Соколова Марина
Конспект комплексной образовательной деятельности по духовно-нравственному и художественно-эстетическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать приобщать детей к нравственным и духовным ценностям, формировать нравственные ориентиры.
Задачи:
Образовательные : познакомить дошкольников с православным храмом и церковным этикетом; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры;
Развивающие: Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храма.
Воспитательные : воспитывать у детей нравственные чувства любви к Родине, русской культуре.
Темочки:
Предварительная работа с детьми: рассматривание альбома «Храмы России», иллюстраций по теме занятия.
Методы и приё мы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: презентация, ноутбук, изобразительные материалы по выбору детей.
I. Организационный момент.
Воспитатель : Дети, мы с вами живем в России и должны хорошо знать свою историю. Мир, окружающий нас: вещи, предметы, явления природы – очень многообразен и называется материальным миром. Но есть и другой мир – духовный мир. Духовный мир называют ангельским, так как там живут ангелы. Когда мы молимся, ангелы появляются около нас. И сегодня у нас с вами необычное занятие, мы поговорим о духовном мире, и Божьем доме – Храме.
II. Основная часть - 15 минут.
Я хочу познакомить вас с храмом. Храм – это дом Божий. Но прежде, чем зайти в храм нужно знать правила поведения в храме Послушайте стихотворение:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Девочки платочки повяжите,
Злые мысли отгоните,
Поставьте свечку, а потом
Осени себя крестом.
Слушай пение и службу,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись.
Воспитатель : Дети, как нужно вести себя в храме? (Ответы детей).
Воспитатель : В храме ребята, очень много икон. Икона — это как окно в другой мир, где обитают ангелы, архангелы, святые, сам Бог. Люди, приходящие в храм, молятся не иконам, а изображенным на них существам — святым, апостолам, ангелам-архангелам, Богу, а иконы напоминают о тех, к кому на самом деле обращена молитва. Одна из самых почитаемых – это образ Пресвятой Богородицы. Подойдя к этому образу, ставят свечку и обращаются к этому образу со словами : «Пресвятая Богородица, спаси нас». Потом можно своими словами попросить у матушки Богородицы то, в чем очень нуждаешься. Молитвы в храме не только читаются, но и поются. В храме есть певчие. Давайте послушаем с вами песню «Выше солнышко в небе поднимается.»
(Слушание «Выше солнышко в небе поднимается.» Композитор : О. Бокова, автор слов: Н. Г. Волкославская.)
Воспитатель : Мы послушали с вами песню «Выше солнышко в небе поднимается.». Вы почувствовали её отличие от других песен, которые мы с вами слушали? В чем оно заключается? ( Ответы детей: Она лиричная, спокойная, светлая)
Воспитатель : Храм – это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки. В храме человек приближен к Богу, благодарит его или просит о чем-то. На Руси всегда было много храмов, и сейчас их тоже много. Каждый храм имеет своё название, имя. Самый большой храм в России - храм Христа Спасителя. Находится он в Москве. Христианский православный храм легко узнать, сверху всегда есть купола и кресты.
Давайте посмотрим, из каких частей он состоит. Основная часть здания. Барабан. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Ребята, посмотрите, на что похожи купола? ( Ответы детей: Купол, который по форме напоминает пламя горящей свечи; луковицу)
Воспитатель : Правильно вы заметили, что один купол похож на луковицу - купол луковичной формы, второй на шлем богатыря – шлемообразная форма купола, а третий купол самый древний -шатровой формы, похож на шатер. Купол имеет симметричную форму и рисуется, как и все симметричные предметы, от середины. На куполе всегда есть крест.
Воспитатель : Мы рассмотрели храм, а теперь давайте немного поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Море синее в волнах (изображают волны)
И ракушки на песках, (делают из ладоней ракушки)
Рыбки плавают в воде, (показывают рыбок)
Птенчики сидят в гнезде, делают замок – гнездо из ладоней)
Ярко звездочки горят, (встряхнуть ладонями, показывая лучики)
Нам о Боге говорят.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам нарисовать православный храм.
(Рисование)
3 часть. Заключительная часть.
Молодцы, ребята, справились вы все с заданием. У всех получилось изобразить храм - каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какая работа понравилась вам больше всего? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня, как настоящие архитекторы, зодчие. Мне интересно с каким настроением и мыслями вы рисовали. Чтобы узнать это, мы с Вами поиграем в игру вот с этим сердечком, будем передавать его по кругу друг другу и продолжать фразу: «Я постараюсь быть (добрым, отзывчивым, послушным)