Елена Шевченко
Конспект логопедического занятия на тему «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Осень золотая».
Цель: Уточнение и закрепление представлений об осени и ее приметах, расширение и активизация словаря по теме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в согласовании числительных с существительными;
- упражнять в подборе слов – антонимов;
- учить образовывать качественные прилагательные;
- закрепить навыки образования падежных окончаний существительных;
Публикация «Конспект логопедического занятия на тему „Осень золотая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- формировать навыки составления короткого описательного рассказа по мнемотаблице
Коррекционно-развивающие
- развивать связную речь и координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику рук и плавность речевого выдоха;
- развивать внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
- прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности;
- воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией.
Оборудование: игрушка Зайчик; коробка – посылка с листьями осины, клена, дуба; бумажные листики для дыхательной гимнастики; мячик, рисунок медведя, ежика и белки; мнемотаблица для рассказа про осень, картинки-раскраски, аудиозапись звуков ветра, аудиозапись музыки
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Давайте поприветствуем друг друга и выполним веселое упражнение.
Мини – приветствие (сопровождают движениями)
Раз – нагнуться, потянуться,
Два – друг другу улыбнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть (садятся на стульчики)
2. Артикуляционная гимнастика
Жил был язычок в своём домике - ротике. Каждое утро выходил язычок на порожек, полежать, погреться на солнышке («Блинчик»). Смотрел вниз – вверх («Качели», вправо – влево («Часики»). Но наступила осень. Стал часто идти дождик («Лошадка»). Задул холодный ветер (Вдох через нос, длительный холодный выдох через рот). Ему стало холодно, и он спрятался в домик. Чтобы не скучать, стал там орешек катать («Орешек»). Потом решил испечь пирог с черничным вареньем («Вкусное варенье», а для этого замесил тесто («Месим тесто»).
3. Введение в тему занятия
- Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это? (Это зайчик.)
- Спросите, у него что случилось?
Дети: Зайчик, почему ты плачешь?
Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.
- Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья? Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку. (Потому, что наступила осень.)
4. Сообщение темы занятия
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии вы узнаете, отгадав загадку.
Листья опадают, моросят дожди,
Травы увядают, лето позади.
Мокрая погода, всё серо вокруг.
Это время года отгадай, мой друг. (Осень) Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
5. Беседа по теме
- Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами. Осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.
- Как вы думаете, какого цвета осень? (жёлтого, красного, оранжевого)
- А можно сказать, что осень разноцветная? (да).
- Отгадайте осеннюю загадку :
Падают с ветки золотые монетки? (это листья).
6. Дидактическая игра «С какого дерева листок» (достает из посылки)
- Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (логопед раздаёт листья детям).
- Листья осины красные. Значит, что они что сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки).
- Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку).
- А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (дуб). Листья дуба золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).
7. Музыкальная физкультминутка:
Мы осенние листочки
На веточках сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки вверх поднял.
Покрутил их, покружил,
И на землю опустил.
8. Дыхательное упражнение «Ветерок» (повтор 2-3 раза)
- Ребята, осень любит слушать песню ветра. (Включается фонограмма звука ветра).
- Давайте подуем вместе с ветром
- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листья. Возьмите листок за хвостик и подуйте на него.
Дети слушают фонограмму, берут листья в руки и дуют на них.
9. Игровое упражнение «Ласковые слова»
Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.
- Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».
Солнце - солнышко,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Лужа - лужица,
Цветок - цветочек, Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце,
Куст – кустик,
Заяц – зайчик.
10. Составление рассказа об осени по мнемотаблице
- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер… Люди одевают теплые вещи.
- Давайте для зайчика составим рассказ об осени, чтобы он понял, что вокруг изменилось с приходом осени.
- Нам Осень прислала картинку подсказку. (Сначала рассказывает логопед. Затем по картинкам- подсказкам рассказывают про осень дети)
Солнце - солнышко,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Лужа - лужица,
Цветок - цветочек, Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце,
Куст – кустик,
Заяц – зайчик.
Солнце - солнышко,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Лужа - лужица,
Цветок - цветочек, Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце,
Куст – кустик,
Заяц – зайчик.
11. Итог занятия
- Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.
- Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, составляли рассказы? (ответы детей).
- Что вам сегодня понравилось? (ответы детей).
- Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы занимались, как составляли интересные рассказы по таблице.