Ольга Кравченко
Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие с Солнышонком»
▼ Скачать +Заказ
Конспект
итогового интегрированного занятия
В старшей группе №1 «Карамельки»
МБДОУ Нижнегорский детский сад «Росинка»
Воспитатель – О. А. Кравченко
Тема: «Путешествие с Солнышонком»
Публикация «Конспект итогового занятия в старшей группе „Путешествие с Солнышонком“» размещена в разделах
Цель: обобщить и закрепить знания у детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Программное содержание:
- Закреплять характерные признаки времени года, названия месяцев, дней недели;
-закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10, умение называть смежные числа, умение сравнивать предметы по высоте, знания о геометрических фигурах;
-закреплять понятия «гласные и согласные звуки», умение проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги и определять количество слогов в слове; умение составлять предложения с заданным словом и записывать схему предложения; подбирать имена прилагательные к именам существительным;
- закрепить знания о животном и растительном мире нашей страны;
- упражнять в умении разгадывать загадки и называть любимые сказки.
- расширять словарный запас детей, диалогическую речь;
- воспитывать любознательность, самостоятельность, взаимовыручку;
- стимулировать развитие мыслительных способностей;
- развивать интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
Развивающая среда: воздушный шар с конвертом и плоскостным солнышком; мольберт с полосками радуги; разноцветные конверты с заданиями; дидактическая игрушка – попугай Рома; мяч; медали и подарки для детей; фонограммы звуков природы и музыкальных сопровождений занятия.
Демонстрационный материал: картинки с изображением весны, ручейки с геометрическими фигурами; изображение лесной поляны; фишки для звукового анализа, карточки для составления схемы предложений; карточки с изображением диких животных; фотографии с изображением неба и облаков; иллюстрации к сказкам.
Раздаточный материал: полоски разной длины и разного цвета (ручейки); наборы цифр, цветы с цифрами; пеналы с фишками для звукового анализа; простые карандаши и листочки бумаги.
Этапы занятия :
1. Организационный момент, сюрпризный момент.
2. Мотивация – постановка цели и задачи перед детьми.
3. Основной – непосредственная работа с детьми.
4. Закрепляющий – выводы, награждение.
Ход занятия.
Воспитатель обращается к детям, стоящим в большом кругу на ковре: Сегодня солнечный радостный день, правда, ребята? А вы знаете, почему у нас в группе поселилась радость?
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радость разбудила всех детей,
Радость пригласила к нам гостей!
Здравствуйте, гости дорогие! Мы Вам очень рады! А чтобы наше занятие стало еще интересней, давайте скажем волшебные слова:
Чудо-чудное, явись!
Нашим деткам покажись!
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
Дети произносят заклинание, и в групповую комнату влетает гелиевый воздушный шарик, к которому привязано письмо и маленькое солнышко. Воспитатель открывает конверт и зачитывает детям письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы станете самыми взрослыми детками в детском саду и перейдете в подготовительную группу, а некоторые из вас даже пойдут в школу! Я знаю, что целый год вы трудились, занимались, старались. За ваше старание и прилежание я приготовило вам сюрприз. Вы сможете его найти, когда выполните мои задания. А чтобы ваше путешествие было веселым, я отправляю к вам своего маленького Солнышонка. Он вам дорогу к сюрпризу покажет, да и мне потом о ваших приключениях расскажет. А чтобы не сбились вы с пути, даю подсказку: по радуге вам надо идти!
Весеннее Солнышко»
Ну что, ребята, готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да, готовы!
Но, прежде, чем приступить к выполнению заданий, нам нужно вспомнить все цвета радуги по порядку (дети называют цвета, выполняют физминутку «Радуга»
Физминутка:
Гляньте: радуга над нами,
Над деревьями,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
Проходят на стульчики.
Ну что же, ребята, первый цвет в радуге – красный и мы открываем красный конверт. В нем – загадка о весне:
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит, как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает?
Дети: это время года – весна.
Воспитатель (показывает картинку о весне) Давайте опишем словами, какая бывает весна?
Дети: Весна бывает: долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая, мокрая, грязная, праздничная).
Сколько месяцев у весны? Как называется первый месяц, второй, третий? После какого времени года наступила весна? А какие пословицы о весне вы знаете?
- Весна красна цветами, а осень – пирогами.
- Кто спит весною, тот плачет зимою.
• - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
• - Май, май, да шубу не снимай.
• - Весь апрель никому не верь.
Воспитатель: молодцы, ребята! Вот и появилась первая дорожка радуги. Давайте прикрепим её на мольберт. А теперь какой конверт нам нужно выбрать?
Дети: Оранжевый конверт!
Воспитатель открывает оранжевый конверт, читает задание: «А ну-ка, ребятки, загадку отгадайте, да с братцем моим поиграйте:
К маме-речке я бегу,
И молчать я не могу.
Я её сынок родной
И родился я весной.
Дети: Ручеёк!
Воспитатель: Правильно, ребята, это весёлый ручеёк. Посмотрите, у вас на столах лежат ручейки разной длины. Посчитайте свои ручейки, сколько их? (5). А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Скажите, какого цвета самый длинный ручеёк? А самый короткий? А теперь посмотрите не доску. На моём ручейке есть необычные камушки. Что они вам напоминают?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Правильно. Назовите все геометрические фигуры по порядку. Скажите, что общее у всех фигур? (цвет). А что мы можем сказать о фигурах на следующем ручейке? (на нем все фигуры одинаковой формы, но разного цвета и величины). Посмотрите на третий ручеёк. Что за фигуры на нем изображены? (круг и овал). Что общего у этих фигур? (эти фигуры не имеют углов).
Молодцы, ребята! Вы справились и со вторым заданием, и на мольберте появляется оранжевая дуга радуги. А я приглашаю вас на весёлую физминутку.
Физминутка «Дни недели»
Ребёнок рассказывает. Дети повторяют движения за ним.
В понедельник я купался, а во вторник рисовал
В среду - долго умывался, а в четверг – в футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!
Ну что, ребятки, пора нам третий конверт открывать и задание выполнять. А ну-ка, на Солнышонка посмотрите и скажите, какого цвета конверт я должна выбрать? (Желтого) Воспитатель открывает конверт и читает задание: «Непоседа-ручеёк вас приведет на лесную полянку. По сторонам внимательно смотрите и все секреты на ней отыщите».
Воспитатель: Ребята, самый длинный ручеёк привел нас на лесную поляну. Посмотрите, какая она яркая, сколько на ней всего интересного! Какие красивые цветы на ней распустились! А цветы-то не простые, а волшебные! Посмотрите внимательно в серединку каждого цветка и найдите самое большое число. А теперь отыщите самое маленькое число. Какое число меньше 5 на один? Какое число больше 3 на два? А сейчас я каждому из вас подарю цветок, внимательно на него посмотрите, цифру на нем отыщите и числа-соседи к ней подберите.
А считать вы умеете?
Ежик по лесу пошел
На обед грибы нашел
Два под березкой,
Один под осиной
Сколько грибочков
В плетеной корзине?
Чтобы дом построить новый
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку,
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
В грязь упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка,
А потом упал Игнат
Сколько моется ребят?
Молодцы, ребята! Дружите с математикой, все задания хорошо выполняете. Я добавляю желтый цвет в нашу радугу. А вас я приглашаю выйти ко мне в круг и немножко поиграть. Проводится игра «Хитрые вопросы». Воспитатель поочередно бросает мяч каждому ребенку и задает вопрос:
- сколько ушей у 2 мышей,
- сколько хвостов у 3 котов,
- какой день недели после вторника
- сколько выходных в неделе
- сколько животиков у 6 бегемотов
- какой день недели перед пятницей
- сколько носиков у 4 матросиков.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку… .(утром) .
- Солнце светит днем, а луна …. (ночью) .
- Ужинаем мы вечером, а спим … .(ночью)
Воспитатель: А сейчас, ребята, выбираем следующий конверт и возвращаемся на нашу полянку. Дети выбирают зеленый конверт и садятся за столы. Воспитатель читает задание: «Все дома на поляне найдите и жителей в них расселите.»
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые домишки стоят на поляне! Скажите, одинаковые ли дома? Чем они отличаются друг от друга? (количеством окошек). Как вы думаете, ребята, кто в них живет? (дикие животные). Отгадайте загадки и вы узнаете, кто живет на лесной опушке:
1. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
(ёж)
4. Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(Лиса)
5. Шерсть как шёлк у киски,
А на ушах кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь»,
Посерьёзней киски
(Рысь)
6. Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(Белка)
7. За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник-ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами — щелк.
Кто это?
(Волк)
8. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Для того, чтобы поселить животное в домик, надо поделить название животного на слоги, посчитать количество слогов в слове, найти домик с нужным количеством окошек и поселить туда зверька. Дети выполняют задание. Ну что, ребята, молодцы! Вы отлично справились с заданием. Пусть звери теперь обживаются в своих новых домах.
Воспитатель включает фонограмму комариного писка и обращается к детям: Послушайте, кто это звенит? «З-з-з…» Да это же комары! Где же они? Попросите глазки помочь их отыскать!
Зрительная гимнастика
Вы, глаза-глазенки,
Вы, глаза-глазищи…
Все на свете разглядят,
Разглядят, разыщут.
(Дети в медленном и быстром темпе произносят скороговорку и имитируют ловлю комаров).
Воспитатель: Комаров поймали, для зверей дома отыскали. Пора в радугу зеленый цвет добавлять (выставляет на мольберте зеленую дугу). Подскажите, ребята, какого цвета конверт мне надо взять?
Дети: Конверт голубого цвета.
Воспитатель читает задание: «Не все, вы, ребята, увидели на поляне. А чтобы догадались вы, о чем я говорю, закройте глазки и послушайте звуки леса….». Дети слушают пение птиц. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру. Представьте, что вы превратились в птичек. А ваши ладошки – это птичьи клювики. Если я произношу гласный звук, клювики открываются, а если согласный – клювики закрыты. Присмотритесь, ребята, сколько голосистых пташек притаилось на каждом дереве! Давайте назовем их! Дети говорят название птиц и определяют, зимующая это птица или перелетная.
Как вы думаете, все ли эти птицы живут в лесах России? Нет ли здесь лишней птички? (дети замечают на картинке попугая и поясняют, что в нашей стране эта птица является декоративной). Воспитатель: Да, ребята, вы правы. Попугаи не живут в лесах нашей Родины. Эта птичка, наверное, выпорхнула из клетки и потерялась. Давайте позовем её к нам в гости:
Попугайчик-попугай, к нам скорее прилетай!
К нам скорее прилетай и немножко поиграй!
Воспитатель показывает детям игрушку – попугая: Я знаю, ребята, что этого попугайчика зовут Рома. Он грустит, потому что потерялся и очень хочет найти своих хозяев. Давайте выложим фишками имя попугая, а потом подумаем, как вернуть его домой. Дети выполняют звуковой анализ слова, выкладывая слово фишками и последовательно выделяя каждый звук и давая ему характеристику.
Воспитатель: Ребята, попугай так обрадовался вашей заботе о нем, что вспомнил, что его хозяина зовут Артем. И что Артем ходит в наш детский сад, в старшую группу «Карамельки».Я думаю, что Рома вернется сегодня домой вместе с Артемом. Ну, а мы с вами выполнили еще одно задание и у нашей радуги добавилась голубая полоска.
Воспитатель включает фонограмму весенней грозы и предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку,
Барабанит по окошку, напугал большую кошку
(загибают по 1 пальцу на каждую строчку)
Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился - устал (трясут кистями рук - как бы стряхивая воду) .
Воспитатель: У нас с вами осталось два конверта, подскажите, какого цвета конверт мы открываем? (Конверт синего цвета). Итак, задание: «На небо весеннее вы посмотрите, самое дивное облако найдите, и мне о нем расскажите.» Воспитатель показывает детям фотографии с изображением весеннего неба, предлагает придумать предложения и записать на листочках схемы.
После выполнения задания на мольберте выставляется синий цвет радуги.
Воспитатель: ребята, у нас с вами остался один конверт, и мы найдем сюрприз, который приготовило Весеннее Солнышко. Слушайте внимательно задание: «Я знаю, что вы очень любите сказки. А сможете ли вы отгадать название сказки по иллюстрациям и загадкам?»
1. Утащили злые птицы
Кроху-братца у сестрицы,
Но сестричка, хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были
И кому они служили?
(Гуси лебеди и баба Яга)
2. По тропе шагая бодро,
Сами воду носят ведра.
(По щучьему веленью)
3. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
4. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка…
(Снегурочка)
5. Он моторчиком жужжит
И над улицей кружит.
Он летит всё выше, выше,
У него есть дом на крыше.
(Карлсон)
6. Был он сделан из полена,
И в каморке с папой жил.
А вот нос его, наверно,
Самым длинным в мире был.
(Буратино)
7. Послушным детям - зонтик разноцветный,
А непослушным - черный полагается.
Он гном-волшебник, многим он известный,
Ау, скажи, как гном то называется.
(Оле-Лукойе)
8. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
9. Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
10. Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток –
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернется к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонек?
Ответ: Цветик-семицветик
Воспитатель: Молодцы, ребята! И со сказочными загадками вы справились легко! А это значит, что в нашей радуге появляется последняя, фиолетовая дуга. Я, думаю, что мы со своими знаниями и умениями легко можем перейти в подготовительную группу. Ну, а перед тем, как Солнышонок отдаст вам сюрприз, давайте вспомним, как мы собирали радугу?
Дети: Мы выполняли задания Весеннего Солнышка.
Воспитатель: Что показалось вам сложным? Что понравилось больше всего? Вы все – большие молодцы. И за ваши старания Солнышонок дарит вам подарки (детям вручаются медальки и альбомы).