Оксана Орлова
Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализация словаря детей по теме «Зимующие птицы» на логопедическом занятии.
1. Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление представлений о зимующих птицах. Уточнение и расширение словаря по данной теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе, согласование существительных с числительными, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, усвоение подбора слов – антонимов, образование сложных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Совершенствование навыка отгадывание загадок.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.
Оборудование:
Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц, магнитофон, запись «пение птиц», бумажные птички, «дерево», стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц, альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент. Звучит «Пение птиц».
Логопед : Ребята, послушайте, это поют птицы. А где можно услышать пение птиц?
Дети: В лесу, в парке и т. д.
Логопед : Хотите отправиться в путешествие в зимний парк?
Дети: Да.
Логопед : С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. Но в нашем парке осталось много птиц на зимовку.
2. Отгадывает загадок (по мере отгадывания загадок на «Дереве» открываются изображения зимующих птиц)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
3. Беседа о зимующих птицах.
Логопед : Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Логопед : Назовите зимующих птиц?
Дети: Синица. Сорока. Снегирь, воробей, голубь, ворона и т. д.
Логопед : Что есть общего у всех птиц?
Дети: Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.
Логопед : Чем они отличаются?
Дети: Размером, окраской, оперением.
Логопед : А вы знаете, как эти птицы подают голос?
Дети: Воробей – чирикает. Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует и т. д.
Логопед : Холодно и голодно зимой птицам. Люди заботятся о них. Делают кормушки.
Логопед : Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы?
Дети: Семенами подсолнуха, семенами (арбуза, дыни, ясеня и т. д., хлебными крошками, салом и мн. др.
Дыхательное упражнение «Подуй на птичку»
Дети дуют на бумажных птичек.
4. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе)
Дети называют ласково птиц.
5. Физкультминутка «Птички прыгают, летают».
6. Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве?» (усвоение категории родительного падежа множественного числа) :
Дети:
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много синиц.
На дереве много ворон.
На дереве много снегирей и т. д.
7. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)
Логопед : Убирает одну картинку с изображением зимующей птицы и спрашивает : «Какой птички не стало?»
Дети: Не стало сороки.
Не стало вороны и т. д.
8. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)
(У детей карточки с разным количеством зимующих птиц).
9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)
Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
11. Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)
У сороки белые бока – белобокая сорока.
У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь
У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона
У дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.
12. Дидактическое упражнение «Назови птичку» (согласование притяжательных местоимений с существительными)
Логопед : О какой птице можно сказать мой? и моя?
Дети: моя ворона, моя сорока, моя синица, … мой снегирь, мой воробей, мой клёст, мой дятел …
13. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»
Логопед :
Я сегодня видела на улице птичку: «Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?»
Дети: Снегирь.
Логопед : «Это птичка маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. Кто это?»
Дети: Воробей и т. д.
14. Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Вам понравилась наша прогулка в парке?
Ответы детей.
15. Продуктивная деятельность
Дети раскрашивают снегирей, которых встретили в лесу.
16. Итог занятия.
Оцениваются работы детей.