Катюхина Надежда
Конспект круглого стола «Формирование у дошкольников экологических знаний«
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО»
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в экологическом воспитании дошкольников; повысить профессиональное мастерство педагогов, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
• повышение уровня экологической компетентности воспитателей;
Публикация «Конспект круглого стола „Формирование у дошкольников экологических знаний„» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круглый стол для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
• формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
• повышение роли воспитателя в воспитании экологической культуры дошкольников;
• умение использовать полученные знания по экологическому воспитанию в разных видах деятельности;
• развивать творческий потенциал педагогов.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена теме РМО «Инновационные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников» и моё выступление будет проходить в форме круглого стола : «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО».
Приглашаю вас поговорить об экологическом воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
«Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам» (Моисеев Никита Николаевич).
В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее. В России идет становление новой системы образования, ориентированной на сильную, развитую личность во всех сферах образования. Современный период развития общества подвержен сильному влиянию экологии на его здоровье и если мы не дадим детям, начальные понятия «сохранности и созидания природы», то у дошкольников не будет осознанного поведения в природной среде и наша планета Земля может просто исчезнуть, а вместе с ней и человечество!
И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
1. Что входит (какие задачи стоят) в экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? (Воспитатель является главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.)
4. Должна ли проводиться работа с родителями по экологическому воспитанию?
5. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.
1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п.).
2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? ( Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
3. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)
4. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
5. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.)
6. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
7. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
Шуточная игра «Концовки обманки».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).
В группе проводя работу по экологическому воспитанию необходимо иметь коллекции, предназначенные для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей.
3. Какие коллекции можно собрать для наглядности?
Коллекция камней, Коллекция соцветий, Коллекция семян и плодов, Коллекции песка, глины, почвы, Коллекция бумаги и т. д.
4. На какие разделы можно условно разделить уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина».
5. Какие задачи будут решаться? Ответ: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Психологическое упражнение «Полюбите животное»
На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.
У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т. д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следует проводить на занятиях с детьми.
Многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Предлагаю вам небольшой блиц - опрос
«Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).
3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
11. - Ворона кричит зимой – (к метели).
12. - Лягушки квакают – (к дождю).
13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Завершить наш круглый стол мне хотелось бы веселым упражнением «Песенный вернисаж». Упражнение «Песенный вернисаж»
Давайте вспомним и поочередно споем песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное
Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании.
Желаю вам успехов в работе! Благодарю всех за участие!