовыми пряниками, которые вы сможете попробовать после нашего занятия. Что мы должны сказать нашей пчёлке Майе? (Дети говорят спасибо и прощаются с пчёлкой)

III. Итог.

Логопед: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему мы сегодня учились? (Составлять рассказы по схеме) Скажите, что вам помогало составлять рассказ? (Картинки-подсказки). Что было для вас интересным?

Все ответы детей являются условно предположительными!

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки». Цель: развитие диалогической речи. Задачи: - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, правильно строить.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин»Логопедическое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа «Подвиг суворовца» по серии сюжетных картин» Возрастная категория: подготовительная к школе группа Задачи: 1. коррекционно—образовательная: · продолжать работу с детьми по составлению.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»
Опубликовано: 26 октября 2020 в 10:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шпакова (УИ 351336) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД