Пахомова Анастасия Андреевна
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Маленький экономист»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей признавать качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной группе „Маленький экономист“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления; о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике; о потребностях; о труде; о купле-продаже товаров;
- научить рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности; применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду, уважение к людям, умеющим трудиться, честно зарабатывать деньги.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности : накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Организация образовательной среды: Для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра (не настоящая, карта, бумажные круги с цифрами, купюры разных стран. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства ( купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей, копилки на стол детям, магазин с товарами.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена - это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).
Предварительная работа: Сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Ход занятия
Дети играют в группе. Раздаётся шум, треск, появляется Гном.
Гном: Ой, ой, ой. Что со мной? Где я? Куда я попал?
Дети: это детский сад.
Гном: а где находится ваш детский сад?
Дети: в России, в Касимове, на улице Свердлова. А вы кто?
Гном: я веселый добрый гном, зовут меня Эконом и живу я в прекрасной стране Экономика. А вы знаете, что такое экономика?
Дети: нет.
Гном: Экономика – это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Хотите побывать в моей стране? Тогда разбирайте летающие тарелки и скорее в путь. Под каким номером твоя тарелка? А твоя? Готовы к полёту? Тогда начинаем отсчёт. Все вместе 5, 4, 3, 2, 1. Полетели.
Вот и приземлились в стране Экономика.
Экскурсовод: Добрый день, дорогие друзья, я экскурсовод и рада вас приветствовать в стране Экономика. Хочу пригласить всех в моё экскурсионное бюро. Посмотрите, что это? Да, это карта Мира. А какие страны вы знаете? Россия, Америка, Германия, Польша, Франция. А вы знаете, что в каждой стране свои деньги? Давайте подойдём к банкомату и посмотрим, какие деньги он нам выдаст.
Дети: Рубль. В какой стране эти деньги? В России. Доллар (США, юань (Китай, фунт (Великобритания, рупия (Индия, евро (Франция и Германия).
Реб: ой, а почему среди денег оказалась ракушка?
Гном: Это тоже деньги, только старинные. Ракушку использовали как средство обмена. Вот послушайте и посмотрите.
Презентация об истории появления денег.
Гном: А какие деньги появились раньше? Металлические или бумажные? (металлические). А как называются металлические деньги? (монеты). А как называются бумажные? (купюры). А как вы думаете, какие деньги удобнее, монеты или купюры? Давайте пройдём в мою экономическую лабораторию и проведём эксперимент, а их результат будем отмечать на доске.
1 эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, в другом купюру. Что произошло? (помялась, не помялась). Давайте попробуем порвать (купюра мнётся, рвётся, монета нет).
Гном: правильно, монета лучше. Она не мнётся и не рвётся. Ей ставим плюс.
2 эксперимент: Гном: а теперь давайте положим купюру в воду. Что происходит? (она намокнет). А если она намокнет, что произойдёт? (она разорвётся). Значит, на доске ставим купюре минус.
А теперь проверим монету. Что произойдёт? Кто в этом эксперименте выигрывает? Отметим на доске. Ставим плюс монетке.
3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру. Что тяжелее? Что легче? Ставим плюсик купюре.
4 эксперимент:
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. Купюры.
Воспитатель: Посмотрите на доску. Кто выигрывает?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. А что ещё кроме денег можно использовать при оплате?
Ответы детей. Правильно, банковской картой.
Под песню входят дети Рубль и Копеечка (спорят у кого больше денег)
Дети: а это кто?
Гном: это дети из моей страны Рубль и Копеечка. Собрались в магазин, но не знают, сколько у них денег. Давайте поможем им.
Рубль и копеечка: спасибо, ребята. А вот и для вас кошельки. Пойдемте вместе с нами в магазин за игрушками.
Копеечка: Добрый день, продайте мне самую лучшую, дорогую игрушку.
Продавец: Здравствуйте, а самая дорогая игрушка у нас сколько стоит?
Дети: 20 рублей.
Продавец: у вас хватит денег на эту игрушку?
Реб: у меня 20 рублей, я могу купить эту игрушку.
2 реб: а у меня 17 рублей, я могу купить собачку
Продавец: спасибо за покупку
Дети: до свидания
Гном: а кто знает, что это за здание?
Дети: банк.
Банкир: я банкир, считаю все расходы и доходы, а вы знаете ребята, секреты прихода и ухода денег? (ответы детей). Сейчас мы поиграем в игру
«Доход-расход».
Папа и мама получили зарплату (доход); +
Мама потеряла кошелёк (расход)-
Бабушка выиграла в лотерею (доход); +
Порвались штаны у брата (расход)-;
Брат случайно нашёл 100 руб. (доход); +
Папа получил премию (доход); +
Сестре купили новое платье (расход)-;
Брат получил степендию (доход); +
Дедушка получил пенсию (доход); +
Маме купили новые туфли (расход)-;
Дедушке купили лекарство (расход)-;
Сестра получила деньги в подарок на день рождения (доход); +
Бабушка подучили пенсию (доход)+;
Папа заплатил за квартиру (расход)+;
Купили продукты в магазине (расход)-;
Вся семья сходила в кинотеатр (расход)-;
Сестра попросила купить ей велосипед. (расход)-;
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, ребята. Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.
Итог. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)