Мария Дувакина
Конспект коррекционно-развивающей НОД в подготовительной к школе группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НОД
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«ЗИМУШКА-ЗИМА»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ № 66 г. МАГАДАНА ДУВАКИНА МАРИЯ БОРИСОВНА
ЦЕЛЬ: обучение детей составлению связного описательного рассказа по сюжетной картине.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные :
уточнение, расширение и активизация словаря предметов, признаков и действий по теме “Зима”;
образование родственных слов;
Публикация «Конспект коррекционно-развивающей НОД в подготовительной к школе группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
обучение правильному употреблению предлогов В, НА, ПОД, ЗА.
воспитание умения понимать смысл образных выражений.
формирование навыков связной речи с опорой на наглядный материал;
совершенствование навыков употребления предложно-падежных конструкций при составлении предложений.
Коррекционно-развивающие :
формирование навыков саморегуляции, речевого дыхания;
развитие общей моторики, координации речи с движением;
развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;
добиваться четкого произнесения слов, фраз.
Коррекционно-воспитательные :
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
формирование эстетического восприятия окружающей действительности;
воспитание культуры общения, умения выслушивать рассказы товарищей.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: словесный, наглядный, практический.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, диск с музыкой, конверты с фрагментами сюжетной картины и со схемами предлогов, два дерева в технике «фланелеграф», снежинки на ниточке (по количеству детей, «снежок», фланелеграф для создания картины.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о зиме, зимних забавах, наблюдения за зимними явлениями природы, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин, чтение художественной литературы.
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. ОРГМОМЕНТ.
ЛОГОПЕД:
Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
И друг друга поприветствуем:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Теперь у нас весь день будет хорошее настроение. Присаживайтесь на стульчики.
II. 1. БЕСЕДАО ЗИМНИХ МЕСЯЦАХ.
СЛАЙД 1. ЛИСТЫ КАЛЕНДАРЯ: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ.
ЛОГОПЕД:
-Что вы видите на экране? Почему именно эти три месяца я выбрала для вас?
(Это - зимние месяцы. Потому что сейчас - зима)
- Сегодня, в холодный январский денек я приглашаю вас поговорить о зиме. У каждого времени года есть свои 3 месяца. Декабрь, январь и февраль - зимние месяцы. В старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, это бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.
А январь в старину называли «лютовей». Потому что были очень холодные ветра. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
2. СОСТАВЛЕНИЕ СЛОЖНО-ПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
СЛАЙД 2. НА СЛАЙДЕ ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ. ЗВУЧИТ МУЗЫКА АНТОНИО ВИВАЛЬДИ «ЗИМА»
ЛОГОПЕД:
- Как много снежинок принёс нам холодный, зимний ветерок (показать детям снежинки в корзинке.
- Какие они? (белые, лёгкие, пушистые, серебристые, блестящие, холодные)
С ними можно поиграть. К кому из вас на ладошку опустится снежинка - тот расскажет, чем нравится, чем радует и удивляет нас зима (положить на ладонь каждому ребёнку снежинку на ниточке, выслушать ответ.
(Мне радостно и весело, когда идёт снег, когда я катаюсь на лыжах, играю в снежки, когда наступает Новый год и т. п.)
3. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКИ»
СЛАЙД 3. “СНЕЖИНКИ”
- Давайте пока снежинки не растаяли, заставим их плавно кружиться. Держите снежинку за ниточку. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на свою снежинку (дети держат снежинки за ниточку и дуют на них)
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
По окончании дети кладут снежинки в корзинку.
4. УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»
СЛАЙД 4. НА СЛАЙДЕ ДВА ЗИМНИХ ЗАСНЕЖЕННЫХ ДЕРЕВА.
Что вы видите на нашем экране? Деревья, укутанные снежным пушистым одеялом. У нас в кабинете тоже есть деревья. Но наши деревья совсем голые, они не укрыты снежной шубой. Давайте сделаем это сами. В корне каждого деревца спрятано слово. (Дети читают эти слова СНЕГ, ЗИМА). Сейчас вас ждёт увлекательная игра - нужно подобрать родственные слова к каждому из этих слов, найти нужную картинку и повесить её на ветку. Нашим деревьям сразу станет теплее. Но для начала, вспомните какие слова мы называем родственными? (Родственные слова звучат похоже. Слова-родственники должны иметь общую похожую часть и они должны быть связаны друг с другом по смыслу)
Дети из предложенных картинок отбирают нужные и прикрепляют к веткам деревьев ( картинки: снегоход, снеговик, снегурочка, снегирь, снежок, снегопад; зимородок, зимовье, зимняя (одежда, зимующие (птицы)
Отлично справились с заданием!
5. ИГРА СО СНЕЖКОМ “ЕСЛИ БЫ ТЫ БЫЛ…”
Как мне нравится снежок на нашем дереве. Вы любите играть в снежки? У меня тоже есть снежок - круглый, гладкий, холодный. Поиграем?
Передай снежок быстрее,
Пусть бежит он по рукам.
У кого он оказался,
На вопрос ответит нам.
Дети отвечают на вопросы: ”Если бы ты был снегом (метелью, кисточкой, ветром, хорошим настроением, зимой, снеговиком, снежинкой.)”.
- Холодный был снежок, замёрзли у вас руки? Давайте погреемся.
ФИЗМИНУТКА «ЗИМА»
Солнце землю греет слабо (Поднимают руки вверх, опускают вниз)
По ночам трещит мороз (Обнимают себя за плечи)
На дворе у снежной Бабы (Ставят руки на пояс)
Побелел морковный нос. (Показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (Попеременно выставляют носок ноги)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Повороты в стороны)
Заметает все кругом (Имитируют движения руками)
Белоснежным серебром. (Медленно приседают)
6. СЛАЙД 5. ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Хорошо поработали. Старались. Глазки у ребят устали - пора глазкам отдохнуть.
Спинки ровные. Следим глазами за движением снежинок.
7. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КАРТОЧКАМ С ПРОПУЩЕННЫМИ ПРЕДЛОГАМИ.
Следующая игра сложнее. Я приготовила для вас карточки с предложениями. Но холодный январский ветер унёс маленькие слова-предлоги, и оставил вместо предлогов вопросительные знаки. Попробуйте прочитать, что написано на карточках?
Для этого нужно вспомнить, что такое предлог? (это маленькие слова, которые связывают слова в предложении по смыслу)
Как легко вы справились с заданием. Молодцы!
8. ПОИСК ФРАГМЕНТОВ КАРТИНЫ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ СХЕМЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ.
Вижу, вы всё знаете о зиме и сможете сами составить интересный рассказ по зимней картине. Только. картины у нас пока нет. Её нужно собрать из фрагментов, кусочков. А конверты с фрагментами я спрятала в своём кабинете. Найти свой конверт сможет тот, кто правильно расшифрует моё задание. Вспомните, какими значками мы обозначаем предлоги. Получите конверты с заданием.
Дети находят конверты с фрагментами картины под столом, на полке, между партами, в шкафу и подходят к логопеду. Логопед уточняет у нескольких детей где были спрятаны фрагменты.
Каждый ребёнок прикрепляет на фланелеграф свой фрагмент, сопровождая проговариванием предложения о том, что на нём изображено. Когда все дети выполнят это задание, логопед предлагает составить общий большой и интересный рассказ о зиме по картине, которую дети сами создали. Заслушать 2-3 детей.
9. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СОБРАННОЙ ИЗ ФРАГМЕНТОВ КАРТИНЕ.
Варианты рассказов: ЗИМА ПРИШЛА
• Наступила волшебная, пушистая, снежная зима. Дни стали короткие, а ночи - длинные. Солнце совсем не греет. Стало очень холодно. Небо хмурое, затянуто серыми облаками. Часто идёт снег. Он покрыл белым пушистым покрывалом (ковром) всю землю, дома, деревья. И дети, и взрослые надели тёплую, зимнюю одежду. Холод не пугает детей. Зимой очень весело играть в снежки, кататься на санках, на лыжах, на коньках. Дети строят горки и лепят снеговиков. Очень весело зимой!
• Наступила холодная, зима. Она принесла с собой много снега и закрыла землю белым, сверкающим, пушистым одеялом. Снегом укрыты и деревья и дома. Солнце совсем не греет. Холодно стало. Зимующие птицы перебрались поближе к человеческому жилью. Добрые заботливые дети делают для птиц кормушки и вешают их на деревья во дворах, парках. Взрослые и дети надевают тёплую зимнюю одежду. Детям нравится зимой играть, лепить снеговиков, кататься на санках, ледянках, коньках. Я люблю зиму!
III. РЕФЛЕКСИЯ.
Наше занятие заканчивается. Вам было интересно сегодня?
Что особенно понравилось, что запомнилось?