Седова Наталья Владимировна
Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной логопедической группе «Народы Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного открытого занятия «Народы Севера».
Провела: Седова Наталья Владимировна, воспитатель подготовительной логопедической группы "Ромашка".
19 февраля 2018 г.
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект комплексного открытого занятия в подготовительной логопедической группе „Народы Севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Народы севера
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- обобщить представления о родной стране.
-познакомить детей с народами Севера, уточнить знания об их жизни и труде.
-формировать представления детей о многонациональности России.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь;
-развивать слуховое восприятие;
-развивать координацию движений и речи.
Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство уважение к коренным народам, к их труду и традициям;
-совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей;
-воспитывать усидчивость и аккуратность при работе с клеем;
Предварительная работа:
-Цикл бесед о российской символике и животных Крайнего Севера;
-рассматривание фотографий, альбомов о жизни, труде людей коренных национальностей,
-Чтение: «Мы живем на Севере»,А. Ляпидевский «Челюскинцы», ненецкие сказки «Кукушка», «Айога», рассказ Геменцева «Окся – труженица».
-Рассматривали кукол в национальных костюмах.
-Цикл творческих работ по аппликации и ручному труду: «Северный олень», «Морж», «Полярный медведь».
Наглядный материал:
-Карта России;
-маленькие нарисованные человечки в национальных костюмах: россиянка, осетин, дагестанец, ненец, эскимос, чукча, якут и т. д.
-иллюстрации с изображением оленя;
- д/и «Собери оленью упряжку»;
-три красные звезды для обозначения городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
Оборудование: магнитофон и диск с песней О. Газманова «Вперед, Россия!».
Раздаточный материал:
-заранее нарисованные и вырезанные: чум или иглу (по выбору детей, эскимос или ненец в национальной одежде, лицо эскимоса или ненца; бумажные стаканчики для кексов; клей-карандаш, клеёнка для аппликации, альбомный лист раскрашенный в цвета тундры.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Вос-ль: -Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом ветерок «дружбы». Сейчас я сделаю вдох и передам легкое дуновение на щечку своему соседу слева. Вот так! (дети по кругу передают «ветерок дружбы»).
Отлично! Вот мы поздоровались и подружились.
Сегодня мы с вами будем говорить о нашей стране.
-Как она называется?
- Как вы думаете, какая Россия по величине?
Воспитатель: Кто из вас может показать территорию Россию на карте? Ребенок показывает.
Воспитатель:- Россия - самая большая страна в мире. Наша Родина расположена на крупнейшем материке, который называется Евразия и омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекает солнце.
Вос-ль: - Велика и необъятна наша Родина. Что такое Родина?
Дети: место, где мы родились.
Вос-ль: - Правильно! Там, где вы родились.
Вос-ль:- В России много городов. Какие города вы знаете? Какие города федерального значения вы знаете? (после ответов детей обозначить красными звездами города: Москву, Санкт-Петербург и Севастополь)
Пальчиковая гимнастика «Наша Родина – Россия».
В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
2. Основная часть.
Вос-ль: В нашей стране живут люди разных национальностей. Россия многонациональная страна, как вы понимаете это слово?
Назовите, какие народы вы знаете?
Дети: русские, ненцы, коми, дагестанцы, белорусы, татары, азербайджанцы, адыгейцы и т. д.
- Сегодня мы поговорим о коренных народах Крайнего Севера.
- Какие национальности коренных народов вы знаете?
Дети: ненцы, чукчи, эскимосы, ханты, манси,эвенки,буряты,якуты,дауры, коряки,юкагиры, ительмены;
(После того, как ребенок называет народ севера –обозначить место проживания этого народа на карте России маленьким нарисованным человечком в национальной одежде).
Вос-ль: -Ребята, где живут ненцы? Как называется их жилище?
Дети:в тундре, чум.
Вос-ль: Ненцы живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а ненцам домом служит чум. Чум- это дом, он напоминает конусообразную палатку из жердей, покрытую полотнищами из оленьих шкур. Место установки определяет мужчина, а устанавливает чум женщина.
Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т. к. ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.
-Чем же занимаются народы Севера? Кто мне подскажет? (ответы детей) .
Верно ребята,среди северных народов есть и охотники, и рыболовы и оленеводы.
Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур.
Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу.
Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как чир, мускун, нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя.
Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.
Воспитатель: Послушайте мой рассказ о жизни оленя рядом с человеком.
Самый главный помощник в тундре это олень. Олень кормит людей, мясо оленя основная пища ненцев. Олень одевает людей, из оленьей шкуры ненцы шьют себе одежду. Малица- одежда мужчин- ненцев. Паница – это женская верхняя одежда. Пимы-это обувь, которую шьют из шкуры оленя (показ слайдов). Шкура у оленя теплая и в такой одежде ненцам не страшны холода и морозы.
Олень прекрасное животное. У него крупное, овальное тело, большая голова, ветвистые рога, высокие сильные ноги, т. к оленю приходится много бегать. Кроме того, широкие копыта оленей не дают им проваливаться в снег или болото.
Их тело покрывает густая теплая шерсть, защищающая животное от холода.
Олени едят ягель- это главная пища оленей. Ягель-это белый мох, который растет в тундре. Летом ягель просто найти, а зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. Олени пасутся стадами, чтобы хватило пищи стаду, приходится оленеводам не стоять на месте, а все время двигаться. Вот почему оленеводы кочуют со своими стадами по тундре. Складывают чум и едут на другое место, Оленей запрягают, они тянут нарты, везут груз и семью оленевода. Без оленя в тундре не прожить, без оленя человек погибает. Поэтому жители тундры ценят и любят это умное животное.
Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки.
-Как называется место, где пасутся олени?
Дети: стойбище.
Д/Игра «Собери оленью упряжку»
Олени: 2шт., сани – нарты; каюр –человек, который управляет оленьей упряжкой; хорей - длинный шест.
Физкультминутка «Северные олени».
Как олени резво скачем (Бег с высоким подниманием колен)
И попрыгаем, как мячик. (Прыжки на месте на двух ногах)
Как метель мы покружились, (Повернуться вокруг себя один раз)
А теперь – остановились. (Остановиться)
Мы немного отдохнём (Вдох – выдох 3 раза)
И затем пешком пойдём. (Ходьба на месте)
Опустили руки вниз
И за столы садись. (Сесть за столы)
3. Аппликация с элементами ручного труда.
Вос-ль: -Везде на Севере снег. И поэтому одежда шьется из шкур оленей. Как называется одежда ненцев?
Дети: Малица у мужчин и ягушка у женщин.
-А что носят на ногах народы Крайнего Севера?
Дети: унты, пимы.
Вос-ль: -Сейчас мы с вами сделаем аппликацию, где будет нами наклеено жилище эскимосов- иглу или жилище ненцев – чум. А так же мы приклеим туловище ненца или эскимоса, и меховую шапку эскимоса, которую мы сделаем из бумажных стаканчиков для кексов.
Порядок выполнения:
- На фон наклеить жилище эскимоса-иглу;
-Наклеить рядом с домом туловище эскимоса;
-Вовнутрь бумажного стаканчика наклеить лицо эскимоса;
- Наклеить к туловищу шапочку с лицом;
4. Итог занятия.
Вос-ль: Вот сколько нового и интересного мы узнали о России и жизни народов Крайнего Севера.
-Ребята, а сейчас давайте закончим наше занятие песней О. Газманова «Вперед, Россия!»