Алиса Поцелуйко
Конспект комплексного итогого занятия в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать
Конспект комплексного итогого занятия по познавательному развитию «Хлеб всему голова» в подготовительной группе
Цель:- расширение круга нравственных понятий;
- закрепление полученных знаний о хлебе.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о хлебе;
Публикация «Конспект комплексного итогого занятия в подготовительной группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
о разнообразии хлебобулочных изделий;
- развивать словарный запас (пословицы, игры, воображение, эстетический вкус;
- пополнить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба:
- подвести к пониманию того, что хлеб — основной продукт питания.
Материал: компьютерное оснащение (экран, проектор, камни, зерно, пшеничные колосья, карточки-модули, кофемолка, посуда, влажные салфетки, спецодежда, продукты для теста (мука, вода, соль).
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Есть и черный, есть и белый,
А бывает пригорелый.
Без него плохой обед.
Вкусней его на свете нет!.
Дети:. Xлеб!.
Воспитатель. Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети. Мягкий, пышный, душистый, белый, черный, подгорелый.
Воспитатель. Верно, молодцы! Мы уже с вами говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы с вами узнаем еще много нового и интересного.
Ребята, представляете, когда я шла к нам в сад сегодня утром, я увидела на земле кусочек хлеба. Boт этот хлеб (выложить на стол испачканный землёй кусок хлеба). За такой поступок становится очень стыдно. И тот, кто совершил это, обидел очень многих людей, которые трудились, чтобы хлеб к нам на стол пришел. Ребята, а вы бы так смогли поступить?
Дети: Нет!
Воспитатель. А если хлеб стал чёрствым, как его можно использовать?
Дети. Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд.
Воспитатель. Верно. Ребята, а сейчас я предлагаю вам подойти к экрану и вместе проследить длинный и очень трудный путь хлеба. В каждом доме любят хлеб, но он сам нe pacтет. Hyжно вложить в него много труда.
Показ слайдов. Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнце.
Воспитатель. Чувствуя заботу людей, появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зеленый колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном. Ребята, а вы хотите вырастить своё пшеничное поле?
Дети: Хотим!.
Воспитатель. Давайте пройдём к импровизированному полю. И из палочек выложим колосья (дети выкладывают на поле колосья). Все справились, молодцы. А сейчас мы с вами превратимся в настоящие колоски и пошумим на ветру! (Под музыку дети импровизируют покачивание колосков, воспитатель читает стихотворение.
Отчего ты рожь золотая? —
Ветерок спросил пролетая.
А в ответ колоски шелестят:
-Золотые руки растят!
Воспитатель. Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что не настоящее и так быстро колоски не могут расти. Хлеб — дар матушки земли. У меня в руках лукошко, а лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земляI?
Дети. Тёплая, плодородная, мягкая, чёрная, влажная, добрая.
Воспитатель. Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корешкам удобно добывать пищу. А что ещё необходимо для хорошего роста растениям?
Дети. Вода, солнечный свет, воздух.
Воспитатель. Давайте вернёмся к слайдам и посмотрим, что же происходит дальше (продолжение слайдов). Осенью люди собирают урожай — идёт жатва. Потом зерно везут на элеватор, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.
На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подаётся оно по конвейеру в печь. Из печивылетает румяный хлеб. На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий.
Дети. Булки, плетёнки, батоны, плюшки, баранки.
Воспитатель. Торты и пирожные красиво украшают. А потом готовую продукцию в хлебный магазин. Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол. А вы знаете пословицы о хлебе?
Дети. Хлеб — всему голова.
Без печки - холодно, без хлеба - голодно.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Если в мае дождь, будет и рожь.
Есть хлеб — будет и песня. Без хлеба - нет обеда.
Хлеб-достаток и богатство,
Воспитатель. Ребята, а вам нравиться играть?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте поиграем с колосьями (образование родственных слов к слову «колос»). Я дам колосок тому, кто правильно ответит на вопрос:
- назови хлеб ласково (хлебушек)
- крошки хлеба какие? (хлебные)
квас из хлеба, как называется? (хлебный)
прибор для резки хлеба (хлеборезка)
посуда для хлеба (хлебница)
кто выращивает хлеб? (хлебороб)
кто печёт хлеб (хлебопёк)
назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)
как называют изделия из теста? (хлебобулочные изделия).
Воспитатель. Молодцы! следующий этап нашего занятия — экспериментирование. Ребята, как мы из зерна сделаем муку (рассуждения детей).
Дети берут одно зерно пшеницы и два камня, кладут зерно на один камень, а другим начинают растирать зерно. До тех пор, пока не получится мука.
Таким способом в древние времена люди делали муку (снимают пробу, размышляют, из неё выпекают хлеб грубого помола).
Сейчас на помощь человеку пришла чудо-техника. Посмотрите, у меня есть кофемолка, Давайте насыплем в нее немного зерен и включим. Что произошло? Каким способом удобнее делать муку? (ответы детей).
Воспитатель. Сейчас мы все превратимся в пекарей, и будем печь хлеб.
Давайте приготовим наши пальчики, которые будут нашими помощниками.
Дети выполняют движения стоя.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто мнём, мнём, мнём (движение согласно тексту).
Тесто жмем, жмем, жмем.
Пироги мы испечём.
Тесту тесно - мало места (обхватить ладонью кулак).
«Ох, пустите», - шепчет тесто (указательный палец к губам).
Ладно, пустим, впечь давай! (вытянутые раскрытые ладони, соединённые вместе, зовущие движения).
Народился каравай (раскрываем ладони, разводим руками).
Громкий в дверь раздался стук, (стучим)
Ну, а я — ни с места: (грозим пальцем)
Мне никак не вынуть рук (руки вдоль туловища, пытаемся вытянуть)
Из густого теста (обхватываем ладонью кулак).
Воспитатель. Пекари всегда перед работой моют руки. Подойдите к столу, протрите руки влажными салфетками (дети подходят к столу, на котором лежат влажные салфетки, протирают ими руки, затем - к другому столу, на котором разложены продукты для замешивания теста)
Сейчас мы с вами будем замешивать тесто для приготовления хлеба. (Воспитатель начинает работу, поясняя последовательность действий, дети наливают воду, солят её, насыпают муку, пробуют месить тесто, щупают руками). Воспитатель делит тесто на части. Из одной части формует хлеб, а другую часть делит по количеству детей.
Индивидуальная деятельность «Украшения для хлеба».
Воспитатель. Сейчас мы приготовим украшения для нашего хлебушка. Каждый ребёнок берёт кусочек теста и лепит из него украшения для хлебушка. Дети размещают украшения на сформированном хлебушке, кладу его противень и отправляют на кухню для выпечки. После завершения деятельности дети вытирают руки салфетками.
Воспитатель. Ребята! Пока хлеб печётся, мы с вами с помощью карточек — модулей составим алгоритм, как из зёрнышка получается хлеб (игра «как хлеб на стол пришёл»).
Воспитатель. Дети, вот и каравай наш готов, какой он.
Дети. Красивый, мягкий, душистый, горячий, хрустящий.
Воспитатель. Вот и убедились вы в том, что путь хлеба очень труден, что хлеб является основным продуктом питания. А как нужно обращаться с хлебом?
Дети:
- обращаться нужно бережно, не выкидывать хлеб, брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом;
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;
хранить хлеб, надо отдельно от других продуктов питания:
- его нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно падал на пол, его поднималии просили прощение за это:
- хлеб — главное богатство нашей страны и его надо беречь.
Воспитатель. Верно, молодцы! Мы закончили трудиться и пора всем веселиться! (проводится русская хороводная игра «Хлеб»).