Анна Пантелеймонова
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет «Страна волшебных красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель данного занятия – гармонизация психического состояния детей, повышение их активности и самостоятельности.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Укрепить созидательное начало (архетип Творца) в детях посредством прослушивания Сказки о волшебных красках.
2. Обучить детей навыкам изготовления «волшебных красок».
3. Создать условия для самовыражения, интеграции личности детей через создание рисунка-мандалы сказочной страны.
4. Развивать воображение, тактильную чувствительность.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет „Страна волшебных красок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
Состав детей: воспитанники 6-7 лет (4 человека).
Хронометраж: 35 мин.
Данное занятие основано на применении следующих психокоррекционных методов :
1. Игровой терапии (игры «Бом», игра-приветствие).
2. Арттерапии: рисуночной терапии (создание рисунка-мандалы сказочной страны, сказкотерапии (прослушивание Сказки о волшебных красках, музыкотерапии (музыка создает фон во время рисования).
Структура занятия выстроена с учетом рекомендаций Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой по организации коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия и включает такие этапы, как:
1. Ритуал «входа» в сказку.
2. Расширение.
3. Закрепление.
4. Интеграция.
5. Резюмирование.
6. Ритуал «выхода» из сказки.
Материалы и оборудование:
1. Ковровое покрытие.
2. Стулья по числу участников (+ один стул для педагога-психолога).
3. Детский стол.
4. Музыкальный центр.
5. Музыка для упражнений.
6. Клеенка для стола.
7. Клеенка для пола.
8. Баночка с мукой.
9. Баночка с солью.
10. Бутылочка с растительным маслом.
11. Бутылочка с водой.
12. Мисочка с клеем ПВА.
13. Мисочки для красок.
14. Набор жидкой гуаши.
15. Тарелочки из плотной бумаги для создания мандал.
16. Одноразовые ложки (большие и маленькие).
17. Бумажные салфетки.
18. Фартучки и нарукавники для детей.
Ход занятия
1. Приветствие.
Дети, предварительно одевшие фартучки и нарукавники, заходят в кабинет и садятся в кружок на ковер. «Ингредиенты» для «волшебных красок» уже стоят на столе, покрытые тканью.
- Ребята, наше сегодняшнее занятие будет очень необычным - мы отправимся в сказку. Но в сказку попасть не так-то просто. Для этого нужно, чтобы прозвенел волшебный колокол.
2. Ритуал входа в сказку (2 мин.)
Цель – создать настрой на совместную работу, «войти» в сказку.
Упражнение «Колокол» (2 мин.)
Цель - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
- Ребята, давайте мы встанем в круг. Теперь поднимите сначала правую руку вверх, теперь - левую. А теперь соединим руки в центре круга в виде «колокола» и скажем громко хором «Бом!» и одновременно бросим руки вниз.
Упражнение повторяется три раза.
- Итак, ребята, мы с вами попали в сказку! О чем же эта сказка? Сейчас я вам расскажу.
3. Расширение (7 мин.)
Цель - расширить представления ребенка о жизни.
Педагог-психолог рассказывает детям сказку о волшебных красках (модифицированная сказка Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
Давным-давно жила-была на свете Добрая Волшебница. У Волшебницы было очень доброе сердце, ей хотелось, чтобы все люди почаще улыбались и чтобы все они были счастливы. Много добрых дел сделала Волшебница, многих она осчастливила.
По соседству с ней жил злой страшный Король. Он всё время ворчал, всё время злился. Волшебница уже давно пыталась его развеселить, но у нее это никак не получалось. И вот однажды Волшебнице в голову пришла такая идея - произнести заклинание и оказала на месте злого Короля, увидеть мир его глазами. Волшебница произнесла заклинание и… Как вы думаете, что она увидела? Каким видел мир Король? (Ответы детей.) Мир Короля оказался черно-белым, без единой краски. Тогда Волшебница поняла, почему Король был такой злой – ведь в его мире нет ярких красок.
- Надо приготовить волшебные краски, такие, чтобы мир Короля стал разноцветным. Тогда, наверно, он подобреет, – решила Волшебница.
Но как сделать так, чтобы человек начал видеть краски? (Ответы детей.) Волшебница решила, что для этого человек должен чувствовать себя счастливым. Ребята, как вы думаете, что приносит человеку счастье? (Ответы детей.) Чтобы ответить на этот вопрос, Волшебница отправила во все концы сказочной страны своих гонцов.
Вот вернулся первый гонец. Он рассказал, что многие говорили ему: «Если у нас будет много муки, мы сможем напечь много-много вкусностей и всегда будем сытыми». И тогда Волшебница решила, что в волшебных красках обязательно должна быть мука.
Другой гонец, вернувшись, рассказал, что люди чувствуют себя счастливыми, когда узнают что-то новое, суть, или соль, как говорят в народе. Волшебница решила, что соль непременно должна оказаться в волшебных красках.
Пришел другой гонец. Он сказал, что счастье людям приносит удача, везение, когда в жизни все идет «как по маслу». Поэтому масло тоже нужно добавить в краски.
Последний гонец сказал, что люди чувствуют себя счастливыми, когда они могут склеить что-то разбитое, что-то очень им дорогое. Поэтому Волшебница решила добавить в краски немного клея.
А чтобы краски стали по-настоящему волшебными, Волшебница решила добавить в краски воду, ведь вода – это источник жизни.
Когда все ингредиенты были собраны, Волшебница замесила тесто, где были мука, соль, подсолнечное масло, вода и клей. И добавила туда немного обычных красок. И вот появились на свет настоящие волшебные краски!
Волшебница подарила их злому Королю. Король тот час же начал ими рисовать, и, о чудо, весь мир Короля стал цветным! И Король улыбнулся…
4. Закрепление (17 мин.)
Цель - приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.
Изготовление волшебных красок (10 мин.)
- А сейчас, ребята, мы с вами тоже научимся делать «волшебные краски». Для этого давайте подойдем к столу и присядем на стульчики. (Дети рассаживаются за стол.)
- Для изготовления красок нам понадобится «волшебные горшочки». (Педагог-психолог раздает детям тарелочки. Каждый возьмите двумя руками по одному «горшочку». Чтобы они стали волшебными, нужно вспомнить «волшебные слова». Какие вы знаете волшебные слова? (Ответы детей. Педагог-психолог помогает: «Это слова «спасибо», «пожалуйста», «я люблю тебя» и т. д.) Теперь тихонечко прошепчите их горшочку. (Педагог-психолог показывает, как это можно сделать.) Итак, наш горшочек готов.
- А теперь нужно замесить наше тесто. Говорят, что в наших руках есть особая волшебная сила. Поэтому тесто мы будем месить руками. Сначала мы положим в горшочек несколько горсточек муки. (Педагог-психолог открывает баночку с мукой, протягивает каждому ребенку поочередно.) Пусть муки будет побольше, ведь мука дает сытость, достаток. А теперь давайте приручим муку, сделаем ее волшебной. Для этого муку нужно хорошенько помять, помешать руками.
- А теперь кладем горсточку соли. Соль – это знания, истина. Когда вы положите горсть соли, пожалуйста, перемешайте муку и соль. Познакомьте каждую крупицу соли с каждой крупицей муки. При этом следите, чтобы наша чудесная мука не высыпалась из чудесного горшочка.
- Теперь мы добавим немножечко масла. (Масло в тарелочки капает педагог-психолог.) Масло – это удача, чтобы все шло как по маслу.
- А теперь добавим немножечко воды. (Педагог-психолог разливает воду в стаканчики.) А для чего нужна вода, ребята? (Ответы детей.) Теперь не торопясь перемешайте тесто. Мудрые люди говорят, что самое главное – это чтобы в тесте не было комочков. Поэтому воду мы будем добавлять постепенно. (Дети размешивают тесто.) Как только тесто начнет напоминать густую сметану, можно добавлять клей. Для чего нам нужен клей? (Педагог-психолог наливает каждому ребенку немного клея ПВА.) Наша краска почти готова.
- А сейчас нам с вами нужно договориться, кто какой цвет будет делать. Краску можно взять маленькой ложечкой или пальцем и добавить в волшебное тесто. (Дети выбирают гуашь понравившегося цвета, набирают гуашь.) Теперь хорошенько размешайте краску. Волшебные краски готовы! (Педагог-психолог передвигает стол в сторону.)
Создание рисунка Волшебной страны (7 мин.)
Дети пересаживаются на ковер, накрытый клеенкой. По середине стоят тарелочки с красками, лежат ложки.
- Ну а теперь мы будем рисовать Волшебную страну. Выберите холст, на котором вы будете рисовать (Каждый ребенок выбирает себе бумажную тарелочку.) Как мы будем рисовать красками? (Ответы детей.) Можно рисовать пальцами, можно выливать краску на холст, капать краску – устраивать дождик из красок, капать краской на краску. (Педагог-психолог включает спокойную музыку, дети рисуют.)
Во время рисования педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, что они рисуют, побуждает разнообразить рисунок (нарисовать сказочных героев или их следы, побуждает детей использовать разные приемы рисования).
После того, как дети закончили рисовать, проводится обсуждение:
- Давайте поставим наши горшочки на стол и соберемся вокруг наших сказочных картин. Нравится ли вам то, что вы создали? Что же у вас получилось? (Дети отвечают на вопросы.)
5. Интеграция (2 мин.)
Цель – связать новый опыт с реальной жизнью.
- Ребята, как вы думаете, можно ли и в обычной жизни использовать «волшебные краски»? (Ответы детей.) Действительно, такие краски можно сделать, когда вы злитесь или расстроены, или подарить тому, кто перестал радоваться жизни и т. д.
6. Резюмирование (2 мин.)
Цель – обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.
- Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами попали в сказочную страну, познакомились с новой сказкой о волшебных красках, научились их делать и нарисовали ими сказочную страну. Теперь вы знаете, что можно делать, когда кому-то становится грустно или кто-то сердится.
7. Ритуал выхода из сказки (2 мин.)
Цель - закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
- А теперь, ребята, пришло время возвращаться домой. Нужно, чтобы снова прозвенел волшебный колокол. Для этого мы встанем в круг.
Упражнение повторяется три раза.
- Итак, ребята, мы вернулись в детский сад. Пришло время возвращаться в группу. До свидания!
Литература
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб. : Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб. : ООО «Речь», 2000. - 310с.
3. Колошина, Т. Ю., Трусь, А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб. : Речь, 2010. — 189 с.
4. Хухлаева, О. В., Хухлаев, О. Е., Первушина, И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М. : Генезис, 2004. — 175 с.
5. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 256 с.
6. https://www.trepsy.net/world/?stat=6002