Юлия Михнева
Конспект НОД «Природа — наш общий дом» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
раздел «Ознакомление с окружающим миром»
тема «Природа – наш общий дом»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(возраст детей 6-7 лет)
Михнева Ю. В.
воспитатель
г. Советский, апрель 2020г.
Публикация «Конспект НОД „Природа — наш общий дом“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Тип непрерывной образовательной деятельности: итоговое по ознакомлению с окружающим миром (познавательное развитие).
Тема: «Природа – наш общий дом»
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская и модельно-конструктивная, художественно-эстетическая.
Цель: выявить экологические представления и умения экологического поведения, которые дети получили в течение учебного года.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить и обобщить представления о сезонных изменениях в природе.
Сформировать познавательные действия по выявлению признаков природных объектов.
Закрепить навык порядкового счета (от 1 до 8, умений использовать в речи количественные и порядковые числительные.
Уточнить знания о признаках поздней весны.
Закрепить умения сравнивать, обобщать и классифицировать по определенным признакам группы предметов.
Закрепить знания о правильном поведении в природе.
Коррекционно-развивающие задачи:
Автоматизировать правильное произношение и активизацию в речи дифференциацию в речи детей всех поставленных ранее звуков.
Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
Развивать фонематические процессы, речевой слух, слуховое внимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, все виды восприятия, тонкую моторику, выразительность мимики и движений тела.
Актуализировать словарь по темам «Весна», «Цветы», «Детеныши животных», «Птицы».
Развивающие задачи:
Развивать познавательную мотивацию, сенсорное восприятие, логическое мышление, внимание, память.
Развивать связную речь – монологическую и диалогическую, умение отвечать на вопросы.
Развивать эмоционально-волевую сферу.
Развивать художественный вкус, эстетическое восприятие.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к природе, чувство радости от общения с ней, любовь и бережное отношение ко всему живому.
Воспитать самостоятельность, инициативность, уверенность в своих силах и чувство радости от успешно выполненных заданий.
Материалы:
Демонстрационный материал:
• репродукция (или слайд презентации) картины В. Н. Бакшеева «В начале весны) (или другого художника);
• кукла Лесовичок;
• большой лист с изображением дерева с ВОСЬМЬЮ голыми ветками, на который прикрепляются листочки по мере того, как дети выполняют задания;
• 6 карточек для игры «Живая и неживая природа»: Живая природа (одна сторона зеленая): птица (воробей, животное (заяц, дерево (береза). Неживая природа (одна сторона красная): камень, солнце, река;
• картинки с цветами: подснежники, ландыши, незабудки, нарциссы, тюльпаны, розы, пионы, астры;
• картинки с березой, рябиной, сосной;
• картинки для игры «Дерево или куст» в «волшебном мешочке» – кусты: сирень, боярышник, малина; деревья: береза, сосна, ель;
• картинки для произнесения слов с буквой Л: (лошадь, лось, белка, лиса, волк) и (голубь, галка, глухарь, иволга, ласточка);
• картинки с правилами поведения в лесу:
В лесу нельзя в лесу шуметь.
В лесу нельзя разжигать костер.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя ломать ветки деревьев, срубать деревья.
Нельзя срывать цветы.
Раздаточный материал:
• зеленые листочки для дерева, которое принес Лесовичок, – 8 штук;
• зеленая и красная карточки у каждого ребенка (для игры «Признаки весны»);
• для игры «Перелетные и зимующие птицы» у каждого ребенка лист бумаги (альбомный, разделенный на 2 части – вверху изображение «юга» (солнце, море, деревья с листьями, внизу – «зима» (снег, голые деревья). Под каждой частью 3 клеточки, куда дети помещают карточки с изображением птиц. Материал: карточки: зимующие птицы – воробей, ворона, синица; перелетные птицы – ласточка, скворец, грач. У воспитателя – такой же набор, лист прикреплен на стенд (чтобы дети могли выполнять задание по образцу);
• для игры «Назови и соедини правильно» у каждого ребенка простой карандаш и лист бумаги, на котором слева нарисованы «мамы» (лиса, медведица, волчица, зайчиха, а справа – детеныши (лисенок, медвежонок, волчонок и зайчонок);
• для опыта с водой – у каждого ребенка (или пары детей) 2 стаканчика – один с водой, другой пустой;
• на каждого ребенка значок «Юный эколог».
Оборудование: аудиозапись с пением птиц, течением воды, шумом ветра, шелеста листьев;стенд; ноутбук (для слайдов); магнитная доска.
Словарная работа: Активизировать в речи детей существительные: природа, весна, месяц, март, апрель, май, листья, животное, птица, цветы, береза, рябина, сосна; сирень, боярышник, малина; глаголы: распускаться, расцветать, прилетать; прикреплять, соединять: сохранять, беречь; прилагательные: зеленый и красный; весенний; лесные и садовые (цветы, перелетные и зимующие (птицы); числительные: количественные (один, два, … семь) и порядковые (первый, второй,, седьмой).
Индивидуальная работа: оказание помощи малоактивным детям, затрудняющимся в выполнении заданий.
Методы и приемы:
Игровые; сюрпризный момент (приход Лесовичка); дидактические игры; артикуляционные, мимические, дыхательные, пальчиковые игровые упражнения.
Словесные: беседа, вопросно-ответный метод, стихотворения, загадки.
Наглядные: рассматривание картин, картинок, работа с карточками.
Практические: познавательно-исследовательские действия (в игре «Назови и соедини правильно»; опыт с водой); модельно-конструкторские действия (модель «дерево с листочками», модель «Перелетные и зимующие птицы»).
Предварительная работа: чтение художественной литературы о временах года, о весне, отгадывание загадок о природе; рассматривание иллюстраций и картин о природе; порядковый счет до 10; артикуляционная, мимическая, дыхательная гимнастика; пальчиковые игры; организация дидактических игр в свободное время; заучивание наизусть девизаюных экологов.
Интеграция образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие» (формирование представления о природе как ценности; норм правильного поведения в природе, бережного к ней отношения; развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками).
• «Познавательное развитие» (совершенствование экологических представлений; сенсорное развитие; развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания).
• «Речевое развитие» (развитие всех сторон речи и связной речи; активизация словаря; развитие фонематического слуха; преодоление общего недоразвития речи).
• «Художественно-эстетическое развитие» (совершенствование восприятия художественной литературы, развитие художественного вкуса, эстетического восприятия.).
• «Физическое развитие» (развитие основных движений, общей и тонкой моторики, органов артикуляционного аппарата, мимики; развитие навыков саморегуляции в двигательной сфере).
ХОД НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационно-мотивационный этап.
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Сегодня у нас необычное занятие – это познавательная игра. Вам надо внимательно слушать и смотреть. И еще выполнять задания.
- Приготовьте свои ушки и внимательно послушайте звуки. Скажите, что это за звуки?
Включает аудиозапись с пением птиц, течением воды, шумом ветра, шелеста листьев. Ответы детей.
Рассматривание картины художника
Воспитатель: Показывает картину В. Н. Бакшеева «В начале весны» (или любую другую о весне).
Чтение стихотворения.
Воспитатель:
- А теперь посмотрите на картину, послушайте стихотворение и отгадайте в нем последнее слово:
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года.
Это все вокруг. (природа).
Воспитатель: Правильно! Мы слушали звуки природы. И сегодня тема занятия «Природа – наш дом».
Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто это стучится к нам? Достает куклу Лесовичок.
- Да это Лесовичок. Пришел к нам в гости. Почему ты такой грустный?
Проблемная ситуация
Воспитатель отвечает за Лесовичка:
- Мне помощь ваша нужна. На всех деревьях уже распустились листочки, а у этого все нет. Помогите, ребятки, пожалуйста. Жалко деревце, погибнет оно без листьев.
Лесовичок показывает на большой лист с изображением дерева с голыми ветками (который воспитатель закрепляет на стене заранее).
Воспитатель: Поможем дереву?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы будете играть и выполнять задания. За каждое задание вы будете получать ЛИСТИК. Его мы будем прикреплять к дереву.
Основной этап.
Воспитатель:
- Лесовичок предлагает вам игру «Живая и неживая природа». Я буду вам показывать карточку с рисунком, вы называть, что это и определять живая это природа или неживая. Живой объект – это будет зеленая карточка, неживой – красная. Показывает карточки, дети отвечают.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа». Работа с карточками – на одной стороне карточки изображен объект природы, а на другой цвет: живой объект – зеленая карточка, неживой – красная. Воспитатель показывает карточку со стороной, где изображен объект. Обращается к ребенку, который поднял руку. Ребенок называет и определяет живой или неживой этот объект природы, а потом воспитатель переворачивает карточку цветной стороной, чтобы дети увидели, что дан правильный ответ.
Материал для игры: Живая природа: птица (воробей, животное (заяц, дерево (береза). Неживая природа: камень, солнце, река.
Воспитатель: Правильно все назвали. Дерево получает свой первый листочек. Саша, иди и прикрепи его на веточку.
Беседа «Признаки весны»
Воспитатель:
- Дети, какие времена года бывают?
- А сейчас какое время года (Весна).
- Назовите весенние месяцы. Сколько их (Три).
- Какой сейчас месяц?
- Это весна поздняя или ранняя? (Поздняя). Правильно, потому что идет последний месяц весны, а потом наступит что? (Лето).
- Лесовичок дает вам новое задание. Снова посмотрите на картину художника и назовите приметы поздней весны. Дети называют.
Более легкий вариант этого задания.
Игра «Признаки весны»
Воспитатель:
- Лесовичок дает вам новое задание – назвать приметы весны. Сыграем в игру «Признаки весны». Я буду называть по одному признаку, а вы поднимать зеленую карточку, если он правильный, или красную карточку – если неправильный.
Речевой материал:
Снег растаял. (Зеленая карточка).
Птицы улетают на юг.
Птицы вьют гнезда и весело щебечут. (Зеленая карточка).
На деревьях появились зеленые листочки. (Зеленая карточка).
Идет сильный снег.
Солнце светит ярко и стало тепло. (Зеленая карточка).
С деревьев опадает листва.
Расцветают цветы. (Зеленая карточка).
Появились бабочки и шмели. (Зеленая карточка).
Люди сменили теплую одежду на более легкую. (Зеленая карточка).
- Молодцы. Лесовичок видит, что вы хорошо знаете признаки весны.
- Дерево получает свой второй листочек. Оля, иди и прикрепи его на веточку.
Мимическая гимнастика «Солнышко».
Воспитатель:
- Весной солнце светит ярче. Давайте сделаем мимическую гимнастику. (Воспитатель показывает, дети повторяют): «К нам заглянуло солнышко и очень удивилось (поднять брови, округлить рот, а потом нахмурилось (свести брови, рот закрыть). Оно долго не может сердиться и вот подмигивает нам. А сейчас оно важно надуло щеки, а потом весело улыбнулось».
Воспитатель:
- Сейчас Лесовичок хочет узнать, что вы знаете про цветы, которые цветут весной.
Беседа и демонстрацией картинок (изображения цветов).
Цель: обогащение словаря названиями цветов и именами прилагательными «лесные», «садовые».
Воспитатель:
- Какие первые весенние цветы появляются в лесу? (Подснежники) (Вывешивает картинки)
- Какие ещё весенние цветы, которые растут в лесу, вы знаете? (Ландыши, незабудки) (вывешиваются картинки).
- Все эти цветы растут в лесу, значит, их, как можно назвать? (Лесные).
- На садовых участках, на клумбах около домов тоже расцвели красивые цветы.
- Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках? (Нарциссы, тюльпаны) (вывешиваются картинки).
- А какие ещё цветы растут на садовых участках? Розы, пионы, астры (вывешивает картинки).
- Все эти цветы растут в саду, значит, их, как можно назвать? (Садовые).
- Что нужно цветам, чтобы они хорошо росли и радовали нас своими цветками? (Солнце, дождь, почва).
Дыхательная гимнастика «Дождь».
Воспитатель:
- Давайте изобразим дождик. Выполним дыхательную гимнастику «Дождик». Дуем на дождевую тучку, она по небу поплывет и все лесные и садовые цветы польет.
- Молодцы! Дерево получает листочек. Наташа, иди и прикрепи его на веточку. Сосчитай, сколько уже листочков на дереве. Ты прикрепила какой по счету листочек? (Третий).
Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».
Воспитатель:
- Покажем Лесовичку, с кем дружат цветы. Я буду говорить и показывать. А вы внимательно слушать, смотреть и повторять за мной движения пальчиками.
- Сложим руки «цветочком» – запястья соприкасаются, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.
- Цветочек дружит с бабочкой, (большие пальцы зацепите друг за друга, ладошки отведены друг от друга и машем пальцами, как крыльями бабочки);
- Цветочек дружит с пчёлами, (кружим прямыми указательными пальцами друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки);
- Цветочек дружит с солнышком, (поворачиваем ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца);
- С дождинками весёлыми. (Стучим указательным пальцем одной руки по ладони другой, потом другой рукой то же самое движение).
- Вот, какие молодцы. Размяли пальчики.
Физкультминутка «Цветы и солнышко»
Воспитатель:
- Теперь разомнем тело. Повторяйте движения за мной.
На клумбе под окошком (дети присаживаются на корточки)
Поднялись цветочки, (медленно встать).
К солнцу потянулись, (встать на носочки, руки вверх)
Солнцу улыбнулись, (развести руки широко в стороны)
К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх)
Повернут цветочки. Развернут бутоны (руки соединить над головой)
В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).
Загадки о деревьях.
Воспитатель:
- Чтобы наше деревце получила еще один листочек, вы должны отгадать загадки о деревьях.
1. Белый низ, зеленый верх –
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки). Воспитатель вывешивает картинку.
2. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках – горчинка.
Что за деревце? (Рябина). Вывешивает картинку.
3. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
И зовут меня (Сосна). Вывешивает картинку.
Воспитатель:
- В лесу растут деревья и кусты.
Игра «Дерево или куст» (по Н. В. Нищевой).
Воспитатель:
- Лесовичок хочет проверить, умеете ли вы отличать деревья от кустов. Поиграем и покажем, что умеете.
- Вот деревья и кусты.
Различать их можешь ты?
Есть у дуба толстый ствол,
Листья, ветки, крона.
В кроне спрятано гнездо,
Там сидит ворона.
У кустов же нет стволов, много тонких веток.
Под кустом от волков
Ёжик спрятал деток. (Н. Нищева).
Дети по очереди вытаскивают из «Волшебного мешочка» картинку с изображением деревьев и кустов, определяют – куст это или дерево, и называют его (если знают название, воспитатель называет сама, если ребенок этого не знает).
Материал: картинки – кусты: сирень, боярышник, малина; деревья: береза, сосна, ель.
Воспитатель:
- Чем отличаются деревья от кустов? (Деревья выше, чем кусты, у них есть стволы и ветки, а у кустов только ветки).
Воспитатель: Молодцы. Вы справились и с этим заданием. Дерево получает свой новый листочек. Олег, иди и прикрепи его на веточку. Сосчитай, сколько уже листочков на дереве. Ты прикрепил какой по счету листочек? (Четвертый).
Воспитатель:
- Лесовичок дает нам еще задание. Он хочет знать, что вы помните о птицах.
Беседа
Воспитатель:
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Перелетные).
- Как называются птицы, которые не улетают, а остаются на зиму? (Зимующие).
Игра «Перелетные и зимующие птицы». Конструктивно-модельная деятельность.
Воспитатель раздает каждому ребенку лист бумаги (альбомный, разделенный на 2 части – вверху изображение «юга» (солнце, море, деревья с листьями, внизу – «зима» (снег, голые деревья). Под каждой частью 3 клеточки, куда дети помещают карточки с изображением птиц.
Материал: карточки: зимующие птицы – воробей, ворона, синица; перелетные птицы – ласточка, скворец, грач.
У воспитателя – такой же набор, лист прикреплен на стенд (чтобы дети могли выполнять задание по образцу).
Воспитатель:
- Создадим модель, на которой мы поместим перелетных и зимующих птиц.
Воспитатель берет карточку и изображением птицы, просит детей найти такую же.
- Назовите эту птицу (если дети не знают, то сама называет).
- Это перелетная или зимующая птица?
- Куда мы ее поместим?
- Вот и готова наша модель. Посмотри, Лесовичок, все ли правильно?
- Саша, назови и покажи пальчиком перелетных птиц.
- Наташа, назови и покажи пальчиком зимующих птиц.
- Дерево получает еще один листочек. Дима, иди и прикрепи его на веточку. Сосчитай, сколько уже листочков на дереве. Ты прикрепил какой по счету листочек? (Пятый).
Загадки о животных.
Воспитатель:
- Кто кроме птиц еще живет в лесу? (Звери).
- Лесовичок приготовил для вас загадки о лесных зверях. Готовы их отгадать?
1. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной – …. (Лиса)
2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
3. Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех (Волк)
4. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).
Игра «Назови и соедини правильно».
Цель: закрепление названий диких животных и их детенышей.
Воспитатель:
- Возьмите карандаш и покатайте его между ладонями, покрутите его к себе, от себя. Помогите мамам найти своих малышей. Назовите маму и детеныша и соедините их линией.
Материал: у каждого ребенка лист бумаги, на котором слева нарисованы «мамы» (лиса, медведица, волчица, зайчиха, а справа – детеныши (лисенок, медвежонок, волчонок и зайчонок).
Наташа, ты первая. (Ребенок говорит: «У лисы – лисенок» и соединяет их линией).
Дальше воспитатель просит еще троих детей назвать зверей и детенышей.
Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали и сделали.
- Дерево получает листочек. Света, иди и прикрепи его на веточку.
Сосчитай, сколько уже листочков на дереве. Ты прикрепила какой по счету листочек? (Шестой).
Артикуляционная гимнастика. Цель: постановка звуков Л и Р.
Воспитатель:
- Чтобы выполнить следующие задания и подарить дереву еще листочек, подготовим ваш язычок и выполним гимнастику.
«Заборчик».
«Почистим зубки».
«Иголочка».
«Парус».
Активизация звука Л. Беседа.
Воспитатель:
- Ваш язычок и ротик готовы правильно произнести звуки.
- Назовите животных со звуком [Л] (лошадь, лось, белка, лиса, волк). Если дети затрудняются, то можно показывать картинки.
- Каких птиц со звуком [Л] в названии вы знаете? (голубь, галка, глухарь, иволга, ласточка). Если дети затрудняются, то можно показывать картинки.
- Вот какие молодцы!
- Наше дерево получает еще один листочек. Олеся, иди и прикрепи его на веточку. Сосчитай, сколько уже листочков на дереве. Ты прикрепила какой по счету листочек? (Седьмой).
Познавательно-исследовательская деятельность
Воспитатель:
- Лесовичок просит вас выполнить последнее задание. Для этого проведем опыт.
- Перед вами стаканчики – один пустой, другой с водой.
Возьмите стакан воды и перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой?
- Правильно, вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.
- А что будет с деревьями, цветами, бабочками, жуками, животными, если их разделить на части?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель:
- А если погибнет природа, то погибнут и все люди. Потому что человек – это часть природы.
Чтение стихотворения.
Воспитатель:
- Послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы. (Т. Собакин)
Беседа «Правила поведения в природе».
Воспитатель:
- Как люди и мы с вами должны относиться к природе? (Беречь, охранять, помогать).
- А Лесовичок хочет, чтобы вы назвали правила поведения в природе. Я буду показывать картинки, а вы говорить правило.
В лесу нельзя в лесу шуметь.
В лесу нельзя разжигать костер.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя ломать ветки деревьев, срубать деревья.
Нельзя срывать цветы.
Воспитатель вывешивает картинки по этим правилам на стенд.
Воспитатель:
- Эти правила будут висеть в нашей группе. А вы смотрите на эти картинки и всегда помните о них и соблюдайте их.
- А наше дерево получает еще один листочек. Стас, иди и прикрепи его на веточку. Сосчитай, сколько уже листочков на дереве. Ты прикрепил какой по счету листочек? (Восьмой).
Заключительный этап.
Подведение итогов.
Воспитатель: Лесовичок очень рад, что у дерева появились листочки. Он благодарит вас за это. Вы спасли дерево, подарили ему жизнь!
- Сосчитаем, сколько листочков у нашего дерева. Я буду показывать на листик, а вы громко считайте. Дети считают до 8.
- Природа планеты Земля богата и прекрасна. Слова «Родина» и «природа» нераздельны. Как мы должны относиться к природе? (Ответы детей).
- Правильно вы сказали. Природа – наш общий дом. Природу нужно сохранять, беречь, заботиться о ней. Лесовичок дарит вам на память значки «Юный эколог». Теперь вы настоящие защитники природы.
Произнесение наизусть девиза юных экологов
Давайте вместе скажем девиз (выучить его заранее с детьми):
Мы в любую непогоду
Будем охранять природу,
Сохранять и умножать
Чтобы всем здоровыми стать.
Рефлексия.
Что мы сегодня делали?
Что вы узнали сегодня?
Что вам понравилось?