Татьяна Геннадьевна Ежова
НОД по формированию лексико-грамматического строя для детей подготовительной к школе группы «Сельский двор»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закрепление и уточнение знаний детей о домашних животных; закрепление умения образовывать сложные и притяжательные прилагательные;
Упражнять в составлении описательного и сравнительного рассказов по опорным картинкам, упражнять в разгадывании ребусов.
Развитие речевого дыхания и голоса, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Совершенствование слухового и зрительного внимания, памяти, мышления.
Воспитание доброжелательного отношения к животным.
Ход занятия: На полу стоит аромолампа, логопед предлагает детям сесть вокруг лампы.
Публикация «НОД по формированию лексико-грамматического строя для детей подготовительной к школе группы „Сельский двор“» размещена в разделах
Логопед: Отправляемся, путешествовать. Интересно, куда сегодня нас занесет волшебный дымок – ламы. Возьмемся за руки, закроем глаза, дышим ровно спокойно.
Раздаются голоса звукозаписи домашних животных.
Чьи это голоса? Каких именно животных? Как можно обобщить всех этих животных, какие это животные?
На мультимедийной доске появляется изображение кошки.
Кошка хочет поиграть, клубочки покатать. Колечки из су-джок мы возьмем – всех кто во дворе живет – назовем.
Пальчиковая гимнастика:
У кошки есть пушистые котята,
У крольчихи – пуховые крольчата,
У собаки – шаловливые щенята
У коровы – рыжие телята,
У свиньи – веселый поросенок,
У лошади есть жеребенок,
У козы – смешной козленок,
У овцы – кудрявые ягнята,
А у мамы – конопатые ребята.
Молодцы! Слушайте следующую загадку:
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посредине – спинка,
А на ней – щетинка (свинья)
Как свинья голос подает? Что она делает? (Хрюкает)
На мультимедийной доске появляется изображение свиньи.
Покажем свинке, как мы можем, изображать и озвучивать домашних животных!
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.
Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)
Телёнок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.)
Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Громко, низким голосом.)
Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)
Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле».
Артикуляционные упражнения:
Корова и теленок жуют жвачку.
Имитировать жевание.
Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
Фырканье лошади. Вибрация губ.
Кошка лакает молоко. Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
Теленок сосет молоко. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.
Здорово у вас получается! Слушайте, следующую загадку!
Зарычал живой замок,
Лег у двери поперек
Мягка шерстка на груди,
Лучше в дом не заходи (собака)
Как собака голос подает? Что она делает? (Лает)
На мультимедийной доске появляется изображение собаки.
Задания собачка предлагает.
Образование сложных прилагательных
У коровы длинный хвост. Корова какая? — Длиннохвостая. У быка острые рога. Бык какой? —. свиньи короткие ноги. Свинья какая? —. У кролика длинные уши. Кролик какой? —. У лошади длинная грива. Лошадь какая? —. У овцы мягкая шерсть. Овца какая? —. и т. д.
Образование притяжательных прилагательных
Конура собаки. Чья конура? — Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта? —. Борода козы. Чья борода? —. Грива лошади. Чья грива? —. Уши кролика. Чьи уши? —. Хвост кошки. Чей хвост? —. и т. д.
Молодцы! Заглянем на птичий двор.
На мультимедийной доске появляется изображение птичьего двора.
Зрительная гимнастика «Петушок».
Перед нами петушок
Он с земли зерно клюет.
Слева - курица идет,
Справа - уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согреваeет всех на свете. Посмотреть вдаль.
Посмотреть вниз.
Посмотреть влево.
Посмотреть вправо.
Посмотреть вверх.
Быстро поморгать глазами.
Кто меняет молоко на сено? (корова)
Как корова голос подает? (Мычит)
На мультимедийной доске появляется изображение коровы.
Составление рассказа о корове по опорным картинкам.
- Кто это?
- Чем питается корова?
- Из каких частей состоит?
- Чем покрыто тело коровы?
- Какую пользу приносит корова человеку?
«Корова – это домашнее травоядное животное. Она питается травой, сеном. У нее продолговатая голова, сильные и крепкие 4 ноги с копытами, длинный хвост, тело покрыто короткой, гладкой шерстью. У коровы есть рога. Корова дает молоко.»
Отправляемся дальше,
Скор, как стрела,
Силен, как вол.
В поле – бурлак.
В поле работает,
Овес ест? (Конь)
Как конь голос подает? (ржет)
На мультимедийной доске появляется изображение коня.
А теперь скажите, чем корова и лошадь отличаются друг от друга?
«У коровы есть рога, а у лошади их нет. У лошади есть грива, а у коровы – нет. У лошади копыта сплошные, а у коровы – раздвоенные. У лошади хвост похож на метлу, ау коровы – раздвоенные. У лошади хвост похож на метлу, а у коровы - на кисть. Корова дает молоко, а лошадь перевозит грузы.»
Молодцы – все знаете.
Проверим, как следующую загадку отгадаете…
По горам, горам, горам
Ходит шуба и кафтан. (Баран)
Баран как голос подает? (Блеет)
На мультимедийной доске появляется изображение барана.
Работа над деформированным предложением.
Собаки убегает Ваня от.
Жует сено корова.
Во злая дворе собака.
Козы у длинная борода.
Ребята, смотрите, опять кошечка пришла.
На мультимедийной доске появляется изображение кошечки.
Поиграем с ней
(Речь с движением, движения выполняются согласно тексту)
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь,
А теперь пора проснуться.
Распрямиться и проснуться. Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну,
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Кошечка, предлагает узнать клички животных, которых мы с вами сегодня видели.
Ответ: Рыжуха, Воронок, Пушок Жучка
Итог: Ребята, каких домашних животных мы сегодня видели? Как их можно назвать всех вместе? Молодцы, хорошо отгадывали загадки, справлялись с разными заданиями. Возьмемся все за руки – подойдем к волшебной лампе, закроем глаза, делаем глубокий вдох через нос, медленно выдыхаем через рот, губы трубочкой. Вдох – выдох. Чувствуем волшебный аромат лампы. Наше путешествие закончилось. Можно идти в группу.