Айназ Иванова
Конспект итогового занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие по островам знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить и обобщить знания детей по темам, пройденным в учебном году.
Задачи:
1. Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам : деление слова на слоги, звуки русского языка, антонимы, синонимы; составление предложений, умение пересказывать с помощью «Мнемотехники»
2. Развивающие : обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. Связную речь, грамматический строй речи, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма, доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: Проектор, аудиоколонка, презентация (мнемотаблица, головной убор для капитана, головные уборы пиратов детям, бутылка с письмом от пиратов, буквы в слове «удача», картинки с изображением животных, конверты с заданиями, мячик, сундук с сокровищами, подарки детям.
Предварительная работа:
просмотр мультфильма «Джейк и пираты Нетландии»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Сюрпризный момент
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что, проснувшись утором, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета.
Мне приснился одноглазый пират! А вы знаете, кто такие пираты (морские разбойники).
-Да, действительно, это морские разбойники, которые плавали по морю на больших кораблях и грабили другие корабли.
Во сне я видела, как пират Крюк прятал клад. И вы не поверите, когда я проснулась, то увидела эту бутылку, а в ней лежало письмо. Конечно, такое чудо может произойти только в сказке, но оно случилось в нашей жизни.
Чтение письма:
Я пират и зовут меня капитан Крюк.
Я спрятал клад на одном острове.
Но чтобы его найти, надо путь непростой пройти.
Я дам вам карту сокровищ, но вам необходимо выполнить
все мои задания.
Воспитатель:
-Ну что хотите отправиться в путешествие на поиски клада?
Ответы детей
Воспитатель:
-На чем можно путешествовать (ответы детей)
-Предлагаю отправиться в путешествие на красивейшем корабле. Все согласны?
Ответы детей : Да!
Воспитатель:
-Но сначала нам нужно придумать название нашего корабля (предложения детей). Давайте назовем наш корабль «УДАЧА!»
-Нам нужно определить все звуки в этом слове. Но сначала скажите на какие 2 группы делятся звуки?
Ответы детей : гласные и согласные.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными (ответы детей).
Согласные?
А сейчас я вам предлагаю по очереди выйти к доске, и назвать каждый звук в слове УДАЧА, определить гласный он или согласный и найти букву, которая его обозначает.
Дети складывают слово из перемешанных букв.
Воспитатель: Молодцы!
Мы собрались в путешествие на корабле, дали ему красивое название «Удача», но корабля самого то нет. Может сами построим (дети из модулей строят корабль).Ну теперь можно отправляться в путь, занимайте места на корабле. Сегодня я ваш капитан.. поднять якорь! Расправим ручки- изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли (включение аудиозаписи-шум моря)
Дети: ш-ш-ш.
Воспитатель:
А вот и первый остров.»Остров слогов»
- И вот какие задания мы получили:
Сейчас вы получите карточки, на которых изображены животные.
Ваша задача посчитать слоги в названиях животных и расселить их в домики.
В домик с одним окошком вы поселите животных, название которых составляет один слог, в домик с двумя окошками-2 слога, а в домик с 3 окошками-животных, название которых состоит из 3 слогов.
(Тигр, слон, еж, волк, лев, лось, конь, зебра, лиса, заяц, медведь, жираф, кошка, белка, кабан, коза, осел, верблюд, крокодил, собака, пантера, корова, бегемот, носорог, кенгуру)
Воспитатель: Молодцы! Плывем дальше!
Расправим ручки, шум волны: ш-ш-ш. (включение аудиозаписи-шум моря)
-И вот приплыли на следующий остров, который называется «Остров слов»
Итак, нам снова задание от пирата Крюка:
-Я буду называть слово и бросать мяч, а вы должны назвать слово, противоположное по значению (антонимы)
Доброта-злоба, сила-слабость, холод-жара, ум-глупость, тишина-шум, веселье-грусть, день-ночь;
Твердый-мягкий, чистый-грязный, молодой-старый, сладкий- горький, большой- маленький, высокий-низкий;
Открывать-закрывать, говорить- молчать, оторвать- пришить, уронить- поднять.
Тихо- громко, медленно-быстро, темно-светло, много-мало, вниз-вверх, далеко-близко.
А сейчас я буду называть слова, а вы подумайте, как сказать их по-другому, но чтобы они обозначали один и тот же смысл (синонимы (помогайте друг другу, если кто-то затрудняется).
Дорога-путь
Азбуку-алфавит, букварь
Аромат-запах
Машина-автомобиль
Беседа-разговор
Друг-товарищ, приятель
Старик-дед
Ребенок-малыш, дитя, крошка
Быстрый-проворный, резвый
Мокрый-сырой, влажный
Аккуратный-опрятный, чистый
Красивый-прекрасный, великолепный, роскошный
Большой-гигантский, огромный, громадный
Страшный-ужасный, чудовищный
Говорить-болтать
Бегать-носиться
Блестеть-сверкать, сиять
Бросать-кидать, швырять
Воспитатель: Молодцы!
Хорошо, а сейчас предлагаю размяться, и поиграть в игру «Море волнуется раз…»
-Вы выполнили все задания на этом острове и мы можем плыть дальше!
-Занимайте свои места! Расправим ручки, шум волны: ш-ш-ш. (включение аудиозаписи-шум моря)
-И приплыли на следующий остров «Остров предложений»
Воспитатель: Ребятки, скажите мне пожалуйста из чего состоят предложения?
Ответы детей : из слов.
Воспитатель: Какие бывают предложения?
Ответы детей : длинные и короткие.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения (точка)
-А задание от Крюка такое: вам нужно взять карточки со схемами предложений, рассмотреть сколько слов должно быть в вашем предложении и составить по ним предложения. (дети составляют предложения по схемам)
-И с этим заданием справились! Молодцы!
-И последний остров к которому мы свами должны приплыть! Хотите узнать, как он называется и вам интересно, какое задание нас придумал пират Крюк?
Ответы детей : Да!
Воспитатель: Занимайте свои места! Расправим ручки, шум волны: ш
ш-ш. (включение аудиозаписи-шум моря)
-Вот мы с вами и приплыли на остров «Остров пересказов»
«Весна в окно стучится»
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках ледоход. Появились проталины. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях распустились листочки. Из теплых стран вернулись перелетные птицы: грачи, ласточки, соловьи, гуси, скворцы. Люди сменили теплую одежду на прохладную. Расцвели подснежники. Пришла весна! (2-3 ребенка пересказывают).
Воспитатель:
-Ну, вот мы с вами выполнили все задания капитана Крюка. Давайте поищем где же может быть спрятан клад. (находят клад).
-Откроем (ответы детей)
-Ну, вот ребята- это и есть ваше сокровище!
-Нам пора возвращаться обратно в детский сад! Расправим ручки- изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли (включение аудиозаписи-шум моря)
Дети: ш-ш-ш.
Итог занятия :
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие (ответы детей). Что вам больше все запомнилось? Что вы почувствовали?
Вы все были сегодня молодцы, всем большое спасибо!