наталия холостова
Конспект комплексной совместной деятельности для детей средней группы «Лунный гость»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лунный гость»
Тип занятия: занятие-игра.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие».
Цель: Обогащать круг представлений у детей, расширять словарный запас. Учить детей самостоятельно придумывать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного, причинного мышления, памяти, воображения у детей, умения выбирать из перечня предметов лишний по определенным признакам и группировать предметы.
Публикация «Конспект комплексной совместной деятельности для детей средней группы „Лунный гость“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Образовательные задачи:
- Научить детей принципам составления загадок.
- Учить умению четко формулировать вопросы, нацеливаясь на нужный результат.
- Учить детей выделять предметы из перечня по определенным признакам и группировать.
Развивающие задачи:
- Формировать у детей представления о вкусе, запахе, форме и других качествах предмета.
- В процессе общения развивать умение слушать, выражать свои мысли, подбирать нужные по смыслу слова и жесты, развивать внимание и внимательность, память, любознательность.
- В процессе игр развивать умение взаимодействовать, давая возможность партнеру реализовать свою роль.
Воспитательные задачи:
- Воспитание отзывчивости, доброжелательного отношения к чужой проблеме, культуры общения.
Технологии, используемые в мероприятии:
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
• опора на субъектный опыт ребенка.
Игровые технологии:
• игровые задания и упражнения;
• сюрпризный момент.
Технологии поисковой деятельности :
• создание проблемной ситуации;
• сотрудничество;
• ТРИЗ.
Здоровье-сберегающие технологии:
• Физкультминутка;
• Подвижная игра;
• Хороводный танец.
Предварительная работа: проведение игры «Да-нет-ка», упражнение в составлении загадок по технологии ТРИЗ, д/и «Третий лишний», «Назови одним словом», разучивание утреннего приветствия, проведение подвижной игры с выдвижением условия, подразумевающего деление на 2 группы.
Обогащение словаря: третий-лишний, загадка.
Материал: игрушки Лунтик и Кузя, изображение фантастического существа Кузилуна, лист бумаги А3, гуашь разных цветов, стакан с водой, изображения предметов для загадок: Гриб, Жаба, Одуванчик, картинки с изображением предметов для д/и, лист бумаги с подсказками.
Последовательность совместной деятельности.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, давайте станем в кружок, улыбнемся, возьмемся за руки и поприветствуем все, что нас окружает.
Воспитатель с детьми произносят утреннее приветствие:
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня на занятии присутствует необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это в игре "Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость ходит на 2-х ногах и он не является человеком.
Дети: Это птица?
Воспитатель: Нет, это не птица
Дети: Может, это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети: Может, это какой-то зверек?
Воспитатель: Да, но зверек не обычный, а волшебный. (Воспитатель загадывает загадку)
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
Дети: Лунтик!
Воспитатель: Да, вы правы, но не совсем обычный. Вы знаете, я недавно была на поляне в гостях у деда Шера, и он поведал мне такую историю. Не так давно у них случился сильный ветер, который принес на поляну семена волшебных цветов, похожих на порошок. Немного этого порошка попало на Лунтика, и он превратился вот в такое существо, посмотрите!
Воспитатель показывает изображение Кузилуна: Дети, это Кузилун, он очень страдает и стесняется, поэтому сам не хочет выходить, а только передал мне свое фото. Попробуем ему помочь?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, хорошо, а прежде давайте подумаем, а как он у нас появился?
Дети: Упал с луны или припрыгал.
Воспитатель: А каким образом еще мог у нас появиться?
Дети: прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и. т. д.
Воспитатель: А если прилететь, то на чем?
Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.
Воспитатель: Ребята, вот Кузилун такой необычный, в нем могут сочетаться качества сразу двух существ, как вы думаете, какой он может быть и что любит больше всего?
Дети перечисляют качества, которые могут быть присущи Кузилуну.
Воспитатель: Ребята, какие вы находчивые и сообразительные, все про него угадали, ну а теперь попробуем помочь Кузилуну стать собой и найти полянку, где он живет, тогда он и сам появится у нас и обязательно поблагодарит за помощь. Для этого нам нужно выполнить несколько заданий, которые передал нам деда Шер. Он слышал, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Он передал Кузилуну картинки с изображенными на них предметами, о которых он бы хотел придумать загадку (одуванчик, гриб, жаба, но пока он их нес, обронил где-то у нас в группе. Нам нужно попробовать их найти. Кузилун оставил нам подсказку: «Первое задание я обронил где-то в магазине между ящиками с фруктами и овощами». А ну-ка, ребята, давайте посмотрим… Действительно, вот первое задание!
Игра «Придумай загадку». Дети придумывают загадку по методике ТРИЗ о каждом предмете, изображенном на картинке.
Например, один из принципов: выявить качества предмета из разряда: вкус, цвет, запах, форма и т. д. и определить похожие предметы по тому или иному свойству.
Одуванчик
Какой предмет На что похоже
Круглый Как мяч
Желтый Как солнце
Нежный Как мама
Пушистый Как одеяло
Легкий Как пух
Еще один принцип: «На что похоже?- Чем отличается?»
Гриб
- На что похож гриб? – На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? – На дом, но без окон.
- А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Итог: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Принцип «Что делает? – Что делает так же?»
Лягушка
«Лягушка что делает? Прыгает, как заяц, мяч. Ныряет, водолаз, утка. Плавает, как лодочка, рыба».
Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.
Итог: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, как лодочка».
Воспитатель: Ребята, вот мы и справились с первым заданием, но немножко устали, отдохнем и поиграем в игру «Разбежались».
Подвижная игра «Разбежались!»
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Например: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет — к окну и др.
Называются признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные рукава — короткие; в сандаликах — не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.
Воспитатель: Ребята, деда Шер приготовил нам еще одно задание, мы уже близки к цели, скоро Лунтик будет с нами. Но, к сожалению, это задание Кузилун тоже где-то обронил, хорошо, что он оставил подсказку: «Ребята, второе задание я обронил в ИЗО - уголке, справа от полки с карандашами и фломастерами». Давайте посмотрим, кто найдет?
Д/и “Третий лишний”, «Назови одним словом».
Воспитатель: Ребята, деда Шер передал нам картинки с изображениями предметов со своей полянки, вам нужно найти лишний предмет на каждой картинке и объяснить, почему он лишний, а потом назвать одним словом все предметы на картинке.
Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания Шера… Ой, посмотрите, кто это?
Появляются Лунтик и Кузя, благодарят детей за помощь, но им еще нужно найти путь домой. Но третье задание Кузилун тоже потерял. Вот подсказка: «Третье задание где-то в физкультурном уголке между фиолетовым и красным мячом. Ребята, пожалуйста, поторопитесь, я хочу побытрее стать собой!» Дети находят лист А3 с изображением солнца и травы, им нужно нарисовать полянку, где живут Лунтик и Кузя. Дети вспоминают, какого цвета растут цветы на поляне и с помощью пальчиков и гуаши рисуют точки-цветы на поляне. У всех чудесное, солнечное настроение, вместе с Лунтиком и Кузей дети танцуют, взявшись за руки, под мелодию из мультфильма про Лунтика. В благодарность Кузя с Лунтиком дарят детям сладкие подарки – конфеты в виде солнца и цветов, а дети угощают гостей.
Список использованной литературы:
1. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
2. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.
3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
Подсказки Кузилуна.
«Первое задание я обронил где-то в магазине между ящиками с фруктами и овощами».
«Ребята, второе задание я обронил в ИЗО - уголке, справа от полки с карандашами и фломастерами».
«Третье задание где-то в физкультурном уголке между фиолетовым и красным мячом. Ребята, пожалуйста, поторопитесь, я хочу побыстрее стать собой!»
Д/и “Третий лишний”, «Назови одним словом»
Земляника, вишня, груша.
Кузнечик, божья коровка, жаба.
Пчела, бабочка, паук.
Одуванчик, ромашка, роза.
Пирожки, пирог, варенье.
Мяч, воздушный шарик, скакалка.