Надежда Попадьина
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя семья»
Конспект
комплексного занятия
в старшей группе
по нравственно – патриотическому воспитанию
«Моя семья»
Цель: Воспитание любви и уважения к членам своей семьи.
Программное содержание:
• уточнять и обобщать знания о семье, родственных отношениях;
Публикация «Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
• раскрыть понятия «родители», «семья», «род», «генеалогическое древо»;
• учить составлять короткий рассказ о семье, употребляя в речи имена и отчества родных
• понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье
Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.
Предварительная работа:
• рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, разучивание стихов и пословиц о семье.
• Беседы: "Я и мой дом", "Если бы у меня была волшебная палочка".
• Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Мамина работа», Р. Галезатов «Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э. Машковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья», Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама».
Материал и оборудование: презентация, проектор, экран, семейные фото, силуэт дерева из плотной бумаги или картона, листья, вырезанные из плотной бумаги зеленого цвета, с наклеенными на них фотографиями детей и их родных.
Для аппликации: розетки для клейстера, подставки для кисти, клеёнки, салфетки из ткани.
Ход занятия:
Воспитатель : "Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся "
Воспитатель : Смотрите, ребята у нас с вами получился круг, на что он похож (ответы детей) Да, ребята, на солнышко, которое собрало нас в круг, и теперь мы можем с вами сказать:
«Мы, сплоченная дружная семья». И разговор у нас с вами сегодня будет о семье.
Воспитатель : Дети, посмотрите внимательно на эти фотографии. Скажите, что объединяет все эти фотографии? (слайд 2)
Кто изображен на них? (ответы детей)
Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи? (ответы детей)
Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)
Воспитатель : Да, ребята, правильно, семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.
Ребенок читает стихотворение Я. Акима «Моя родня»
Мама с папой – моя родня
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю….
Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (ответы детей)
Это стихотворение шуточное. Не все персонажи его являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка – это родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, в какие игры играли ваши бабушки, дедушки, мамы, папы, когда были маленькими?
(ответы детей)
Воспитатель : Хотите поиграть в русскую – народную игру «Жмурки»?
Воспитатель включает музыкальное сопровождение во время игры
Дети, понравилось вам играть в «Жмурки». Правда очень интересная и весёлая игра. Нашим родителям, бабушкам и дедушкам тоже очень нравилась эта игра.
Воспитатель : А сейчас, ребята, послушайте пожалуйста, ненецкую сказку, которая называется «Кукушка». (Чтение сказки)
Воспитатель : Почему мама оставила сыновей, и улетела от них?
(ответы детей)
Воспитатель : А что нужно делать, что бы ваши близкие всегда были с вами и не огорчались? (ответы детей)
Воспитатель : Давайте вспомним, что же главное в семье? (ответы детей)
Воспитатель : Да, правильно в хорошей, дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга.
Воспитатель : А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Воспитатель : Молодцы дети. Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? Чем они отличаются? (ответы детей)
Да, ребята семьи бывают разные.
Семья, где есть и папа, и мама называются полной (слайд 3)
Есть семьи, где вместе с вами живут бабушки и дедушки (слайд 4)
Есть семьи, где с вами живут не только бабушки и дедушки, но и тёти, дяди) (слайд 5)
Есть семьи, где один ребенок, а есть семьи, где и братишки, и сестренки (слайд 6)
Но, к сожалению, есть семьи не полные, где нет папы (слайд 7)
Но, иногда бывает, что воспитывает детей только папа (слайд 8)
Но, есть семьи, которые живут только с бабушкой и дедушкой (слайд 9)
Воспитатель : Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
«Вся семья вместе, и душа на месте»
«Дети – цветы жизни»
«Русский человек без родни не живет»
Воспитатель : Как вы понимаете эти пословицы?
Динамическая пауза
Вот такая большая и дружная наша семья. И мы очень любим и уважаем друг друга. И даже есть такая песенка, в которой поется, что взрослые и дети «Неразлучные друзья». Давайте потанцуем под эту песенку.
Воспитатель : Молодцы! Весёлая песня!
Воспитатель : А знаете, друзья, с давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом» (слайд 10)
Воспитатель : Сегодня мы с вами сделаем дерево «Дружбы» нашей группы. Воспитатель показывает картонное дерево и приглашает детей за столы, накрытые для аппликации
Это дерево – наша группа, а его веточки – ваши семьи. У вас на столе, в корзинках лежат листочки с фотографиями членов ваших семей. Воспитатель предлагает разместить листочки с фотографиями на любой веточке дерева (дети прикрепляют листочки к дереву).
Воспитатель : Посмотрите, какое у нас получилось дерево «Дружбы» нашей группы. Теперь мы знаем, сколько человек у каждого из вас в семье и как они выглядят.
Воспитатель : А сейчас ребята я хочу загадать вам загадку про одного из членов вашей семьи
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит белье?
Чьи волосы снега белее
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею
О ком я читаю стихи? (Бабушка)
Воспитатель : И ещё одна загадка, послушайте внимательно
С кем же я ходил на пруд
Там у нас рыбалка.
Только рыбы не клюют
Что, конечно жалко!
Дня четыре или пять не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«На том спасибо!» (Дедушка)
Воспитатель : Правильно, дети. Бабушки, дедушки, лены нашей семьи, наши родные. Вы их называете бабушками и дедушками, вы их внуки. Но они являются мамами и папами ваших родителей. Они уже вырастили ваших пап и мам, сейчас помогают им растить вас, воспитывать, ухаживать. Как вы считаете, как нужно относиться к пожилым людям? (ответы детей)
Воспитатель : Да, правильно, нужно помогать, беречь, ухаживать пожилых людей.
Воспитатель : Ребята, о чем мы сегодня беседовали? Что интересного вы узнали на занятии? Спасибо за активность и внимание!