Айназ Иванова
Конспект итогового занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие по островам знаний»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей по темам, пройденным в учебном году.
Задачи:
1. Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам : деление слова на слоги, звуки русского языка, антонимы, синонимы; составление предложений, умение пересказывать с помощью «Мнемотехники»
2. Развивающие : обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление. Связную речь, грамматический строй речи, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи для детей подготовительной группы „Путешествие по островам знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма, доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: Проектор, аудиоколонка, презентация (мнемотаблица, головной убор для капитана, головные уборы пиратов детям, бутылка с письмом от пиратов, буквы в слове «удача», картинки с изображением животных, конверты с заданиями, мячик, сундук с сокровищами, подарки детям.
Предварительная работа:
просмотр мультфильма «Джейк и пираты Нетландии»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Сюрпризный момент
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мне приснился необычный и странный сон. И мне хотелось бы вам его рассказать, но события в нем так перепутались, что, проснувшись утором, я ничего не запомнила, кроме одного сюжета.
Мне приснился одноглазый пират! А вы знаете, кто такие пираты (морские разбойники).
-Да, действительно, это морские разбойники, которые плавали по морю на больших кораблях и грабили другие корабли.
Во сне я видела, как пират Крюк прятал клад. И вы не поверите, когда я проснулась, то увидела эту бутылку, а в ней лежало письмо. Конечно, такое чудо может произойти только в сказке, но оно случилось в нашей жизни.
Чтение письма:
Я пират и зовут меня капитан Крюк.
Я спрятал клад на одном острове.
Но чтобы его найти, надо путь непростой пройти.
Я дам вам карту сокровищ, но вам необходимо выполнить
все мои задания.
Воспитатель:
-Ну что хотите отправиться в путешествие на поиски клада?
Ответы детей
Воспитатель:
-На чем можно путешествовать (ответы детей)
-Предлагаю отправиться в путешествие на красивейшем корабле. Все согласны?
Ответы детей : Да!
Воспитатель:
-Но сначала нам нужно придумать название нашего корабля (предложения детей). Давайте назовем наш корабль «УДАЧА!»
-Нам нужно определить все звуки в этом слове. Но сначала скажите на какие 2 группы делятся звуки?
Ответы детей : гласные и согласные.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными (ответы детей).
Согласные?
А сейчас я вам предлагаю по очереди выйти к доске, и назвать каждый звук в слове УДАЧА, определить гласный он или согласный и найти букву, которая его обозначает.
Дети складывают слово из перемешанных букв.
Воспитатель: Молодцы!
Мы собрались в путешествие на корабле, дали ему красивое название «Удача», но корабля самого то нет. Может сами построим (дети из модулей строят корабль).Ну теперь можно отправляться в путь, занимайте места на корабле. Сегодня я ваш капитан.. поднять якорь! Расправим ручки- изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли (включение аудиозаписи-шум моря)
Дети: ш-ш-ш.
Воспитатель:
А вот и первый остров.»Остров слогов»
- И вот какие задания мы получили:
Сейчас вы получите карточки, на которых изображены животные.
Ваша задача посчитать слоги в названиях животных и расселить их в домики.
В домик с одним окошком вы поселите животных, название которых составляет один слог, в домик с двумя окошками-2 слога, а в домик с 3 окошками-животных, название которых состоит из 3 слогов.
(Тигр, слон, еж, волк, лев, лось, конь, зебра, лиса, заяц, медведь, жираф, кошка, белка, кабан, коза, осел, верблюд, крокодил, собака, пантера, корова, бегемот, носорог, кенгуру)
Воспитатель: Молодцы! Плывем дальше!
Расправим ручки, шум волны: ш-ш-ш. (включение аудиозаписи-шум моря)
-И вот приплыли на следующий остров, который называется «Остров слов»
Итак, нам снова задание от пирата Крюка:
-Я буду называть слово и бросать мяч, а вы должны назвать слово, противоположное по значению (антонимы)
Доброта-злоба, сила-слабость, холод-жара, ум-глупость, тишина-шум, веселье-грусть, день-ночь;
Твердый-мягкий, чистый-грязный, молодой-старый, сладкий- горький, большой- маленький, высокий-низкий;
Открывать-закрывать, говорить- молчать, оторвать- пришить, уронить- поднять.
Тихо- громко, медленно-быстро, темно-светло, много-мало, вниз-вверх, далеко-близко.
А сейчас я буду называть слова, а вы подумайте, как сказать их по-другому, но чтобы они обозначали один и тот же смысл (синонимы (помогайте друг другу, если кто-то затрудняется).
Дорога-путь
Азбуку-алфавит, букварь
Аромат-запах
Машина-автомобиль
Беседа-разговор
Друг-товарищ, приятель
Старик-дед
Ребенок-малыш, дитя, крошка
Быстрый-проворный, резвый
Мокрый-сырой, влажный
Аккуратный-опрятный, чистый
Красивый-прекрасный, великолепный, роскошный
Большой-гигантский, огромный, громадный
Страшный-ужасный, чудовищный
Говорить-болтать
Бегать-носиться
Блестеть-сверкать, сиять
Бросать-кидать, швырять
Воспитатель: Молодцы!
Хорошо, а сейчас предлагаю размяться, и поиграть в игру «Море волнуется раз…»
-Вы выполнили все задания на этом острове и мы можем плыть дальше!
-Занимайте свои места! Расправим ручки, шум волны: ш-ш-ш. (включение аудиозаписи-шум моря)
-И приплыли на следующий остров «Остров предложений»
Воспитатель: Ребятки, скажите мне пожалуйста из чего состоят предложения?
Ответы детей : из слов.
Воспитатель: Какие бывают предложения?
Ответы детей : длинные и короткие.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения (точка)
-А задание от Крюка такое: вам нужно взять карточки со схемами предложений, рассмотреть сколько слов должно быть в вашем предложении и составить по ним предложения. (дети составляют предложения по схемам)
-И с этим заданием справились! Молодцы!
-И последний остров к которому мы свами должны приплыть! Хотите узнать, как он называется и вам интересно, какое задание нас придумал пират Крюк?
Ответы детей : Да!
Воспитатель: Занимайте свои места! Расправим ручки, шум волны: ш
ш-ш. (включение аудиозаписи-шум моря)
-Вот мы с вами и приплыли на остров «Остров пересказов»
«Весна в окно стучится»
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках ледоход. Появились проталины. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях распустились листочки. Из теплых стран вернулись перелетные птицы: грачи, ласточки, соловьи, гуси, скворцы. Люди сменили теплую одежду на прохладную. Расцвели подснежники. Пришла весна! (2-3 ребенка пересказывают).
Воспитатель:
-Ну, вот мы с вами выполнили все задания капитана Крюка. Давайте поищем где же может быть спрятан клад. (находят клад).
-Откроем (ответы детей)
-Ну, вот ребята- это и есть ваше сокровище!
-Нам пора возвращаться обратно в детский сад! Расправим ручки- изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли (включение аудиозаписи-шум моря)
Дети: ш-ш-ш.
Итог занятия :
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие (ответы детей). Что вам больше все запомнилось? Что вы почувствовали?
Вы все были сегодня молодцы, всем большое спасибо!