Заздравных Наталья
Конспект итогового занятия в старшей группе «По дорожкам радуги»
▼ Скачать + Заказать документы
Схема конспекта занятия
Образовательная область: Познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа : старшая
Тема занятия : «По дорожкам радуги»
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей группе „По дорожкам радуги“» размещена в разделах
Цель занятия : Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год, через организацию различных видов деятельности
Задачи занятия :
Обучающие:
- закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, умение сравнивать предметы на глаз (по длине, высоте); определять точность выполнений путём наложения или приложения;
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево;
- закрепление умения употреблять обобщающие слова.
Развивающие:
- расширять словарный объём детей, диалогической речи;
- развивать логическое мышление;
- закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;
- развивать моторику рук.
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность, наблюдательность;
-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.
Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия : Ноутбук, проектор, экран, презентация «По дорожкам радуги», аудизапись «Ералаш – Музыка счастья», «Радуга», полоски-ручейки разной длины на каждого ребенка по 5 шт, волшебный мешочек с предметами из разного материала, картинки ромашки и колокольчики по 5 штук на ребенка, мяч, цифры от 1 до 10, 7 цветных конвертов с заданиями.
1. Вводная часть
Цель: обеспечить эмоциональный и психологический настрой воспитанников на занятие.
Задачи
- установление контакта с воспитанниками;
- знакомство с целью занятия;
- мотивирование учащихся на предстоящую познавательно-исследовательскую деятельность.
Методы: словесные, игровые.
•
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети входят в группу, здороваются и
встают в круг.
Выполняют задания в соответствии с текстом.
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы. Приветствие, определение темы занятия.
Загадываю загадку.
Задаю детям вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности и создание эмоционального настроя.
Установление доброжелательной атмосферы, настроя на совместную деятельность
Слайд 3
Слайд 4
2. Основная часть занятия.
Цель: закрепление и обобщение ранее полученных знаний.
Задачи:
- закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, умение сравнивать предметы на глаз (по длине, высоте); определять точность выполнений путём наложения или приложения;
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево;
- закрепление умения употреблять обобщающие слова.
• Методы и приемы: практические; наглядные; словесные – беседа, рассказ.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы, предложенные педагогом.
Отгадывают загадку.
Называют весенние месяца. Описывают весну. Пословицы о весне.
Играют в предложенную игру.
Дети садятся за столы.
Считают ручейки. Раскладывают ручейки от самого длинного до короткого.
Выполняют пальчиковую игру
Дети берут предмет, определяют из какого материала сделан и кладут к соответсвующему предмету.
Отвечают на вопросы.
Составляют букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков.
Выполняют задания, предложенные педагогом.
Дети становятся в круг. Игра в кругу с мячом.
Садятся на места.
Дети отвечают на вопросы.
Встают в круг.
Артем рассказывает стихотворение.
Дети повторяют движения.
Проходят на стулья.
Отвечают на вопросы.
Дети встают в круг.
При помощи считалки выбирается водящий. Водящий выполняет задание, дети идут за ним.
Достаю из кармана 7 цветных конвертов.
Открываю первый конверт. (красный)
1 Задание : «Отгадай время года»
Физкультминутка «Снеговик»
2 Задание «Разложи ручейки»
Рисую красную дорожку радуги.
Пальчиковая игра «Дождик»
Открываю второй конверт. (оранжевый)
3 Задание «Что из чего сделано»
Рисую оранжевую дорожку радуги.
Открываю третий конверт. (желтый)
Предлагаю посмотреть на экран.
4 Задание «Составь букет»
Рисую желтую дорожку радуги.
Открываю четвертый конверт. (зеленый)
5 Задание «Наоборот»
Рисую зеленую дорожку радуги.
Открываю пятый конверт. (голубой)
6 Задание «Задание на сообразительность»
Рисую голубую дорожку радуги.
Открываю шестой конверт. (синий)
7 Задание: Дидактическая игра «Что это?»
Рисую синюю дорожку радуги.
Открываю седьмой конверт. (фиолетовый)
8 Задание: Игровое упражнение «Правильно пойдешь – клад найдешь»
Рисую фиолетовую дорожку радуги.
Слайд 5
Слайд 6
Каждый индивидуально выполняет предложенное педагогом задание.
Слайд 7
Слайд 8
Каждый индивидуально выполняет предложенное педагогом задание.
Слайды с 9-15
Слайд 16
3. Заключительная часть занятия :
Цель: анализ прошедших на занятии событий.
Задачи:
- подвести итоги занятия;
- закрепить положительный эмоциональный настрой в группе.
Формы и методы: словесные, наглядные.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Отвечают на вопросы педагога, высказывают свое мнение, впечатления.
Подводит итоги занятия.
Выслушивает мнения детей о занятии.
Награждает учащихся медалями за активную деятельность на занятии. Отмечает групповую и индивидуальную работу детей.
1. Вводная часть
Цель: обеспечить эмоциональный и психологический настрой воспитанников на занятие.
Задачи
- установление контакта с воспитанниками;
- знакомство с целью занятия;
- мотивирование учащихся на предстоящую познавательно-исследовательскую деятельность.
Методы: словесные, игровые.
•
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети входят в группу.
-Художник.
-Здороваются и встают в круг.
Выполняют задания в соответствии с текстом.
Ответы детей.
Ответы детей. Воспитатель, переодетый в художника, встречает детей. Звучит музыка «Ералаш - Музыка счастья».
Ребята, вы догадались, кто я?
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг.
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся.
Здравствуйте ребята, правильно, я художник и для вас приготовила красивую картину, которую я сама нарисовала, но сначала отгадайте загадку:
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, …радуга
Вот она, смотрите!
Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет - тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,
В подготовительную группу перейти спешит!
-Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу?
-Ой, что- то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Придется, наверно, остаться в старшей группе, так как я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов. Или вы мне поможете вспомнить расположение цветов радуги?
Установление доброжелательной атмосферы, настроя на совместную деятельность
Слайд 3
изображение радуги.
Слайд 4
Радуга гаснет.
2. Основная часть занятия.
Цель: закрепление и обобщение ранее полученных знаний.
Задачи:
- закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, умение сравнивать предметы на глаз (по длине, высоте); определять точность выполнений путём наложения или приложения;
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево;
- закрепление умения употреблять обобщающие слова.
• Методы и приемы: практические; наглядные; словесные – беседа, рассказ.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
-Да.
-7
-Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
- Красный!
- весна.
-Март, апрель, май.
-3
- Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.
-После зимы пришла весна.
1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Весною сверху печет, а снизу морозит.
4. Кто спит весною – тот плачет зимою.
Дети присели в кучке с воспитателем, изображая сугроб.
дети разбежались по залу и сели за столы.
-5
Выполняют задание.
-один
-пять
- Снег начал таять. потому что стало тепло, солнце светит ярче…
загибают по 1 пальцу на каждую строчку
трясут кистями рук - как бы стряхивая воду
-выбирают 2 конверт - оранжевый.
-дети выполняют задание, а в конце вызвать троих по очереди детей для проверки задания.
Дети выбирают правильный цвет - желтый 3 конверт.
-Цветы. Ромашки и колокольчики.
Выполняют пальчиковую игру
Садятся за столы
-нет
- на один
-Убрать одну ромашку или добавить и колокольчик.
Дети выбирают 4 конверт - зеленый
Дети становятся в круг.
-пятый
-голубой
- дети отвечают
Встают в круг, Артем рассказывает, дети повторяют движения за ним.
-фиолетовый
- синий
-Фрукт, Рыба
-дерево, цветок
-шапка, кепка, пилотка, каска
-мясорубка, миксер, ложки, чайник
-простыня, наволочка, одеяло, покрывало
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает на право, и делает три шага и т. д. остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него медали и угощение.
-Хорошо. Воспитатель положила руки в карманы и вдруг достаёт оттуда цветные конверты 7 штук.
-Ой, ребята смотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу.
-Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? А назовите эти цвета.
- Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг я ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?
открываю красный конверт.
-Читаю задание:
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
-Назовите весенние месяца?
Сколько их?
После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?
После, какого времени года наступила весна? А какие пословицы вы знаете про весну?
-Молодцы, ребята. Ой, что-то я устала… Физкульминутка «Снеговик»
Ребята, представьте, что зимой вы были «Снеговиками».
Всю зиму «Снеговик» простоял под большим деревом.
Но вот пришла весна, пригрело солнышко,
Озорные лучи защекотали снеговика
Не выдержал снеговик - рассмеялся, растаял –
Брызнули во все стороны ручейки, струйки воды побежали землю будить.
-Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ручейки разной длины. Посчитайте свои ручейки, сколько их?
А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Самый длинный ручеёк который по счёту? Покажите цифру.
А самый короткий? Покажите цифру.
-Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась. Рисую красную дорожку.
- А откуда появились ручейки весной?
-Ребята, а я знаю весёлую игру для наших пальчиков.
Пальчиковая игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку
Вымыл зонтики прохожих,
Крышу дома вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился - устал
-Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги?
-Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Что из чего сделано». В этом чудесном мешочке лежат разные предметы, которые сделаны из различных материалов. Ваша цель: выбрать и принести по одному предмету и положить к соответствующему предмету, которые сделаны из дерева, на второй – из металла, и на третий - из стекла.
-Молодцы ребята справились, и я рисую оранжевую дорожку радуги.
- Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите! Художник путает детей.
-Посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Присаживайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков. А равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте? На сколько меньше ромашек, чем колокольчиков? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и колокольчиков?
И обозначьте количество, соответствующей цифрой.
-Правильно выполнили, и я рисую еще одну дорожку радуги- желтую.
Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено? А теперь я предлагаю отдохнуть и немного поиграть.
У воспитателя мяч в руках. Игра в кругу с мячом называется «Наоборот» Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч. Примерный набор слов: большой – маленький, горячий – холодный, далекий – близкий, высокий – низкий, широкий – узкий, гладкий – шершавый, зимний – летний, сладкий – горький, быстрый – медленный, сильный – слабый, черный – белый, толстый – тонкий.
- Рисую следующую зеленую дорожку радуги.
- Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт?
А каким он цветом? Какое же задание он нам приготовил?
- «Задание на сообразительность».
Вот и хитрые вопросы! Читаю.
- сколько ушей у 2 мышей,
- сколько хвостов у 3 котов,
- какой день недели после вторника
- сколько выходных в неделе
- сколько животиков у 6 бегемотов
- какой день недели перед пятницей
- сколько носиков у 4 матросиков
- спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром).
- солнце светит днем, а луна …. (ночью).
- ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).
- Молодцы, ребята. Устали вы наверно. Давайте отдохнем с вами. Давайте встанем в круг.
В понедельник я купался, а во вторник рисовал
В среду - долго умывался, а в четверг – в футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!
- Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Рисую голубую дорожку радуги. Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… фиолетовый. Какой надо теперь выбрать?
Д/и «Что это?». Дети должны быстро отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Показ картинок на мониторе.
Яблоко. Что это? (фрукт) Кит. Кто это? (Рыба).
Береза. Что это? (дерево). Тюльпан. Что это? (цветок)
Головной убор?
Кухонный прибор?
Постельная принадлежность?
- Остался у нас фиолетовый конверт.
Игровое упражнение «Правильно пойдешь – клад найдешь».
- Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти. При помощи считалки выбирается водящий:
Кады-бады,
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Вот я и рисую последнюю дорожку радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу!
Слайд 5
Слайд 6
Каждый индивидуально выполняет предложенное педагогом задание.
Слайд 7
Слайд 8
Каждый индивидуально выполняет предложенное педагогом задание.
Слайды с 9-15
Слайд 16
3. Заключительная часть занятия :
Цель: анализ прошедших на занятии событий.
Задачи:
- подвести итоги занятия;
- закрепить положительный эмоциональный настрой в группе.
Формы и методы: словесные, наглядные.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Отвечают на вопросы педагога, высказывают свое мнение, впечатления.
Дети:
Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга
На травушку шелковую, на речку бирюзовую,
На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок -Ребята, а что случилось сегодня с радугой? Понравилось вам помогать художнику? Что больше понравилось? Что показалось сложным? Кто из ребят был самым активным?
-Я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем медали, которые будут напоминать о нашей встрече.
Давайте все вместе расскажем стихотворение о радуге.
Воспитатель:
Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.
В подготовительную группу нам идти пора, до свидания друзья!
Отмечает групповую и индивидуальную работу детей.
Звучит музыка Н. Овсейчик «Радуга»