Ульяна Демидова
«Грибы и ягоды». Конспект логопедического занятия по лексической теме для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик: учитель-логопед Демидова У. В.
Цель: Формирование лексико - грамматических средств языка по лексической теме «Грибы и ягоды».
Коррекционно-образовательная задача:
• расширять словарный запас по теме, познакомить детей с обобщающими понятиями «Грибы», «Лесные ягоды»
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
• Совершенствовать грамматический строй речи: формировать умение согласовывать прилагательные и глаголы с существительными в роде, числе и падеже, а также с предложно-падежными конструкциями; развивать навык образования прилагательных.
• Упражнять в произношении слов сложного слогового состава.
Коррекционно-развивающая задача:
• развивать мышление, воображение, внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику, зрительно - моторной координацию, силу выдоха.
Коррекционно - воспитательная задача:
• воспитывать бережное отношение к лесным богатствам.
Предварительная работа: Просмотр презентации о разнообразии мира грибов и лесных ягод; о практическом применении их человеком, пользе или вреде для здоровья и питания.
Материал: «волшебный» мешочек, муляжи грибов, разрезные картинки грибов и лесных ягод, Кукла - Петрушка, портативная музыкальная колонка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, дети!
(дети встают в круг,
Логопед. Ты мой друг и я твой друг, посмотри скорей вокруг!
Мяч скорей передавай, ласково соседа называй!
(Дети называют друг друга, используя уменьшительно-ласкательные формы имени к рядом стоящему ребенку)
Отгадайте, о чем будет сегодня наше занятие :
Загадки: Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи
Дети: Ягоды
Расту в лесах
На мхах и пнях
Ножка и шляпка
Есть у меня.
Дети: Гриб!
Логопед. Правильно! Вспомним, какие бывают грибы, и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре
Мы в лукошко положили: (сжимаем и разжимаем кулачки)
Один Белый, два Груздя; (поочередно массажируем пальцы)
И опяток десять с пня.
Три лисички, семь маслят,
две волнушки к нам хотят.
Мухоморы брать не будем
Их в лесочке позабудем.
Логопед. К нам кто-то стучит!
(появляется Петрушка с корзинкой)
Петрушка. Здравствуйте, ребята!
Я из леса к вам пришел,
Что-то я в лесу нашел.
Все в корзинку я собрал
Ничего не перебрал.
Вы, ребята помогите, по корзинкам разложите.
(дети выходят по очереди, берут картинку, рассказывают, какой гриб изображен или ягода, кладут в нужную корзинку.)
Петрушка. Замечательно! А вот скажите, как мы кричим, если заблудимся в лесу?
Дети. Ау!
Петрушка. Точно! А вот мой любимый звук [А] заблудился, помогите найти его в названиях ягод и грибов и определите, в какую часть слова он спрятался!
(Груздь, волнушка, черника, опенок, малина, рыжик, брусника, масленок, сыроежка)
Петрушка. Спасибо, ребята! А теперь приглашаю на лесную музыкальную разминку.
По тропинке, по дорожке, (дети идут по кругу друг за другом)
Я с корзинкой, ты с лукошком!
Мы по ягоды идем (имитируем сбор ягод)
Под грибным идем дождем, (имитируем зонт из пальцев рук)
Не пугай наш дождь грибной, (грозим указательным пальцем)
Обходи нас стороной! (стучим подушечками пальцев по ладони)
Петрушка. Я люблю, чтобы всего было много. Давайте поиграем в игру «Один, два, пять» я называю название одного гриба или ягоды, а вы 2,5.
Один груздь - два груздя - пять груздей.
Одна малинка-две малинки - пять малинок.
Один рыжик - два рыжика - пять рыжиков.
Одна брусничка-две бруснички - пять брусничек.
Один опенок-два опенка - пять опят.
Петрушка. Ой, сколько всего мы насобирали. А что мы будем со всем этим делать?
Логопед. Петрушка, в грибах и ягодах много полезных минералов и витаминов и большинство ягод и грибов можно использовать для приготовления пищи. Наши ребята знают, какие грибы и ягоды съедобные, а какие ядовитые.
(Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»)
Петрушка. Ох, я и проголодался. Может, что-то с вами приготовим из съедобных грибов и ягод?
Логопед. Ребята, помогайте, что приготовим - называйте.
Из грибов, какой суп получится?
Дети. Грибной суп.
Логопед. Из грибов какая икра получится?
Дети. Грибная икра.
Логопед. Из грибов рагу какое?
Дети. Грибное рагу.
Логопед. Ребята, что можно сделать из таких лесных ягод : малины, черники, брусники, калины, клюквы?
Дети: Клюквенный компот, брусничные пироги, калиновое пюре, черничное варенье, малиновую пастилу.
Петрушка. Ах, как это вкусно, наверное! И мне пора домой с моими дарами леса! Пусть мама приготовит эти вкусные и полезные блюда!
(дети прощаются с Петрушкой)
Итог. Дети, о чем сегодня было занятие.
Что вам понравилось больше всего. Назовите свой любимый гриб и любимую лесную ягоду.