Елена Матовникова
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Берегите лес!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе : «Берегите лес!».
Цель: - связная речь: учить составлять загадки о животных (по образцу воспитателя, формировать умение употреблять полные предложения, стимулировать употребление в речи сравнений, пословиц;
- грамматика: формировать навыки употребления слов, образованных от существительных, прилагательных сравнительной и превосходной степени.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе „Берегите лес!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- активизировать словарь детей названиями деревьев, диких животных.
- развивать память, мышление, внимание, воображение.
- воспитывать интерес к жизни леса, учить любить и охранять природу.
Материал: схема «Лес - многоэтажный дом», карточки для индивидуальной работы, карандаши, картинки с изображением животных и растений, аудиозапись пения птиц, игрушки попугая и верблюда.
Словарь: плод, опушка, лесной подвал.
Ход занятия:
На коврике - декорации лесной поляны.
С Днем леса вас международным!
И пусть простор родных лесов
Навек останется свободным
От браконьерских злых оков!
Пусть дарит нам полян цветенье
И летом — ягод аромат,
В душе — уют и вдохновенье,
Чтоб каждый был доволен, рад!
Чтобы подчеркнуть значение лесов для жизни на Земле и призвать всех сохранять их, и был основан этот праздник - День леса, который отмечается 21 марта ежегодно с 1971 года. От каждого из нас зависит здоровье "легких планеты", ведь практически каждый из нас пользуется дарами леса в той или иной степени. Этот День - повод задуматься и, возможно, что-то предпринять.
Звучит мелодия пения птиц.
Дети, мы с вами попали в Лесную школу, где учатся лесные жители. Учит их Мудрая Сова, а мудрая она потому, что все на свете знает. Но почему ее нет? (Она днем спит, а ночью летает). А как же мы будем с ней общаться? (Ответы детей.) Воспитатель (читает письмо от Мудрой Совы).
«Уважаемые дети, сейчас я отдыхаю. Поэтому написала вам письмо. Оно будет ориентиром в моей Лесной школе. Я знаю, что все вы посещаете детский сад, поэтому должны все знать. А так ли это, я скоро узнаю. Удачи вам!».
Вот и начинается наш необычный урок в Лесной школе. Дети, а что такое лес? (Трава, растения, животные, птицы, деревья.) Но прежде всего - это деревья, давайте вспомним названия деревьев, которые могут расти в лесу. (Дети называют деревья)
Вы знаете, что существует несколько видов леса. Как называется лес, в котором растут только елки? (Ельник). Как называется лес, в котором растут великаны-дубы? (Дубрава.) А если растут только березы? (Березняк.) А какие деревья растут в сосновом бору? (Сосны.) Как можно назвать лес, в котором разные деревья: и клены, и сосны, и березы. (Смешанный.)
Дидактическая игра «Какому дереву какой плод принадлежит»
Дети на карточках выполняют задачи: с помощью карандаша соединяют деревья с их плодами.
Выполняется взаимопроверка. (Пока дети выполняли задания, воспитатель на коврике раскладывает силуэты растений.) Дети, посмотрите внимательно, все растения одинакового размера? занятия воспитателя в детском саду Давайте попробуем расположить их от меньшего к высокому. (Появляется схема «Лес - многоэтажный дом»).
Посмотрите, лес похож на большой дом, который имеет несколько этажей, а также имеет подвал. Что в лесном подвале? (Корни). Что находится на первом этаже? (Трава, ягодные кусты.) А на втором? (Кусты, молодые деревца.) Третий этаж - деревья средней величины. Назовите их. (Клен, береза, липа.) Четвертый этаж - высокие деревья. Какие высокие деревья вы знаете? (Сосны, ели, дубы, тополя.)
Дидактическая игра «Сравни по высоте»
Дети сравнивают растения по высоте, используя прилагательные сравнительной и превосходной степени. Например: куст низкий, клен выше, сосна - самая высокая. Вот вам лесные зайчата принесли и вторую задачу. Задание: - назовите животных, живущих в лесу, - почему их называют дикими? (Ответы детей.)
Чтобы дикие животные поиграли с нами в игру, нужно о них составить загадки. В загадках можно отражать особенности внешнего вида животных, их привычки. Образец воспитателя: «Он маленький и серенький, иголочки имеет, но не вышивает» (Еж.) (Дети составляют загадки самостоятельно)
Дидактическая игра «Кто где живет?» (Работа в подгруппах)
Необходимо помочь животным найти места их обитания.
Физкультминутка «А ну, попробуйте!»
А ну, попробуйте, ребята,
От зайчат не отставать,
И заданья сложные
Быстро выполнять.
Сколько елочек зеленых,
Столько сделайте наклонов.
Сколько маленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
Сколько на лугу коров,
Столько сделайте хлопков.
Приседайте столько раз,
Сколько шариков у нас.
(После каждого вопроса - двустишия педагог показывает соответствующую картинку. Дети считают количество нарисованных предметов, показывают на пальцах, выполняют указанное движение заданное количество раз).
А сейчас послушайте, о чем я вам расскажу. Животных и растения, которые живут в лесу, не следует рассматривать отдельно. Лес - это многоэтажный дом, у каждого в нем есть свое место и свое дело. У гусеницы место на листочке. Она лазает и поедает его, так, что даже слышно хруст. На земле мышка тоже ест, то травинку, то корень. А в стволе дерева, под корой - жук грызет древесину. Что же получается, что эти маленькие существа могут съесть весь лес? (Нет. Птицы помогают уничтожать насекомых вредителей). А какие птицы помогают сохранить зеленые насаждения? (Ответы детей.) Да, по веточке пробежала синичка, и гусеницу - раз! - и понесла в гнездо. Проскользнула змея, раз, и нет мышки. На дереве дятел наклонил голову и вытащил жука из-под коры. Но для синички, дятла, змеи, тоже есть другие охотники - соколы, совы. Лес - это совокупность животных и растений.
(Появляются попугай и верблюд)
Дети, а это лесные жители? Где они живут? (Верблюд живет в пустыне, а попугай - в джунглях.) Почему они не могут жить в нашем лесу? (Нет условий для питания и существования.)
Попугай принес нам задачу. Дети, назовите наших друзей в лесу. (Птицы - наши друзья. Животные - наши друзья.)
Теперь, давайте вспомним правила друзей леса. Отметим знаком «+» правильные поступки, а знаком «-» неправильные.
- Ломать ветви.
- Кормить птиц.
- Разрушать муравейники.
- Ухаживать за деревьями….
Итог. Рефлексия.
Вот и закончился наш урок в лесной школе, посвящённый Международному дню леса. Что запомнилось? Что вызвало затруднения?