Светлана Грибанова
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей средней группы «Сказки старика-годовика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказки Старика - годовика»
Интеграция образовательных областей:
«Познание» (формирование целостной картины мира,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Социализация», «Музыка».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение, музыкально-художественная.
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей средней группы „Сказки старика-годовика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Цель:
- формировать представление о временах года, связях между временами года и погодой.
Задачи:
- учить называть основные приметы зимнего периода, весеннего периода, летнего периода, осеннего периода;
- вводить в активный словарь детей имена существительные (шляпа, зима, мороз, снег, лед, вьюга, метель, холод, стужа, снежинка, снеговик, имена прилагательные (волшебная, холодные, красивые, узорные, кристальные, снежные, прекрасные, волшебные, сказочные, глаголы (нюхать, лепить, собирать, пускать, сминать, скатывать);
- развивать все виды моторики: общую, мелкую и артикуляционную;
- выполнять самомассаж лица;
- снимать зрительную нагрузку у детей;
- развивать общие речевые навыки: дыхание, интонационную выразительность речи;
- координировать речь с движением, развивать чувство ритма;
- согласовывать в речи имена прилагательные с существительными;
- развивать наблюдательность и зрительное внимание;
- вызвать интерес к изображению снеговика в сотворчестве с педагогом и другими
детьми;
- учить формировать комочки из гофрированной бумаги, скатывать их, совершенствовать технику наклеивания комочков друг к другу путем их прикладывания к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура;
- учить наблюдать за оформительской работой педагога;
- создать эмоционально-положительное настроение у детей.
- развивать музыкальный слух, умение двигаться в ритме музыки;
- воспитывать активность, наблюдательность, самостоятельность, любовь к природе.
- воспитывать аккуратность, самостоятельность и интерес к совместной продуктивной деятельности;
Планируемые результаты:
- участвует в сезонных наблюдениях, в обсуждениях во время целевой прогулки; проявляет интерес к простейшим взаимосвязям в природе, отвечает на вопросы педагога,
- участвует в разговорах во время игровых упражнений «Определить к какому времени года относится каждый из зайчат» и «Подбор дорожек, соответствующих временам года»;
- стремится помочь зайчатам в затруднительной ситуации, отвечает на вопросы взрослого во время наблюдений и игровой деятельности;
- с интересом слушает русскую народную сказку «Четыре сестры», отвечает на вопросы педагога по содержанию художественного произведения;
- проявляет интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх;
- проявляет интерес к выполнению самомассажа «Мороз», упражнений по коррекции зрения и упражнения на дыхания «Подуй на снежинку»,
- активен при создании коллективной композиции в аппликации «Снеговик»;
- проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту музыкальное произведение, пытается подпевать и двигаться под музыку.
Материалы и оборудование:
1) шляпа «Старика - годовика», конверт с запиской;
2) фонограмма песни «Времена года» (музыка и слова Александра Ермолова);
3) ковролин, сказочная полянка - «Времена года», 4 дорожки (белая, зеленая, красная, желтая) соответствующие временам года, 4 домика по временам года, 4 зайчика одетых по сезонам;
4) мультимедийный проектор, экран, ноутбук,
презентация Microsoft Office Power Point сказки «Четыре сестры»,
русская народная сказка «Четыре сестры»; 6) панно «Зима» - основа с нанесенным контуром снеговика;
Раздаточный материал:
1) снежинки по количеству детей для гимнастики для глаз;
2) пособие «Снежинки» для упражнения на дыхания по количеству детей;
3) клей – карандаш для бумаги;
4) по 10 штук листиков гофрированной бумаги (1/4 часть столовой салфетки);
5) подносы;
6) сухие салфетки для прижимания во время наклеивания и влажные салфетки для вытирания рук.
Предварительная работа:
1) Рассматривание наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам»: «Времена года», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
2) Рассматривание дидактических карточек для ознакомления с окружающим миром «Времена года»;
3) Рассматривание наглядно-дидактического пособия для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа «Времена года»
Аграновича 3. Е.
4) Чтение и рассматривание иллюстраций в книге Кузнецовой Г. «Как мы встречали весну» Издательство «Карапуз»;
5) Чтение и рассматривание иллюстраций в книге Федотова М. В. «Где мы были летом» Издательство «Карапуз»;
6) Чтение и рассматривание иллюстраций в книге Громовой О. «Как мы провожали осень» Издательство «Карапуз»;
7) Чтение и рассматривание иллюстраций в книге Федотова М. В. «Что мы делали зимой» Издательство «Карапуз»;
8) Беседа по картинкам «Времена года», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;
9) Составление рассказа по мнемотаблице «Осень», «Зима»;
10) Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить знания детей о временах года.
11) Дидактическая игра «Времена года»
Цель: Развить внимание, мышление, логику, речь.
12) Дидактическая игра «Какой лед?»
Цель: Учить подбирать относительные прилагательные, расширять словарный запас.
13) Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: Закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
14) Развивающая игра «Времена года»
Цель: Познакомить детей с особенностями каждого из четырех времен года: зима, весна, лето, осень. Развивать память, наблюдательность, формировать интерес к окружающему.
15) Лото «Путешествие по временам года»
Цель: Расширять знания детей о временах года и их характерных признаках, развивает внимание, мышление, речь.
16) Настольно-печатная игра «Круглый год»
Цель: Научить ребенка ориентироваться в сезонных изменениях.
17) Разучивание пальчиковых игр «Снеговик», «Мы во двор пошли гулять»;
18) Разучивание самомассажа «Мороз» (самомассаж биологически активных точек);
19) Разучивание танцевальных движений под песню «Зима» (музыка Э. Ханка, cлова С. Острового)
20) Игры с бумажными комками (сминание, раскатывание);
21) Рассматривание изображений снеговика;
22) Лепка снежков и снеговиков на прогулке.
23) Рассматривание снеговиков на выставке «Снеговик к снегу, холоду привык»
Работа с родителями:
1. Материалы для оформления родительского уголка
в групповой раздевалке - младшая группа: Февраль (Учимся наблюдать. Игры на прогулке. Развиваемся играя. Давайте почитаем.)
2. Информационный стенд для родителей «Пришла волшебница – зима»
3. Папки – раскладушки «Необыкновенная зимняя прогулка и игры зимой», «Когда на улице снег»
4. Рекомендовано посмотреть вместе с детьми обучающую программу для детей от 2-х до 7-ми лет «Мультипликационные Времена года с тётушкой Совой».
5. Конкурс для родителей «Зима в Воронеже» (поделки, рисунки, коллажи, фотографии и др.)
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент:
Звучит фонограмма песни «Времена года» (музыка и слова Александра Ермолова)
Дети входят в групповую комнату, проходят на ковёр и встают полукругом, здороваются с гостями.
Приветствие:
Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встречи здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
2. Сюрпризный момент:
Звучит фонограмма Различные звуки – Хруст снега.
Воспитатель: - Ребята, слышите шаги? Кто-то уходит от нас. Смотрите, смотрите так быстро от нас кто-то ушел?
Воспитатель привлекает внимание детей к окну и затем обращает внимание на ковер, где лежит шляпа.
Воспитатель и дети рассматривают шляпу.
Воспитатель: - Ребята, А кто же мог потерять эту шляпу? (Ответы детей: Карабас Барабас, оловянный солдатик, пират, охотник, разбойник, Фрекен Бок, крокодил Гена, старуха Шапокляк, Незнайка, принц и т. д.)
Дети берут в руки шляпу, под шляпой конверт с запиской. Воспитатель читает записку.
Воспитатель: - Ребята, это ведь шляпа старика – годовика.
- А на шляпе все, что дарит нам природа круглый год!
- А почему в народе говорят «Февраль зиму провожает, а весну встречает?
- Назовите зимние месяцы. – А за зимой, какое время года наступит?
- Шляпа Старика – годовика непростая, а волшебная, кто ее надевает, тот сказку начинает.
Воспитатель и дети рассматривают шляпу.
Воспитатель надевает шляпу и начинает рассказывать сказку, сопровождая рассказ сказки, показом на ковролине.
3. «Сказка про зайчат»
«На сказочной полянке играли маленькие зайки. Зайки были все из разных сказок: из «Зимней сказки», из «Весенней сказки», из «Летней сказки» и из «Осенней сказки». Зайки бегали по сказочной полянке: нюхали цветы, собирали разноцветные листья и ягоды, лепили снеговика, пускали в ручейках кораблики. Так они провели весь день, пока не услышали голоса своих мам. Голоса мам звучали с разных сторон. Зайчата собрались идти домой, как вдруг поняли, что не знают, куда им идти и где их дом».
Воспитатель: - Какая сказка интересная, да необычная! Какие чудеса происходят на сказочной полянке!
- Как можно назвать сказочную полянку, на которой играли зайчата? (Времена года)
- А можно увидеть сразу четыре времени года?
- Ну, что ребята, поможем нашим зайчатам?
4. Дидактическое упражнение «Из какой сказки зайки»?
Воспитатель: - Ребята, вам надо определить из какой сказки зайки и найти их домики.
Зайка со снеговиком – из зимний сказки (снеговика лепят зимой);
Зайка с листьями – из осенний сказки (желтые листья собирают осенью);
Зайка с клубникой и цветами – из летний сказки (клубника и ромашки растут летом);
Зайка с корабликом – из весенний сказки (кораблики пускают в ручьях, когда тает снег).
Воспитатель: - Молодцы ребята! Выполнили задания правильно!
Четыре времени нельзя
Друг с другом спутать никогда,
И все они – мои друзья,
Узнать их можно без труда.
5. Сказка «Четыре сестры»:
Рассказ русской народной сказки «Четыре сестры» сопровождается показом слайдов.
Воспитатель: - А чтобы вы еще лучше знали все про времена года, я расскажу и покажу вам сказку «Четыре сестры»
1 слайд - Жили на свете сёстры: Зима, Весна, Лето и Осень.
2 слайд - Зима была седая, белая.
3 слайд - Весна - молодая, белолицая, с голубыми глазами.
4 слайд - Лето в красном наряде, загорелое – загорелое.
5 слайд - А Осень - златовласая, в жёлтой шали.
6 слайд - Пошла Зима, Весна и Лето в гости к Осени.
7 слайд - У неё на столе и груши, и яблоки, и сливы.
8 слайд - Сладкие арбузы и душистые дыни.
9 слайд - Белый каравай, и пахучий мёд.
10 слайд - Пообедали сёстры и стали благодарить осень.
11 слайд - Осень и говорит: - Нет, это я вас должна благодарить.
12 слайд - Ты, Зима, землю снеговым одеялом укрывала, прятала от Деда Мороза.
13 слайд - Ты, Весна, поля дождями поливала.
14 слайд - Ты, Лето, ясное солнышко посылала, чтобы всё созрело.
15 слайд - Сёстры и рады: - Все мы хорошо потрудились! Все мы важны для своего времени года!»
Воспитатель: - Ну что, понравились вам дочки старика – годовика?
- Кто же из дочерей самая главная и важная?
- А какая из дочек старика - годовика сейчас у нас в гостях? (Зима)
- А за зимой, какая из дочек старика-годовика будет гостить? (Весна)
6. Дидактическая игра: «Подбери признак»
Воспитатель: Скажите ребята, какая она, зима? - Если я скажу:- Холод…. Дети: Холодная Воспитатель: Мороз - …. Дети: Морозная Воспитатель: Стужа -…. Дети: Студеная Воспитатель: Вьюга - …. Дети: Вьюжная Воспитатель: Лёд - …. Дети: Ледяная Воспитатель: Снег - …. Дети: Снежная
Воспитатель: Сказка - …. Дети: Сказочная
Воспитатель: Ветер - …. Дети: Ветряная
7. Упражнение на дыхание «Подуй на снежинку».
Воспитатель: - Подул холодный ветер (включить фонограмму шум ветра) и с неба стали падать снежинки.
Воспитатель берет пособие «Снежинки» и предлагает детям подуть на снежинки. Воспитатель показывает, как надо это делать: вытянуть губы в трубочку и подуть на снежинки так, чтобы они слегка покачнулись под струей воздуха. При этом пособие «Снежинки» надо держать в руке на уровне губ. Дуть спокойно, не надувая щек. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.
На снежинку дуй легонько,
Она будет двигаться тихонько.
На снежинку дуй сильней,
Полетит она быстрей.
Воспитатель предлагает взять детям снежинки разного размера.
Воспитатель: - Снежинки, одна красивей другой. Вот они, полюбуйтесь.
- Снежинки какие? (Ответы детей: холодные, красивые, узорные, кристальные, снежные, прекрасные, волшебные, сказочные, белые)
8. Упражнение для коррекции зрения.
Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли. Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели. Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Снежинки влево полетели,
Глазки влево посмотрели. Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.
Ветер снег вверх поднимал,
И на землю опускал… Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.
Дети сморят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись. Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.
Глазки закрываем, Закрыть ладошками глаза.
Глазки отдыхают. Дети складывают снежинки.
Воспитатель: - Погрелись зайцы каждый в своем домике и решили снеговика слепить.
- Вышли они на улицу, а на улице мороз.
9. «Мороз» (самомассаж биологически активных точек)
На дворе опять мороз. Поглаживают ладонями шею.
Чтобы носик не замерз, Мы его сейчас потрем, Указательными пальцами легко потирают переносицу.
И погладим, Большими пальцами гладят нос с боков.
И помнем. Легко пощипывают крылья носа.
Растираем наши щечки. Пусть алеют, как цветочки! Ладошками растирают щеки.
Проведем по бровкам, Указательными пальцами «рисуют» брови.
Глазкам, Будут глазки, словно в сказке! Осторожно ведут пальцами вокруг глаз.
А про ушки не забыли? Ушки утром все помыли? Проведем мы пальчиками, По дорожкам-ямочкам. Проводят указательными пальцами по ушным бороздкам
Вот сейчас потреплем ушки – Ах! Какие непослушки! Легко треплют уши.
Прыгнем! Руки на поясе, прыжок высоко вверх.
Хлопнем! Хлопают в ладоши.
Прыгнем снова!Прыжок.
Будем мы всегда здоровы! Хлопки.
Воспитатель: - Зайцы будут трудится и нам лениться не годится!
10. Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, «Лепят снежок».
Кати по снегу свой снежок – «Катят».
Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» руками снеговика.
Его улыбка так светла! Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.
Но солнце припечет слегка – Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы – и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.
11. Аппликация «Снеговик»
Воспитатель: - Ребята, пока мы с вами лепили снеговика, зайчата вот какого красивого снеговика слепили.
Воспитатель показывает образец – снеговика, которого слепили зайчата. - Из какого материала сделан снеговик? (Из бумажных комочков)
- Какого цвета бумага понадобилась для изображения снеговика? (Белая)
- Как можно сделать комочки из салфетки? (Смять пальцами)
- Что еще надо сделать снеговику? (Нос, глаза, рот, шляпу, метлу)
- Какого цвета глаза? (Черные). Какого цвета нос? (Оранжевый) Какого цвета рот? (Красный)
- Из чего будем делать метлу? (Из полосок бумаги и палочки) Воспитатель: - Я не сомневаюсь, что мы сможем вместе с вами сделать снеговика, потому что вы знаете, как это сделать. А теперь садитесь за столы и приступайте к работе. Картину воспитатель располагает на свободном столе (горизонтально). Дети садятся за столы и приступают к работе. Воспитатель поощряет детей, помогает детям советами и практическими действиями, побуждает детей комментировать свои действия. Ребёнок мнёт в руках гофрированную бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё комочек. Заготовив комочки, ребенок, не дожидаясь других детей, встает из-за стола, берет сделанные комочки на подносе и подходит к фоновой композиции «Зима». С помощью воспитателя ребенок сначала располагает, а затем приклеивает бумажные комочки на намазанную клеем фоновую композицию «Зима». Воспитатель руководит практической деятельностью детей — не делает прямых указаний, старается направить их деятельность с помощью наводящих вопросов.
Воспитатель: - Ребята, а чего у нашего снеговика не хватает? (Глаз, носа, пуговиц, шляпы на голове). Воспитатель оформляет снеговика: приклеивает глазки, нос, шляпу, пуговицы. Воспитатель: - Вот какой большой снеговик у нас с вами получился, просто великан. Молодцы, ребята!
Анализ результата продуктивной деятельности детей.
Воспитатель хвалит всех и учит не только замечать, но и рассказывать о красоте коллективной работы. Воспитатель: - Давайте полюбуемся нашим снеговиком!
- Вам нравится наша работа?
- А чем вам нравится наш снеговик? Воспитатель: - Все так хорошо работали, старались, снеговик получился красивым.
- Маленьким зайкам понравился наш снеговик и то, как вы дружно работали.
11. Итог занятия:
Воспитатель: - Как хорошо, что у каждого времени года есть свои замечательные праздники! А еще хорошо, что есть четыре сестры: Зима, Весна, Лето и Осень, которые приходят к нам в гости и творят чудеса!
Использованная литература:
1. Редакторы Бабаева Т., Гогоберидзе А., Михайлова З. «Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»: Издательство «Детство-Пресс», 2011 г.
2. Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ФГТ в ДОУ. Вторая младшая группа»: Издательство «Учитель», 2012 г.
3. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»: Издательство «Сфера», 2010 г.
4. Зырянова Л. Н., Лужбина Т. В. «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях»: Издательство «Феникс», 2012 г.
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа»: Издательство «Карапуз-Дидактика», 2008 г.
6. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий с детьми 4 - 5 лет»: Издательство «Паритет», 2008 г.
7. Рудик О. С. «Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности»: Издательство «Сфера», 2009 г.
8. Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. Издательство «Детство-Пресс», 2009 г.