Светлана Павловская
Конспект логопедического занятия «На лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия «На лесной полянке».
Цель:Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Задачи:
-учить формированию обобщающего понятия «Насекомые».
-развивать связную речь,фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, артикуляционную и общую моторику,дыхательную гимнастику.
Публикация «Конспект логопедического занятия „На лесной полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
-воспитыватьдоброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе.
Оборудование:импровизированная лесная полянка,набор игрушек насекомых, цветы, картинки с изображением домиков для насекомых, сюжетные картинки для составления сказки, одноразовые тарелочки, крупа, напальчники из гладкой и ворсистой ткани.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед :Дети сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем.
Приветствие:
Станем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем Привет и Добрый день.
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
2. Объявление темы занятия. Целеполагание.
Логопед :Тема сегодняшнего занятия «На лесной полянке».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Что мы будем делать на занятии?
Ответы детей.
Логопед :Сегодня мыотправимся на лесную полянку. Познакомимся с ее обитателями,узнаем, почему их так называют (на доску прикрепляется конверт с изображением знака вопроса).
- Будем слушать музыку, красиво и правильно произносить трудные звуки (на доску прикрепляется конверт с изображением уха, рта). В конце занятия откроем конверты и узнаем, все ли мы выполнили.
Основная часть.
3. Разминка. Формирование воздушной струи, развитие фонематического слуха.
Логопед :Глаза закрой и повернись, и на полянке очутись.
Дети, посмотрите на какую красивую полянку мы попали! Что вы видите?
Ответы детей.
Логопед :Здесь и деревья, и цветы. Давайте представим, что мы деревья, мальчики дубы сильные, могучие. Девочки березки красивые, стройные. Подул холодный ветер с-с-с, закачались деревья. Подул теплый ветер, зашумели листья на деревьях –ш-ш-ш.
Дети повторяют движения за логопедом и повторяют звуки.
Логопед :Посмотрите, какие цветочки на нашей полянке, давайте понюхаем, как они пахнут и повторим за мной. Ах! Ах, как пахнет! Ах, как приятно пахнет!
Дети нюхают цветы и повторяют действия логопеда.
Дети усаживаются на полянке.
Логопед включает музыку со звуками природы.
Логопед : Ребята, что вы слышите?
Ответы детей: (шум ручья, пение, птиц, стрекочет кузнечик).
4. Упражнение «Я вижу…»Развитие грамматического строя, образование родительного падежа.
Дети рассматривают внимательно полянку.
Логопед : Посмотрите, кто спрятался под красивыми цветочками?
Ответы детей: Я вижу кузнечика. Я вижу…
Логопед : А как насекомые появились на этой полянке?
Ответы детей: Бабочка прилетела. Муравей приполз и т. д.
Логопед :Пчела, бабочка, жук, кузнечик, муравей. Как их назвать одним словом? (насекомые).Они и являются жителями нашей полянки.
Логопед :Насекомые любятлетать на лесной полянке и петь песенки. Давайте споем с ними.
5. Упражнение «Громко- тихо».Автоматизация звуков, развитие артикуляционного уклада.
Логопед объясняет правила игры.
Логопед : Если увидите картинку с барабаном, пойте громко, если увидите картинку с юлой, пойте тихо.
Логопед :
Ра-Ра-Ра, Ра-Ра- Ра –начинается игра.
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла, хороши наши дела.
Жу-жу-жу, Жу-жу-жу я любого разбужу.
Зу-зу-зу-лучше не гулять в грозу.
Са-са-са-на траве лежит роса.
Ша-ша-ша–наша песня хороша.
Логопед :Ребята, посмотрите, кто это?
Ответы детей: (Это гусеница, сороконожка)
6. «Сказка про сороконожку».Развитие связной речи.
Используя опорные картинки, дети помогают составлять предложения.
Логопед :Жила- была …
Ответы детей:Сороконожка.
Логопед :Собралась она в гости. Выглянула в окошко, а на улице…
Ответы детей:Дождь идет.
Логопед : Сталасороконожка надевать…
Ответы детей:Галоши.
Логопед :Пока обула все свои ножки.
Ответы детей: Засветило солнышко.
Логопед : Стала сороконожка снимать галоши. Пока все сняла…
Ответы детей: Пошел снег.
Логопед :Решиласороконожка надеть …
Ответы детей: Валенки.
Логопед : Пока обула все свои ножки, зима закончилась.
С тех пор сороконожка ходит босиком.
7. Упражнение «Посмотри и расскажи».Обогащение словарного запаса, развитие зрительного внимания.
Логопед :А сколько же ножек у наших насекомых? Посчитаем.
Дети считают лапки у насекомых.
Логопед : Давайте рассмотримнасекомых и назовем части тела.
Дети рассматривают насекомых. Называют поочереди части тела.
Логопед : Как вы думаете, почему их назвали насекомые?Тело насекомых покрыто поперечными полосками-насечками, от этого слова и произошло название насекомые.
8. Упражнение «Кто, где живет?».Развитие грамматического строя, употребление предлогов.
Логопед :Вдруг на полянке пошел дождь, давайте спрячемся в домик. А где будут прятаться насекомые?
Ответы детей:Муравей в муравейнике, кузнечик в траве, бабочка в цветке…
Логопед : Но вот и выглянуло солнышко, откуда появятся насекомые и как?
Дети: Бабочка вылетит из цветка. Муравей выползет из ….
9. Упражнение «В гостях у пчелки».Образование прилагательных от существительных.
Логопед :Пчелка приготовила угощенья. Посмотрите, пирог склубникой–какой?
Ответы детей: Клубничный.
Логопед :Варенье с абрикосом-какое?
Ответы детей: Абрикосовое.
Логопед : Чай из цветов- какой?
Ответы детей: Цветочный.
Логопед :А чего еще не хватает у пчелки?
Ответы детей.
Логопед :Конечно меда. А как вы думаете, откуда у пчел мед?Пчелы пьют нектар и собирают пыльцу и переносят ее на своих лапках. Перелетая с одного цветка на другой. Пчела опыляет растения, которые затем дают плоды.
А все ли насекомые собирают пыльцу? А вы хотите узнать, как она переносит пыльцу?
Эксперимент.
Логопед : Ребята, лапки многих насекомых покрыты волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.
Логопед : Давайте проведем эксперимент. Унасна тарелках насыпана манная крупа и рядом лежат два вида ткани, одна гладкая, а другая ворсистая.
Дети щупают ткань.
Логопед : Наденем на один палец гладкую ткань на другой ворсистую. На какую ткань прилипает больше крупы?
Дети надевают напальчники из разных тканей и пытаются собрать «нектар»(крупу).
Логопед : Делаем вывод:на ворсистую ткань прилипает «пыльцы» больше, чем на гладкую.
10. Упражнение «Угадай по описанию».Развитие связной речи.
Логопед :А сейчас я предлагаю каждому из вас составить описательныйрассказ про насекомого. Вы опишите насекомого, не называя его. А остальные угадают, что это за насекомое. Пример описания:Я начну первая. Это насекомое имеет голову, усики, глаза, туловище, 6 лапок, большие красивые крылья, питается нектаром, живет в цветке.
Дети угадывают и по очереди составляют рассказ-описание.
11. Итог.
Логопед :Вот и подошло наше занятие к концу. Скажите, где мы были?С кем познакомились? Почему их так называют? Какие звуки мы слышали? Какие произносили?
Ответы детей.
Логопед : А сейчас давайте откроем наши конверты и посмотрим, все ли мы выполнили.
В первом конверте находятся насекомые, во втором картинки с изображением птиц, ручья, буквы (звуки, которые дети правильно произносят.
Логопед :Молодцы! Спасибо