Фатима Яхина
Конспект логопедического, группового занятия «Насекомые» с использованием Lего-элементами
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического, группового занятия по теме
«Насекомые»
с использованием графических упражнений с Lего-элементами на плоскости
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического, группового занятия „Насекомые“ с использованием Lего-элементами» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
Расширять, закреплять и уточнить знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые» (названия, внешние признаки, строение, польза и вред и т. д., учить образовывать сложные слова, согласовывая имена прилагательные с именами существительными в роде и числе, формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имени существительного, формировать умение обобщать, классифицировать, учить четко проговаривать слова, развивать внимание, память.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительную и слуховую память, активизировать, обогащать словарный запас детей по теме, развивать связную речь, развивать образность речи, развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа, продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку, развивать мелкую моторику, общую моторику, координацию.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете, воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, жук, муха, комар, божья коровка, стрекоза). карточки с символами, обозначающими настроение, цветные карандаши, рабочие тетради, Лего-элементы, плоскости плата; обруч для дыхательной гимнастики с бумажными насекомыми, цветы для физминутки.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дыхательная гимнастика с обручем (на нем прикреплены бумажные бабочки).
Темой нашего занятия сегодня… А вы отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия.
2. Тематическая беседа о насекомых :
а) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
(Муравей.)
— Муравьи — полезные насекомые. У них есть голова, грудь, брюшко и три пары лапок. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Живут муравьи в муравейниках. Муравейники надо беречь и оберегать!
б) Логопед загадывает загадку :
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
(Е. Серова)
Больше всего бывает бабочек в мае и июне. В мае над огородом начинают летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа — превращение толстой гусеницы в красавицу-бабочку.
Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
в) Логопед загадывает загадку :
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.
г) Логопед загадывает загадку :
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Жук.)
Как называются части тела жука?
Куда прикрепляются лапы? (К груди.)
Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями.)
Что на голове? (Глаза, ушки, рот, усики.)
Прозрачные тонкие крылья у майского жука спрятаны, видны они только в полете. Его назвали так потому, что именно в мае они появляются. Особенно их много по вечерам. Они летают низко над землей и жужжат. Жук грызет кору деревьев.
Пальчиковая гимнастика:
Я веселый майский жук, (Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!
д) У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)
— Чем отличается божья коровка от майского жука?
3. Логопед : Вы отгадали загадки, и теперь догадались о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Правильно, весна в разгаре и насекомые проснулись. Посмотрите на картинки и скажите, каких насекомых мы еще не назвали
Отгадывание загадок:
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет.
(Стрекоза.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела.)
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар.)
Надо мной она кружит,
Надо мной она жужжит.
Ну и приставуха
Эта цокотуха.
(Муха.)
— Муха — это очень вредное насекомое, потому что на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки. Мухи бывают разные: большие и маленькие; в Африке есть ядовитая муха це-це. С мухами надо бороться чистотой и аккуратностью. Тогда не страшны будут вам никакие болезни.
4. Дидактическая игра «Назови ласково».
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Паук – паучок
Комар - комарик
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка.
5. Чистоговорки.
- А теперь:
Прилетели на лужок,
Сели дружно все в кружок.
Сядем на пригорке.
Расскажем чистоговорки.
ЗА-ЗА-ЗА — вот порхает стрекоза.
ЧОК-ЧОК-ЧОК — по листу ползёт жучок.
ВЕЙ-ВЕЙ-ВЕЙ – прибежал к нам муравей.
6. Игра «Один - много».
Продолжаем, скажите, если один жук, то много (жуков)
Один кузнечик – много… (кузнечиков)
Один таракан – много… (тараканов)
Один комар – много… (комаров)
Один муравей – много… (муравьёв)
Одна стрекоза – много (стрекоз)
Одна муха – много (мух)
Одна бабочка – много (бабочек)
Одна пчела – много (пчёл)
7. Игра «Закончи предложение» (антонимы)
Майский жук большой, божья коровка …
У мухи крылья короткие, у стрекозы…
У жука усы толстые, у бабочки…
У шмеля спина широкая, у комара…
8. Физкультминутка:
- А сейчас приглашаю вас немного отдохнуть
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели!
Сели пчёлы на цветы.
Пчёлка — я, и пчёлка — ты.
А цветы качаются,
Это им не нравится. (Дети-пчёлы перелетают с цветка на цветок, а по сигналу – хлопок, пчёлы летят в улей на стульчики)
9. Упражнение «Чьи лапки, чья голова?» Рассмотри картинки. Составь предложения по образцу. Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы —. лапки,. голова.
У комара — лапки,. голова.
У таракана —. лапки,. голова.
У паука —. лапки,. голова
10. Посчитай:
Один муравей, два, три, четыре, пять …
Одна стрекоза, две, три, четыре, пять…
11. «4-ый лишний»
Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.
Ласточка, воробей, бабочка, ворона.
Таракан, комар, воробей, жук.
12. Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе).
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).
У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый).
13. «Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед -.
У муравья лапка -.
У шмеля жужжание -.
У таракана усы -.
У паука паутина -.
- На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые — обжоры : они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители — переносчики болезней человека и животных; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).
Логопед : Какую пользу приносят насекомые? Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед,муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз.
Чем вредны? гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций.
14. Графические упражнения с Lего-элементами.
Логопед А теперь ребята нужно выложить на плоскости плата используя схему, и Lего-элементы своих бабочек. После выполнения задания, логопед предлагает рассмотреть всех бабочек, и зарисовать цветными карандашами в рабочих тетрадях в клетку получившихся бабочек из Lего-элементов.
15. Итог занятия.
- О ком мы сегодня говорили на занятии? Каких насекомых вспоминали?
Чему научились? Что вам понравилось? Как люди должны относится к ним? Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.
Покажите, с каким настроением вы уходите с занятия (дети используют карточки с символами).