Гоголева Елена
Конспект комплексного занятия «Что там видно за окошком»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЧТО ТАМ ВИДНО ЗА ОКОШКОМ»
Подготовительная группа.
Цель. Формировать представление о многообразии растений и животных; о влиянии среды обитания на внешнее строение и особенности поведения животных. Расширить представление о растительном и животном мире. Закреплять знание основных правил поведения в природе. Совершенствовать диалогическую речь, побуждать использовать объяснительную речь, учить отстаивать свою точку зрения; учить выделять характерные и существенные признаки. Обогащать активный словарь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Материал. Кукла Домовенок; три картины в виде окон, прикрытые шторами из цветной бумаги: («Зима», «Лето» «Мир вокруг нас», модели («Времена года»; картонные изображения животных - обитателей леса (на липучках); голоса животных (лай собаки, ржание лошади, мычание коровы) в аудиозаписи; яблоко, апельсин, лук, лимон; нарисованные на отдельных листах следы животных; полоски бумаги и цветные карандаши на каждого ребенка; карточки («Пищевые цепочки»; звукозапись песни («Лесной олень»; картинки с изображением лесных растений; плакаты на природоохранную тему, изготовленные детьми и родителями; кроссворд.
Ход занятия:
Дети и гости находятся в групповой комнате. Входит педагог, в руках у него кукла Домовенок.
Педагог. Здравствуйте, дети и гости.
Я расскажу вам историю, которая приключилась со мной вчера. Шла я через парк и вдруг услышала плач. Огляделась вокруг. Смотрю: под кустом кто-то сидит. «Ты кто?» - «Домовенок Кузя. Я жил в теплом светлом доме, но мои хозяева переехали на другую квартиру. Они так торопились, что забыли обо мне.» Я, пожалела Кузю и взяла его с собой, а сегодня пригласила к нам в гости.
Домовенок. Здравствуйте, ребята! В вашем большом доме светло и уютно. А как много гостей! Здравствуйте, гости! Присаживайтесь, пожалуйста. В мой дом тоже часто приходили гости. Там были большие окна. Я любил вечерком посидеть возле окна и о чем-нибудь подумать, помечтать. А в вашем доме есть окна?
Педагог. Дети, давайте вместе с Домовенком заглянем в наше первое окошко. (Открывает «ОКНО» - за НИМ картина «Зима»)
Домовенок. Ой, как красиво. Где еще можно увидеть такой чистый, белый снег! Какие же деревья у вас растут?
Дети. Ива, осина, рябина, ель, сосна, береза, клен.
Домовенок. А где же животные? Наверное, в таком холоде им не выжить?
Педагог. Сейчас мы тебе всех животных покажем. (Дети прикрепляют uзображения животных к макету.)
Домовенок. Как же все эти животные могут жить в таком холоде?
Дети. Они приспособились к жизни в холодных условиях. (Рассказывают о зайце, лисе, мышке, сове, куропатке)
Домовенок. А почему вы не поселили в лес обезьяну, слона?
Дети. Эти животные живут в жарких странах. Они не приспособлены к холодам: нет еды, которой они привыкли питаться; у них короткая, тонкая шерсть могут замерзнуть.
Домовенок. Но у вас же не все время зима, и лето тоже бывает. Вот за другим окошком – летний лес. (Открывает «окно», за которым - макет «лето») Вон сколько зелени! Ешь не хочу. Почему бы и не жить здесь обезьяне и слону?
Дети. Даже летом у нас прохладней, чем в жарких странах, поэтому в лесу нет той растительной пищи, к которой эти животные приспособлены.
Домовенок. Вы рассказали мне много нового и интересного об обитателях лесов и степей, но я все же не понял: кто чем питается?
Педагог. Давайте поможем Домовенку разобраться в этом с помощью пищевых цепочек (Дети выкладывают пищевые цепочки.)
Домовенок: Вы сказали, что у лисы хорошо развито обоняние - по запаху он определяет, где норка мыши. А у вас хорошо развито это чувство? Давайте проверим.
Дети с завязанными глазами определяют по запаху лимон, яблоко, лук, апельсин.
Домовенок Вы говорили, что у совы хорошо развиты ночное зрение и слух. А вы сможете на слух определить, кто издает звук? (Определяют голоса животных, звучащие в записи) Да, у вас тоже хорошие слух, зрение и обоняние. Я слышал, что звери и птицы умеют писать на снегу. Интересно, чем же они пишут? Ведь у них нет рук ( Лапами: кто всей пятерней, кто четырьмя пальцами. А еще копытами, хвостом, носом, брюхом).
Я в лесу сфотографировал следы, но не знаю, чьи они. Может, вы мне поможете? (Дети «отгадывают» следы животных)
Педагог. Домовенок, дети тоже умеют писать знаками-символами. Посмотри, как они запишут вот это стихотворение.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Дети зарисовывают стихотворение и рассматривают рисунки друг друга.
Домовенок В моем доме часто звучала музыка, мы танцевали и веселились. Давайте тоже немного потанцуем.
музыкальная пауза «Jlесной олень».
Домовенок : Я очень люблю лето. Люблю собирать ягоды и грибы, фотографировать красивые лесные растения, посмотрите. (Показывает карточки с изображением растений).
Педагог. Кузя, а ведь эти растения не только красивые но и полезные.
Дети (поочередно).
Подорожник лечит раны и ссадины;
помогает при кашле.
Багульник - настой из этого растения помогает при ожогах и при кашле.
Крапива останавливает кровь.
Шиповник богат витаминами, повышает иммунитет.
Пижма отвар из нее помогает при ушибах.
Иван-чай - из его листьев заваривают чай; из высушенных и размолотых стеблей пекут оладьи.
Педагог. Вот сколько полезных растений в лесу, у зверей нет докторов. Они лечатся тем, что растет вокруг. Люди, наблюдая за животными, научились использовать лекарственные растения. Да и многому другому человек научился у природы. Послушайте такое стихотворение.
Ребенок читает стихотворение В. Орлова «Чему учит нас природа».
Педагог. А всегда ли бережливо человек относится к тому, что его окружает? Давайте заглянем в последнее «ОКОШКО». (Открывает «окно», за которым диаграмма «Мир вокруг нас» - круг из четырех частей, в центре которого человек с грустным лицом) Посмотрите на грустного человечка в середине круга. Как вы думаете, почему он грустит? (Ответы.)
Как же нам точнее узнать, почему он грустный?
Домовенок. А вы отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Дети. Это воздух.
Педагог. Правильно, речь пойдет о воздухе. Голубая часть круга - воздух. Все живое дышит воздухом, поэтому он должен быть чистым. Но так бывает не всегда. Знаете ли вы, что в воздухе есть микробы - маленькие живые существа? Среди них такие, которые вызывают болезни, например грипп. Особенно много микробов в пыльном помещении с закрытыми окнами, в котором большое скопление людей. Что нужно сделать, чтобы микробов стало меньше? (Проветрить комнату, протереть пыль, посадить комнатные растения. А в больших городах, где - много машин, заводов, нужно сажать деревья) Педагог убирает с голубой части круга -микробы.
Педагог. Посмотрите на белую часть круга. На ней окружающие нас звуки: стрелки - резкие, громкие; волны - тихие, спокойные. Кто из вас любит слушать песни, музыку? Как должна звучать музыка? (Негромко.) От громких звуков люди могут заболеть, получить акустическую травму. Нельзя громко включать магнитофон и в лесу - животные могут испугаться. Приятная музыка, спокойный разговор создают звуковой комфорт. Что нужно сделать для его создания? (Ответы.) Правильно, уберем с белого поля стрелки, оставим лишь красивые волны.
Синяя часть круга - вода.
Не напиться, не умыться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде
Нужна вода!
Какая вода пригодна для питья? (Ответы.) Чистой, пресной воды мало, поэтому ее нужно беречь. Как беречь воду? (Экономно расходовать, закрывать кран, не выбрасывать мусор в реки и озера, не мыть в них машины) Заводы и фабрики сливают в реки грязную воду отходы. Чтобы этого избежать, нужно строить очистные сооружения. Уберем с синего поля все, что загрязняет воду, оно тоже стало чистым. И последняя, зеленая часть круга - поле жизни. Как вы думаете, почему оно зеленое? (Ответы.) Правильно, это цвет растений, именно они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна - жизнь вокруг.
Человек - природе друг!
Всегда ли человек относится к природе, как к другу? (Ответы.)
Посмотрите, на этом поле черные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которые занесены в Красную книгу. Я открою их, если вы перечислите все правила поведения в природе. (Ответы.) Запомните эти правила! (Убирает круги и квадраты) Какое красивое зеленое поле! Конечно, это не все растения и животные, которые нуждаются в нашей защите, но, соблюдая правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас посмотрите (убирает грустного человечка - под ним веселый) : человечек улыбается, ему хорошо в чистом мире, он здоров.
Домовенок. Как интересно! Я уверен, что дети будут беречь и любить природу! Но ведь не все люди знают, как это нужно делать.
Педагог. Для этого ребята вместе с родителями нарисовали плакаты об охране природы. (Дети показывают плакаты и рассказывают о том, что изображено на них.)
Домовенок. Здорово! Мне очень понравилось у вас в гостях, я узнал много нового и интересного. Я для вас тоже приготовил сюрприз - загадку (показывает кроссворд «Природа») Здесь спрятались названия животных и растений нашей местности. Сможете ли вы их найти? (Дети отгадывают кроссворд.)