МААМ-картинки

Конспект итоговой логопедической НОД в старшей группе для детей с ФФНР «Твердые и мягкие согласные звуки»

Ольга Прудникова
Конспект итоговой логопедической НОД в старшей группе для детей с ФФНР «Твердые и мягкие согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- учить детей различать согласные звуки по твердости и мягкости;

- учить детей самостоятельно контролировать правильное произнесение вновь поставленных звуков в спонтанной речи;

- упражнять детей в звуковом анализе слов из 1, 2 слогов;

- развивать умение детей анализировать слоги, слова и предложения;

- тренироваться в составлении схемы предложения с предлогами (маленькими словами);

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

Публикация «Конспект итоговой логопедической НОД в старшей группе для детей с ФФНР „Твердые и мягкие согласные звуки“» размещена в разделах

- воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- зеркала;

- картинки для звукоподражания на звуки Б,В,Г,Д,З,К,М,Н,П,С,Т,Ф,Х

- предметные картинки, в названии которых присутствуют твердые и мягкие пары звуков;

- дидактическое пособие «Согласный звук» или «Город Звуков»;

- фишки для выкладывания звуковой схемы;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

В ходе НОД идет интеграция таких образовательных областей, как КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА,

ПОЗНАНИЕ, ТРУД.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы с вами отправимся в путешествие по ГОРОДУ ЗВУКОВ, где живут гномы-звуковички. (Логопед вывешивает на доску изображение гномов-звуковичков КРАСНОГО, СИНЕГО И ЗЕЛЕНОГО).

А для того, чтобы гномы пустили нас в свой город, давайте назовем им звуки, которые мы с вами выучили.

(дети называют различные звуки).

2. Тема занятия. Вводная беседа.

Молодцы, ребята! Гномам очень понравилось, как вы отвечали, поэтому они пустили нас в свой город.

(На доске вывешивается пособие «Город звуков»).

- Ребята, а какие звуки вы называли? (Гласные и согласные).

- А какие звуки называются гласными? (Те, которые можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути).

- Вспомните, какие гласные звуки мы с вами выучили? (А, О,У, Ы, Э, И)

- А какие звуки называются согласными? (Те, которые нельзя пропеть, при их произнесении воздушная струя встречает преграду в виде зубов, губ, языка).

- Наши гномы-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ приглашают вас в гости на улицу СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ! Пойдем? (да).

Но для того, чтобы попасть на эту улицу и поздороваться с согласными звуками, давайте вспомним, какие они бывают? (звонкие и глухие, твердые и мягкие).

Молодцы, ребята. Гномики-звуковички хотят с нами поиграть – они задумали превратить нас в согласные звуки. Будем с ними играть? (да). Тогда 1-2-3 – волшебство приди!

3. Дидактическая игра «Найди свою пару».

С этого момента вы не просто ребята, а звуки. Посмотрите на парту – у каждого из вас лежит картинка для звукоподражания – она показывает, какой вы звук.

Мальчики у нас – твердые звуки,

Девочки – мягкие звуки.

Играем в игру «Найди свою пару» - каждый твердый звук должен отыскать свою пару – мягкий звук и взяться за руки. Кто справится с этим заданием первый – тот и выиграл.

(Игра проводится на ковре, под музыку. Пока звучит музыка дети неспешно ходят по ковру и ищут свою пару, как музыка прекратилась – пары должны взяться за руки и назвать себя)

Б – Бь

В- Вь

Г – Гь

Д- Дь

З – Зь

М – Мь

Н – Нь

- Молодцы, ребята. Все правильно сделали. Послушайте еще раз внимательно все эти звуки. Чем они похожи?

(Они все согласные, звонкие). Чем различаются? (Одни – твердые, другие – мягкие).

4. Игра «Поймай звуки».

Ребята, давайте вспомним, фишкой какого цвета обозначаются твердые согласные звуки? – СИНЕЙ.

А мягкие? – ЗЕЛЕНОЙ.

Правильно. Гномики-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ предлагают нам сыграть в игру «Поймай звуки».

Играть будем с использованием синих-зеленых светофорчиков.

Из ряда звуков: М, Мь, Нь, Н, К, Кь, Ть, Т, Сь, С, З, Зь и т. д.

Из ряда слогов: МА, НЯ, КУ, ЗИ, ТЫ, СЕ, ЗУ, БЯ, и др.

Из ряда слов: МАМА, НЯНЯ, ПАПА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, БАБА и др.

5. Игра «Научи попугая говорить».

Наши гномы-звуковички опять решили над вами пошутить и превратили вас всех в попугайчиков, которых нужно учить разговаривать. Поиграем в игру «Научи попугая говорить?». (да).

Ну тогда, гномы будут говорить вам слоговые дорожки, а вам нужно будет их правильно повторить.

ПА-ПЯ ПА-ПЯ-ПА

ТА-ТЯ ТА-ТЯ-ТА

КА- КЯ КА-КЯ-КА

СА-СЯ СА-СЯ-СА

ФА-ФЯ ФА-ФЯ-ФА

ХА-ХЯ ХА-ХЯ-ХА

И др. с О-Ё, У-Ю, Ы-И

6. Дидактическая игра «Наоборот».

Ребята, а теперь наши гномы –звуковички хотят поиграть в мяч. Но это не просто игра, это игра в слова. Я буду кидать вам мяч и говорить слово с твердым звуком, а вам нужно будет сказать мягко и получить новое слово.

КОН – КОНЬ

УГОЛ – УГОЛЬ

ТРОН – ТРОНЬ

ХОР – ХОРЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

УДАР – УДАРЬ

МОЛ –МОЛЬ

БЫЛ – БЫЛЬ

КРОЛ – КРОЛЬ

ПАР –ПАРЬ

ЦЕЛ – ЦЕЛЬ

НОС – НЁС

Если дети не знают значения каких-либо слов, необходимо объяснить.

7. Звуковой анализ слов. Дидактическая игра «Домашние животные и птицы».

Ребята, посмотрите звуковички-гномики снова задают нам загадку. У них в городе поселился один забавный зверь. А вот какой нужно угадать, используя схему.

Дана схема слова КОТ

А под ней 2 картинки: КОТ И КИТ.

- Кто же поселился у гномиков? –КОТ. А как вы догадались? (В слове КОТ 3 звука, К –твердый согласный, О- гласный, Т – твердый согласный).

Правильно, молодцы. А теперь посмотрите, какую домашнюю птицу хотят завести гномы-звуковички?

Дана схема слова ГУСЬ

А под ней 2 картинки: ГУСЬ и ИНДЮК.

- Кто же еще поселится у гномов? ГУСЬ. А как вы догадались? (В слове ГУСЬ 3 звука: Г- твердый согласный, У – гласный, Сь – мягкий согласный). (если дети подготовлены хорошо, можно взять схему слова ИНДЮК).

8. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Ребята, а какой мягкий звук несколько раз повторяется в этой игре? ЗВУК ТЬ – ВСТАТЬ, ПОДНЯТЬ, РАЗЖАТЬ, СТОЯТЬ.

9. Игра «Где звук спрятался».

Ребята, наши друзья-звуковички очень любят играть. У них много игрушек. И они принесли их с собой.

Давайте их рассмотрим:

КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ, РАКЕТА.

Какие звуки повторяются во всех этих словах? ЗВУКИ К И КЬ.

Давайте найдем слова, в которых спрятался звук К? КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ.

А в каких словах спрятался звук Кь? КУБИКИ, РАКЕТА.

Деление слов на слоги.

Чтобы гномики-звуковички подарили нам эти игрушки, мы должны выполнить их задание и найти место звука К или Кь в этих словах. (Игра проводится с использованием пособия «Светофор» для определения положения звука в слове).

10. Работа над предложением.

Ребята, давайте поиграем с этими игрушками и составим предложение про наши игры.

Дети составляют предложения:

Я играю с ракетой.

У меня красивая кукла.

Миша катает танк.

Вася запускает ракету в космос.

Лиза укладывает куклу в кровать.

И др.

Затем составляется схема любого предложения с предлогом.

11. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в речи. Повторение чистоговорок.

Наши друзья – звуковички знают очень много разных чистоговорок с твердыми и мягкими согласными звуками. Давайте повторим вместе с ними эти чистоговорки.

1. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот. (какие звуки тут спрятались Б –Бь)

2. Ва-ва-ва, ва-ва-ва,

Вот высокая трава.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве,

Васильки видны в траве. (какие звуки тут спрятались В-Вь)

3. Ги-ги-ги, ги-ги-ги,

Гена, маме помоги.

Га-га-га, га-га-га,

У меня болит нога. (какие звуки тут спрятались Г-Гь)

4. Ки-ки-ки, ки-ки-ки,

Помогите, рыбаки,

Ка-ка-ка, ка-ка-ка,

Есть улов у рыбака. (какие звуки здесь спрятались К- Кь)

5. Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной весне. (какие звуки здесь спрятались С-Сь)

12. Итог занятия, оценка работы детей.

Чем мы занимались сегодня на занятии? Какие звуки учились различать?

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями наших гномов- звуковичков. А за это они дарят вам свои игрушки и сладкое угощение ЗЕФИР И ВАФЛИ. (звуки Ф-Фь)

13. Трудовые поручения во время НОД.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итоговой логопедической НОД в старшей группе для детей с ФФНР «Твердые и мягкие согласные звуки»
Опубликовано: 8 апреля 2014 в 19:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итоговой логопедической НОД в старшей группе для детей с ФФНР «Твердые и мягкие согласные звуки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Прудникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД