Любовь Кудряшова
Конспект комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей раннего возраста с выраженной Зпрр («Фрукты»)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей раннего возраста с выраженной Зпрр
Ранняя комплексная помощь семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является необходимым условием успешной социализации детей с отклонениями в развитии. На базе ГБУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» специалисты Центральной ПМПК осуществляют работу по сопровождению данного контингента детей.
Публикация «Конспект комплексного консультативно-коррекционного занятия для детей раннего возраста с выраженной Зпрр („Фрукты“)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Консультации для родителей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Младшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
Оптимальной формой сопровождения детей с ОВЗ, не получающих соответствующей образовательной и коррекционной помощи по месту жительства, является организация и проведение цикла консультативно-коррекционных занятий при участии родителей. Привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу позволяет обучить их оптимальным приемам активизации когнитивной и/или эмоционально-волевой сферы ребенка раннего и дошкольного возраста, дает необходимую информацию о его индивидуальных особенностях и образовательных возможностях, помогает определить пути и средства решения проблемы, предупредить вторичные отклонения в развитии ребенка. Важным фактором эффективности сопроводительной работы является необходимость довести до сознания родителей их первостепенную роль в коррекционно-развивающей работе с ребенком.
Цикл состоит из 10 комплексных консультативно-коррекционных занятий по следующим лексическим темам: «Знакомство», «Игрушки», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Животные», развлечение «В гости к сказке». Занятия проводятся одновременно тремя специалистами (логопед, дефектолог, психолог) в малых подгруппах детей (4-8 человек). Ведущий специалист, количество детей, основное направление коррекционной работы, уровень сложности предъявляемого материала и продолжительность занятий определяется с учетом возраста детей, уровня их актуального развития, особенностей когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
В связи с тем, что коррекционные занятия проводятся 1-2 раза в неделю, а дети живут далеко (50-150 км от города, целесообразно увеличение продолжительности занятий до 30-40 минут с включением разнообразных видов деятельности. В основе коррекционной работы лежат игровые упражнения (дидактические, музыкальные, подвижные, так как именно через игру ребенок осваивает окружающий мир. Кроме того в структуру занятий включены: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и зрительная гимнастики, приемы биоэнергопластики, релаксационные упражнения и психогимнастические этюды. Единство сюжетной линии каждого занятия, смена видов деятельности и помещения, применение информационно-компьютерных технологий повышают эффективность восприятия и усвоения развивающего материала.
Закрепление полученной на занятии информации осуществляется родителями через выполнение творческого домашнего задания (лепка, аппликация, рисование и др.) и ежедневную активизацию познавательной и речевой активности ребенка в домашних условиях.
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО КОНСУЛЬТАТИВНО-КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ФРУКТЫ»)
Контингент детей: дети 2,5-3 лет с выраженной задержкой психоречевого развития (фактический уровень развития детей соответствует 1 году – 1 году 3 месяцам). У данных детей отмечается значительное отставание в сенсорном и речевом развитии, игровой и продуктивной деятельности.
Наполняемость группы: 4-6 человек.
Цель: совершенствовать умения и навыки родителей в применении коррекционных приемов активизации речевой и познавательной активности детей раннего возраста на примере лексической темы «Фрукты».
Задачи взаимодействия с родителями:
1. Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей об особенностях и возможностях психофизического развития детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития.
2. Обучать методам и приемам активизации речевой, познавательной, продуктивной и игровой деятельности детей.
3. Способствовать эмоциональной близости родителей и детей.
Задачи взаимодействия с детьми:
1. Формировать представления детей по теме «Фрукты», расширять пассивный словарь.
2. Активизировать речевую деятельность детей через произнесение простых коротких и (или) облегченных слов и фраз.
3. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи в движении, ориентировку в пространстве.
4. Продолжать работу по развитию слухового и зрительного восприятия.
5. Формировать представления об основных сенсорных эталонах (величины, цвета, формы).
6. Закреплять навыки работы малыми подгруппами, взаимодействия с другими детьми (игра «рядом») и родителями.
7. Создавать условия эмоционального комфорта детей на занятии.
Оборудование и материалы: колокольчик; мольберт; интерактивная доска; компьютерная программа логопедических игр «Игры для тигры»; коробка с сюрпризами; корзинка с фруктами (муляжи); интерактивное изображение фруктов (яблоко, банан, груша, апельсин, лимон); контурное изображение фруктов; изображение двух деревьев (большого и маленького) и яблок (больших и маленьких); магнитофон; разрезные картинки фруктов; корзина с изображением яблока, груши, апельсина; предметные картинки с изображением яблок, апельсинов, груш; игрушечные деревянные ножи; фрукты (деревянные) разделенные на две половины и скрепленные между собой липучкой; шнуровка яблоко (деревянное).
Ход занятия:
Организационный момент.
Цель: активизация внимания детей к началу занятия, создание положительного эмоционального фона, настроя к участию в работе.
1. Сюрпризный момент. В гости к детям приходит садовник: стучится в дверь, заглядывает (дети должны узнать его). Садовник приносит с собой корзину, в которой лежат фрукты. В дальнейшем занятие продолжается через общение садовника, педагога, детей и родителей.
2. Ритуал-приветствие. Садовник здоровается с каждым ребенком отдельно, пропевая под звук колокольчика: «Здравствуй Миша, здравствуй Миша мой дружок, мой дружок. Звонкий колокольчик, звонкий колокольчик, динь-динь-дон».
Основная часть.
1. Работа над развитием речевого дыхания и подвижностью артикуляционного аппарата.
Цель: тренировка глубокого вдоха и длительного выдоха; развитие умения правильного дыхания в процессе речи; развитие подвижности, точности, координированности движений органов артикуляционного аппарата, сопровождаемые специальными движениями рук.
1.1. Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик». Садовник достает из коробки одуванчик и предлагает детям подуть на него (используется логопедическая игра «Игры для тигры» - каждый ребенок дует в микрофон и пытается сдуть белые пушинки).
1.2. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика). Произнесение звука сопровождается специальными движениями:
- [а] – руки плавно развести в стороны;
- [о] – руки плавно развести вверх и вниз;
- [у] – соединенные ладони вытянуть от груди вперед;
- [и] – пальцами, сложенными в щепотку «растянуть» улыбку.
2. Работа над развитием словаря.
Цель: формировать представление детей о фруктах (где растет, форма, цвет, вкус).
2.1. Знакомство с фруктами. Садовник достает муляжи фруктов, называет их и раздает детям (яблоко, банан, груша, апельсин, лимон). Дефектолог совместно с детьми рассматривает муляжи, описывает их по цвету, форме, величине, проговаривает где фрукт растет и какой он на вкус: «Что это? (яблоко). Оно круглое, красное, сладкое, растет на дереве. Маша, возьми яблоко». По просьбе педагога дети выбирают себе муляж фрукта.
2.2. Соотнесение муляжей с интерактивным изображением фруктов. Дефектолог показывает на интерактивной доске изображение, а дети должны соотнести свои фрукты с картинкой.
2.3. Дидактическая игра «Угадай, что нарисовано?». Дефектолог предлагает по контуру найти изображение фруктов, используя метод наложения. При выполнении задания используются предметные изображения фруктов и их силуэтов. Дети под руководством взрослых сопровождают действия речью: «Что это? (яблоко). Где здесь лимон?»
2.4. Дидактическая игра «Большой - маленький». Педагог предлагает разместить предметные изображения больших и маленьких яблок на плакаты с изображением деревьев соответствующих по величине: «Миша прикрепи большое яблоко на большое дерево. На какое дерево мы прикрепим маленькое яблоко? (маленькое)». Также специалист обращает внимание на количество яблок на этих деревьях (один-много).
3. Динамическая пауза
Цель: снятие физического и психоэмоционального напряжения у детей, повышение двигательной активности, развитие мелкой и общей моторики, координации движении, слухового и тактильного восприятия, творческих способностей, воображения и артистизма.
3.1. Психогимнастика. Пластические этюды. Садовник приглашает детей поиграть в саду. Дети вместе с родителями переходят в помещение для подвижных игр и «превращаются» в садовников. Под музыкальное сопровождение дети изображают действия садовника: как он копает ямки, сажает деревья, делает обрезку, поливает, собирает урожай, складывает в корзину.
3.2. Физкультминутка «Фрукты»
Будем мы варить компот. маршировать на месте.
Фруктов нужно много. Вот. показать руками - "много".
Будем яблоки крошить, имитировать, как крошат яблоки
Грушу будем мы рубить, имитировать, как рубят грушу
Отожмем лимонный сок, имитировать, как отжимают лимон
Слив положим и песок. имитировать, как кладут песок
Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ. хлопать в ладоши.
3.3. Пальчиковая гимнастика «Апельсин». Дети отдыхают, свободно располагаются с родителями на матах и мягких модулях. Вслед за психологом выполняют пальчиковую гимнастику:
Мы делили апельсин левая рука в кулачке,
Много нас, а он – один левая ее обхватывается
Эта долька – для ежа правой рукой поочередно разжимаем
Эта долька – для чижа пальцы на левой руке
Эта долька – для котят
Эта долька – для утят
Эта долька – бобра
А для волка – кожура! встряхиваем обе кисти
4. Работа над развитием зрительного восприятия.
Цель: совершенствование у родителей навыков коррекционного воздействия на детей (умение правильно давать инструкцию, дозировать задание и оказываемую помощь, расширение и закрепление знаний у детей о фруктах, развитие аналитико-синтетической деятельности зрительного восприятия. С целью снятия зрительного напряжения, развития глазодвигательных функций и укрепления глазных мышц в промежутке между дидактическими играми проводится зрительная гимнастика.
Под руководством логопеда/дефектолога дети совместно с родителями выполняют предложенные задания. Работа ведется двумя подгруппами, при этом свободные специалисты (психолог и логопед/дефектолог) оказывают родителям консультативную помощь с учетом возможностей их детей.
4.1. Дидактическая игра «Собери картинку». Перед детьми лежат картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, банан, апельсин, лимон) состоящих из двух и/или трех частей. Педагог и садовник предлагают детям сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет.
4.2. Дидактическая игра «Урожай». Садовник просит помочь собрать урожай в своем саду и разложить их по корзинкам (в корзину с изображением яблока поместить яблоки и т. д.). Вместе с родителями дети сортируют урожай, проговаривая при этом свои действия.
4.3. Зрительная гимнастика «Фруктовая загадка»
Раз, два, три, четыре пять
Будем фрукты мы считать.
Перед нами лежит груша, Дети смотрят перед собой
Сочная, но нельзя скушать.
Слева, на столе – лимон – Дети смотрят влево
Фруктовый господин-барон,
Справа – яблоко в корзине. Дети смотрят вправо
Его купили в магазине.
Ну а снизу – апельсин, Дети смотрят вниз
На полу лежит один.
Сколько фруктов, посчитали?
Четыре фрукта – угадали?
4.4. Дидактическая игра «Разрежь фрукты на две половинки». Дефектолог и садовник предлагают деревянным ножом разрезать на две половины игрушечные фрукты, скрепленные между собой липучкой. Специалист обращает внимание на то, что половинок две.
4.5. Игра «Червячок в яблоке» (шнуровка). Садовник предлагает проследить путь червячка. Дети вместе с родителями продевают через отверстие в яблоке червячка.
5. Заключительная часть.
Цель: подведение итогов, рефлексия занятия, создание положительной мотивации для последующих занятий, задание на дом.
При необходимости проводится дополнительное консультирование родителей по актуальным вопросам.
5.1. Подведение итогов занятия. Логопед/дефектолог: «Сегодня мы познакомились с фруктами. С какими?»
5.2. Ритуал прощания «Подари улыбку». Дети прощаются друг с другом и с садовником (улыбаются). Садовник хвалит детей, награждает их медалями, прощается и уходит.
5.3. Домашнее задание. Раскрасить яблоко с использованием штампиков.