Ольга Метцлер
Звуки «Л» — «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.
▼ Скачать + Заказать документы
тап коррекционно-развивающей работы: Дифференциация звуков «Л» - «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.
Тема: Звуки «Л» - «Р» изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении.
Публикация «Звуки „Л“ — „Р“ изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворении,» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Коррекционно-образовательная цель: продолжать формировать умение дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, стихотворного текста на слух и в произнесении; закрепить понятия «первый звук», «последний звук» в слове, «предложение».
Коррекционно-развивающая цель: развивать фонематическое восприятие, слуховую память, музыкальный слух, общую моторику, интонационную выразительность речи, воображение, логическое мышление.
Воспитательная цель: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Материал: аудиомагнитофон, микрофон, аудиокассета с записями детских песен, символы звуков «Л», «Р»; дорожка с изображением нот (улица «Музыкальная», дорожка с изображением капель дождя (улица «Дождливая», ребристая дорожка (улица «Спортивная», три бумажных дерева (покрыты ламинатом) (на кроне двух изображены вопросительный и восклицательный знаки (улица вопросов и ответов, продукты питания: морковь, мармелад, сыр, масло «Милора», фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста. Три пакета, с прикреплёнными к ним буквами Л, Р. Два флажка, дуга, мяч, логопедический зонтик. Предметные картинки с изображением скорлупы, эскалатора, крыла, русалки, кораллов, Мурзилки, фломастеров, Карлсона, Дракулы, журнала, генерала.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в страну Красивой речи.
Появляется инопланетянин Рол, он разговаривает на ролском языке.
Логопед: Здравствуй, Рол.
Дети здороваются.
Логопед: Ребята, к нам из космоса прилетел Рол. Он хочет попасть в страну Красивой речи и научится говорить на русском языке.
2. Описание артикуляции звуков «Л» и «Р». Характеристика звуков. Изолированное произнесение звуков.
Логопед: Прежде чем отправиться в путь, давайте назовём согласные звуки в слове Рол.
Дети: «Р» и «Л».
Логопед: Ребята, почему звук «Л» согласный?
Дети: Когда мы произносим звук «Л» широкий кончик языка находится за верхними зубами и отталкивается от них. Язык создает преграду для воздуха, поэтому звук «Л» согласный.
Логопед: На что похож звук «Л»?
Дети: На звук летящего самолёта.
Изолированное произнесение звука «Л».
Логопед: Почему звук «Р» согласный?
Дети: Когда мы произносим звук «Р» широкий кончик языка находится за верхними зубами и дрожит. Язык создаёт преграду воздуху, который выходит изо рта, поэтому звук «Р» согласный.
Логопед: На что похож звук Р?
Дети: На звук работающего мотора машины.
Изолированное произнесение звука «Р».
Логопед: Теперь мы можем отправляться в путь.
3. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в слогах.
Логопед: Мы на улице «Музыкальная». Ребята, давайте для Рола исполним песни на его родном языке.
Дети пропевают слоги : «ло», «ро»; «ла», «ра»; «лу», «ру»; «лы», «ры» на мотив детских песен: «Песенка Львёнка и Черепахи», «Песенка мамонтёнка», «Песенка кота Леопольда».
Переключение со слога со звуком «Р» на слог со звуком «Л» происходит после смены условных обозначений звуков : изображение самолёта сменяет изображение машины.
Например, ребёнок начинает пропевать слог «ло» на мотив «Песенки мамонтёнка» (логопед в это время поднимает вверх изображение самолёта, но как только логопед поднимет картинку с изображением машины, ребёнок должен быстро переключиться и начать пропевать слог «ро» на тот же самый мотив.
4. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Ребята, Рол голоден, отправляемся в магазин за продуктами.
Дидактическая игра «Магазин».
На столе находятся продукты: морковь, мармелад, сыр, масло «Милора», фруттела, пломбир, колбаса, молоко, лук, капуста.
Логопед называет вместе с детьми все продукты.
Продукты, в названии которых есть звук «Л», кладут в пакет с буквой Л. Продукты, в названии которых есть звук «Р», кладут в пакет с буквой Р. Продукты, в названии которых есть звуки «Л» и «Р», кладут в пакет с буквами Л и Р.
Дети раскладывают продукты по пакетам и объясняют свой выбор.
Дети используют полные ответы.
Логопед: Назовите овощи.
Дети: морковь, лук, капуста.
Логопед: Назовите молочные продукты.
Дети: молоко, сыр, масло «Милора», пломбир.
Логопед: назовите мясные продукты: колбаса.
Логопед: Какой пакет мы отдадим Ролу?
Дети: Пакет, в котором лежат продукты, в названии которых есть звуки «Л» и «Р», потому что в имени Рол есть оба звука.
5. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Развитие слуховой памяти.
Координация речи и движений. Развитие общей моторики.
Логопед: Мы отправляемся на улицу «Спортивная».
Дети идут по ребристой дорожке, направляясь к месту, где находится дуга, фитбол и флажки.
Дидактическая игра «Запомни и повтори».
Дети повторяют ряд из 4 слов, одновременно выполняя упражнения на мяче (фитбол-гимнастика, упражнения с флажками или, пролезая под дугой.
Ряды слов :
Лак, лодка, работа, робот – упражнения с флажками
Лунтик, рыба, брошка, лампа – фитбол-гимнастика
Молоко, генерал, зеркало, Клара - дуга.
Журнал, клавиатура, луна, кораллы – фитбол-гимнастика
Карлсон, русалка, Гарфилд, Лара – дуга.
6. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах – глаголах. Развитие воображения, логического мышления.
Дидактическая игра «Пантомима».
Ребёнок показывает действие, а дети угадывают и называют это действие.
Логопед: Что он (она) делает?
Дети: играет.
Логопед: Что он делал?
Дети: Играл.
Аналогично отрабатываются глаголы:
Стирает – стирал.
Прыгает - прыгал.
Храпит – храпел.
Рычит – рычал.
Красит-красил.
7. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в словах. Выделение первого и последнего звука в слове.
Логопед: Мы отправляемся на улицу «Дождливая».
Логопед: Ребята, начинается дождь, Рол промокнет и погибнет. Чтобы закончился дождь, нужно выполнить следующее задание.
Рол стоит под зонтиком, на котором закреплены предметные картинки : скорлупа, эскалатор, крыло, Русалка, кораллы, Мурзилка, фломастеры.
Дидактическая игра «Назови первый и последний звук в слове».
Дети дают полные ответы.
Рол благодарит детей. Все удивляются, что Рол произнёс несколько слов на русском языке.
8. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в предложениях. Работа над интонационной выразительностью речи.
Улица «Вопросительная и восклицательная».
На этой улице растут три дерева: вопросительное, восклицательное и дерево с предметными картинками : Карлсон, Дракула, крыло, журнал, генерал, кораллы.
1 вариант. Первый ребёнок «срывает» понравившуюся картинку и придумывает предложение со словом. Второй ребёнок должен запомнить это предложение и произнести его с вопросительной интонацией. Третий ребёнок произносит то же предложение, но уже с восклицательной интонацией.
2 вариант. Логопед предлагает детям готовые предложения, которые произносятся ими с заданной интонацией.
1. Карлсон - лучший друг малыша.
2. Птица повредила крыло.
3. Дракула распугал всех малышей.
4. Клара читает журнал.
5. Генерал командовал солдатами.
6. Кораллы очень красивы.
7. Рома сел в моторную лодку.
8. Владимир достал тетрадь.
9. Рекс прыгнул на забор.
10. Рол научился красиво произносить слова (задание для Рола).
9. Дифференциация звуков «Л» - «Р» в стихотворении. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Ребята, давайте научим нашего гостя красиво читать стихотворение на русском языке.
Совместное произнесение с Ролом стихотворения.
Рыболов
Рыболов, рыболов,
Расскажи про свой улов,
Карп ушёл и вся плотва мимо лодки проплыла.
Но зато нашёл сверло,
Доллар, Гарфилда, крыло,
Зеркало, журнал «Мурзилка»
И красивую копилку.
Где найти такой улов?
Где? В стране красивых слов.
После произнесения стихотворения дети называют слова, в которых есть два звука «Л» и «Р» (Рол помогает).
10. Подведение итога.
Логопед: Ребята, чему вы научились за время путешествия?
Ответы детей.
Рол благодарит детей за помощь в обучении русскому языку, преподносит детям подарки и прощается с детьми.