Ирина Фирсова
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Беседа о Волге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Образовательной области познание» на тему "Беседа о Волге"
Разработал воспитатель МБДОУ д/с 61 г. о. Самара Фирсова Ирина Павловна
Програмное содержание: воспитывать любовь к природе и животному миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России; расширять предсталение оживотном мире страны,активизировать речевое общенме детей.
Публикация «Конспект комплексного занятия в старшей группе „Беседа о Волге“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Реки и озера
- Старшая группа
- Темочки
Материалы: иллюстрации Волги, открытки городов на Волге, фотографии.
Музыкальный ряд: песня композитора М. Фрадкина на стихи Л. Ошанина "Течет Волга","Моя Россия".
Ход занятия:
Дети сидят полукругом, работает вся группа.
Вос-ль: Дети, вы послушали песню " Моя Россия". О чем говориться в этой песни? Что означают выражения"голубые очи", "светлые косички"?
Я рассказывала вам, какая наша страна- Россия. В много рек, озер, морей. Ребята, а какие реки вы знаете?
Подумайте, о чем эта загадка?
"Течет,течет- не вычетет,
бежит, бежит -не выбежит".
(ответы детей)
-Молодцы ребята. Много рек вы назвали. Мы с вами много уже беседовали о Волге, много я вам рассказывала. Расскажите, где берет начало Волга?
называется начало реки?
(ответы детей)
Послушайте, как в русской народной сказке в обработке С. Я. Маршака говориться о начале Волги :
"Меж болот из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек
Не широк,не звонок,не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь- ручей разлился в реку.
.
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой-
Матушкой, кормилецей родной. "
Вос-ль: Почему в народе так называют Волгу- матушкой,кормилецей?
А еще называют Волгу рекой - красавицой, кормилецей?
Почему (ответы детей)
В той же сказке говориться:
"Волга- рекам Родины Царица.
Ни одна не может с ней сравница. "
-Почему с Волгой не может сравниться ни одна река?
(дети рассматривают карту)
-Издавна люди селились на берегах рек, создавались там города. Почему?
Угадайте загадку:
"Два братца в воду глядяться,
Век не сойдутся "(берега).
Итак, у каждой реки есть берега. И каждая река (например Волга) течет по одному и тому же месту. Как называется это место? (ответы детей)
Иногда река выходит из своих берегов. Почему это случается и когда (ответы детей)
Как называется то место на берегах Волги, которое каждую весну затапливаеться водой? (Бассейн реки)
После того, как вода уходит в свои берега, почва здесь становиться особенно плодотворной. Не случайно существует народное изречение : «Вода на лугу- сено в стогу.»?Как вы его понимаете (ответы детей)
-Волга течет по России много километров. Разные народы живут на берегах этой великой реки. О каких народах вы знаете и я вам рассказывала (детей)
Все народы живут дружно и трудятся на заводах и фабриках, делают автомобили и речные суда. Например, в городе Нижний Новгород выпускают автомобили «Волга».
А в каком городе выпускают автомобили «Жигули»? (Ответы детей)
Все эти машины делают люди,которые живут на Волге.
Как одним словом можно назвать людей, живущих на Волге (волжане)
Еще один славный город есть на Волге. Называется он Волгоград. Именно здесь,под Сталинградом (так раньше называли Волгоград) в последнюю войну наши воины).На этих фотографиях- мирные дни Волгограда. Что вы видите на этих фотографиях? (ответы детей)
Вос-ль:Волга дает электрический ток нашей стране, снабжает газом и нефтью. К сожалению вода в Волге загрязнена сточными водами заводов,фабрик и сельского хозяйства. От этого гибнут растения и животные, погибают рыбы, насекомые. Поэтому мы с вами должны знать закон об охране природы, так как природа - источник жизни Земли.
Поэт С. Викулов так сказал:
«Три клада у природы есть: вода,
Земля и воздух -три ее основы.
Какая бы не грянула беда,
Целы они - все возродится снова.»
Ребята,вы знаете, что о Волге сложено много песен. Давайте послушаем одну из них. Под эту замечательную мелодию М. Фрадкина на стихи Л. Ошанина мы с вами потанцуем
(музыкальная пауза)
Вос-ль: Мы ребята много с вами говорили о красоте и многообразии нашей природы и о Волге- матушке. Я хотела вам предложить изобразить в своих работах (т. е. рисунках) нашу природу, реку в пейзаже. Дети садятся за столы и начинают рисовать. (когда работы завершены и готовы к просмотру, воспитатель с детьми организует выставку рисунков).В данном занятии, цель научить детей рисовать состояние погоды (дождь, лужи,туман ветер).
Сегодня на занятии мы подводим итог нашей работе, разговор о великой русской реке Волге мы продолжим на других занятиях. Впереди много нового и интересного. Я вам расскажу о жизни людей разных национальностях, об их культуре, обычаях и обрядах.
Все это поможет нам больше узнать о своей Родине-России.
Использованная литература:
1. Хрестоматия для детей старшего возраста
2. А. В. Никитина «Нетрадиционные методы рисования в детском саду»