Елена Миронова
Конспект квест-игры по экологии для подготовительной группы «Знатоки природы в гостях у лесных жителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Квест-игра по экологии для подготовительной группы
«Знатоки природы в гостях у лесных жителей»
Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия.
Задачи:
1. Образовательные:
• Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу.
Расширять представления детей о животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Темочки:
- Дикие животные, лесные звери
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экологические квесты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учить детей называть птиц и их птенцов.
Формировать представления детей о зимующих и перелётных птицах нашего края.
Развивать умения проводить несложные опыты с водой.
Расширять знание детей о насекомых, развивать мелкую моторику, воображение.
2. Развивающие:
• Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
3. Воспитательные:
• Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, умение работать в команде.
Материал и оборудование: карта-схема «Сказочные лесные жители», конверты с буквами, аудио запись: звуки леса, «музыка Кикиморы», «музыка Лешего», «музыка Бабы-Яги», «музыка Водяного» «музыка Кощея Бессмертного», магнитофон с флеш-картой. Заготовки для дидактической игры, карандаши, ножницы, маски (шапочки) животных, картинки с изображением животных, схема - опиши животное (ТРИЗ, картинки с изображением птиц, зелёный и красный кружочек, атрибуты для лесных жителей (ёлки, домик, печь, озеро, сундук, муравейник, оборудование для проведения эксперимента: «Очистим воду».
Ход:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся. Я знаю, что вы волнуетесь и я тоже, поэтому предлагаю подарить свои улыбки и сердца нашим гостям, а гости нам подарят свои сердца и улыбки, наши гости и мы зарядились хорошим настроением. Можно начинать.
Приветствие: Проводится интерактивная игра «Дрозд!»
Я дрозд, ты дрозд,
у меня нос и у тебя нос,
у меня хвост и у тебя хвост
у меня щёчки аленькие
и у тебя щёчки аленькие.
Мы с тобой два друга.
Любим мы друг друга".
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Ответы детей:
Воспитатель: Вот и мы сейчас отправимся в путешествие! Один раз хлопнем, один раз топнем, один раз шлёпнем и закроем глаза! (дети выполняют действия). Посмотрите мы попали с вами в лес, а лес этот непростой, он сказочный!
Звучит музыка (звуки леса) появляется :
Лесовичок: (переодетый ребёнок) :
Здравствуйте, дети Я-старичок Лесовичок, живу в лесу. Я охраняю лес и лесных зверей, забочусь и оберегаю их. Ребята! Ко мне сегодня приходил почтальон и передал для вас письмо. Давайте я вам его прочитаю:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с вами уже давно знакомы, я очень вас люблю и дружу с вами, и передаю вам привет!» Только вот, беда, в письме было написано от кого оно, а буквы перепутались и растерялись, у меня осталась только одна буква, и поэтому я не знаю кто вам его написал (отдаёт букву).
Воспитатель: Мы очень хотим узнать кто нам написал письмо!
Лесовичок: Для этого вы должны пройти испытания у лесных жителей выполнить все их задания, и получить буквы. Когда вы соберете все буквы, то прочитаете слово и узнаете, кто прислал письмо!
Ответы детей:
Лесовичок: А чтобы вы не заблудились в лесу, я дам вам карту, как попасть к моим друзьям лесным жителям. А я пошёл по делам, много дел в лесу.
Воспитатель: В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом деле, вы должны помогать друг другу, не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.
(Рассматривают карту, и определяют по карте куда идти прямо, направо или налево и так всю дорогу)
1. Станция «Кикимора» (на карте изображён лес, и в зале стоят ели, звучит музыка «кикиморы», выходит переодетый ребёнок).
Кикомора : Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? Ответы детей:
Кикимора : Я должна убедиться в том, что вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Я буду называть действия, а вы должны отвечать: «можно», «нельзя» и поднимать зеленый или красный кружок.
-Ломать ветки (почему)
-Оставлять после себя мусор
-Разорять гнёзда и муравейники
-Собирать ягоды (почему можно)
-Уничтожать ядовитые грибы (почему)
-Разжигать костры
-Слушать пение птиц
-Громко кричать
-Рвать цветы (нельзя охапки цветов рвать)
Кикомора : Молодцы, ребята, вижу, что правила поведения в лесу вы знаете.
За это дам я вам первую букву (прощается и уходит)
2. Станция «Леший» (на карте изображён дом, и в зале стоит домик, звучит музыка «лешего» выходит переодетый ребёнок)
Леший: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я?
Вы должны выполнить моё задание и рассказать о диких животных по схеме, и я отдам вам букву.
Ну вы не просто будете рассказывать о животном, а превратитесь в него, а помогут вам в этом шапочки (маски).
Воспитатель: Найди свою схему, и расскажи по ней о себе!
1. Окрас 2. Части тела (как выглядит) 3. Чем питается. 4. Как называется жилище. 5. Как животное приспосабливается к смене времени года (зиме).
Ответы детей:
Заяц – хвост короткий, уши длинные, сам серый, жилище нора, ест кору молодых деревьев, траву (травоядный, к зиме меняет шубу с серой на белую. А если есть поблизости села, стараются перебираться к ним поближе, и едят сено. На белом снегу белого зайца труднее заметить и они прячутся от врагов (лиса, волк, куница).
Медведь – большой, коричневого цвета, живет в берлоге. Питается ягодами, грибами, птицей, рыбой. Зимой спит и сосёт лапу. Хищник или травоядное? (всеядное животное)
Белка – Серая шубка с рыжеватым оттенком. Хвост длинный, пушистый. Живет в дупле, ест орехи, ягоды, грибы, плоды, жёлуди. К зиме линяет, и делает запасы. Хищник или травоядное?
Лиса – рыжая, хвост длинный, пушисты. Живет в норе, хищник (зайцами, птицами, мышами). Есть такое выражение лиса мышкует (подолгу сидит возле норок, слушает, как пищат мышки, а когда, вылезают наверх, ловит их). А почему лиса не заметает следы своим пушистым хвостом?
Волк – шерсть серая, хвост короткий, хищник. Они охотятся на зайцев, лосей, оленей, кабанов иногда и на лис. Свою добычу волки выгоняют на ровную поверхность: лед или полянку, так её легче догнать. Волки живут стаями. Жилище логово.
Леший: Молодцы, вот вам вторая буква (прощается и уходит)
3. Станция «Баба-Яга» (на карте изображена печка, и в зале стоит печка, звучит музыка «Баба-Яга» выходит переодетый ребёнок).
Баба Яга: Кто это ко мне тут в гости пожаловал? Знаете, кто я?
Ответы детей: Выполните моё задание и я вам отдам букву!
Баба Яга: А вы, ребята, знаете название птиц? Сейчас проверим.
Игра: «Что за птица?» (загадки)
1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)
2. Верещунья, белобока, а зовут ее … (Сорока.)
3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.)
4. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)
5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.)
Баба Яга: Молодцы, всё-то они знают, а теперь обведите птиц, зимующих в нашем крае? Назовите их. А остальные птицы как называются? Назовите их. (каждому ребёнку даётся картинка с птицами)
Посмотрите, ребята, сколько здесь птиц! Птицы потеряли своих птенцов, помогите им, и назовите их птенцов!
(Становятся в круг, передают снежок и называют)
Дрозд певчий - дроздята
Дятел - дятлята
Ворона – воронята
Кукушка – кукушата
Воробей – воробьишки, воробьята
Снегирь – снегирята
Скворец – скворчата
Грач – грачата
Сова – совята.
Баба Яга: Молодцы, вот вам третья буква! (прощается и уходит)
4. Станция «Водяной» (на карте изображена озеро, и в зале озеро, звучит музыка «Водяного» выходит переодетый ребёнок).
Водяной: Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
Ответы детей:
Водяной: Я расстроен вода в озере грязная. Помогите мне её очистить. И я вам отдам букву.
Ответы детей:
Воспитатель: А как вы думаете почему вода грязная?
Какой вред нанесет мусор озеру? А почему вода в озере не замёрзла, ведь сейчас зима!
Ответы детей: Люди выбросили мусор
Воспитатель: Обитатели озера не смогут жить в грязной воде и погибнут. Есть озёра в Алтайском крае, которые не замерзают, например лебединое озеро!
Воспитатель: Да, мы можем очистить воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию.
Воспитатель: Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов.
Ответы детей: ( необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
Эксперимент «Очистка воды» :
Опыт проводится за «круглым столом».
Воспитатель: Приглашаю всех поделиться на пары и подойти к столу.
Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.
Ребята, что у вас получилось?
Ответы детей: Фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чище?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: Значит ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.
Водяной: Молодцы, ребята, за это я даю букву! (прощается и уходит)
5. Станция «Кощей Бессмертный» (на карте изображён сундук, и в зале сундук, звучит музыка «Кощея Бессмертного» выходит переодетый ребёнок).
Кощей Бессмертный: Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
Ответы детей:
Воспитатель: Кощей, а чем ты так расстроен?
Кощей Бессмертный: Я нёс свой волшебный сундук, и нечаянно наступил на муравейник, я его не видел, он же под снегом. Я попросил прощения, помог построить новый муравейник, да только я сломал детям муравьёв игры, и детям играть нечем? Помогите мне, и я вам отдам букву. !
Воспитатель: Ребята, что будем делать?
Ответы детей:
Воспитатель: А я предлагаю, малышам сделать новые игры!
Ответы детей:
Воспитатель: У меня как раз есть заготовки, подумайте какие игры можно из них сделать?
Ответы детей:
(Изготовление дидактических игр)
Кощей Бессмертный: Спасибо вам, помогли мне, вот вам буква!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами выложим слово и узнаем, кто же нам прислал письмо!
(Дети выкладывают слово.)
Воспитатель: Какое получилось слово?
Ответы детей: Не хватает буквы А
Воспитатель: Ребята, мне муравьи отдали букву, за то что мы им помогли.
Воспитатель: Так кто же нам написал письмо?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно! И ведь действительно, с Природой мы давно знакомы. Мы с вами наблюдаем за ней и помогаем.
Ребята, а как мы помогаем Природе?
Ответы детей: Изготавливаем кормушки и скворечники для птиц, убираем мусор, сажаем кустарники и деревья.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад! Один раз хлопнем, один раз топнем, один раз шлёпнем и закроем глаза! (дети выполняют действия).
Итог
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, какое настроение было у вас в течение занятия?
Ответы детей: Радостное - потому что мы знаем правила поведения в лесу,
-Грустное - потому что люди загрязняют водоёмы,
-Радостное - радостно что мы можем рассказать о животном по схеме
-Я удивился- тому что мы смогли очистить воду и помочь обитателям водоёма
-Мне радостно оттого что мы помогли муравьям и сделали для них игры,
-Я удивился тому что мы знаем птиц живущих в нашем крае
Воспитатель: Ребята, меня тоже переполняют все те эмоции, которые вы сейчас перечислили. Вы молодцы и спасибо вам!
А её величество природа передала вам гостинцев, они в нашей группе, пойдёмте в группу и посмотрим!