Наиля Шаязова
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Вот чему мы научились!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Вот чему мы научились!».
Цель: обобщение и закрепление знаний детей по разделу «Подготовка к обучению грамоте».
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
- обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: места звука в слове; совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, составлении схемы предложения; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
- развивающие: развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение.
- воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, оценивать результаты собственной деятельности и деятельности сверстников.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
ментальная карта «Звуки речи»;
ментальная карта «Звук и буква»;
карточки для составления ментальной карты «Звук»;
магнитная доска;
простой и цветные карандаши;
тетради;
простые карандаши двух цветов;
ноутбук;
проектор;
экран;
презентация.
Предварительная работа: проведение занятий по подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приемы:
- словесный метод (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
- наглядно-демонстрационный метод (ментальные карты, карточки для составления ментальной карты, таблица с заданиями);
- практический метод (выполнение заданий в тетрадях и у доски).
Словарная работа: предложение, схема предложения, гласный звук, согласный звук, буква, слог, слово, звуковой анализ слова.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Л: Ребята, сегодня на электронную почту детского сада пришло видеописьмо. Я без вас смотреть не стала. Предлагаю посмотреть видеописьмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
Д: Да, согласны.
На экране появляется видеописьмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я учитель начальных классов. Скоро вы пойдете в школу, и нам очень хочется узнать, чему вы научились в детском саду. Мы посылаем вам свои заданиями. Если вы справитесь со всеми нашими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Я поздравляю вас заранее.»
Л: Вот так сюрприз. Учитель прислал нам задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания?
Д: Да.
Л: А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя, и родители могли вами гордиться.
Л: Ну, что, ребята, справимся с заданиями?
Д: Да. Мы справимся.
Л: Тогда я предлагаю начинать.
Д: Наши умные головки будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать, ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать, ножки будут топать.
Спинки выпрямляются, и друг другу улыбаемся.
Л: Присаживайтесь пожалуйста за столы.
Основная часть
Дети проходят на свои места.
Л: Посмотрим какие задания приготовил учитель?
Д: Да, посмотрим.
На экране появляется таблица с заданиями.
Л: Назовем задания которые мы будем выполнять.
Работа с таблицей заданий.
Д: Первое задание – составить характеристику звука. Втрое задание – напечатать слова. Третье задание – определить место звука в слове. Четвертое задание – выполнить звуковой анализ слова. Пятое задание – поделить слово на слоги. Шестое задание – поставить ударение. Седьмое задание – напечатать предложение. Восьмое задание – составить схему предложения.
Л: Вспомним наши правила. Они понадобятся нам для выполнения заданий. (Ментальная карта «Звук и буква»)
Чем отличаются звуки от букв?
Д: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, пишем и читаем.
Л: На какие группы делятся звуки? (Ментальная карта «Звук и буква»)
Д: Звуки делятся на гласные и согласные.
Л: Чем отличаются гласные звуки от согласных
Д: Гласным звукам ничего не мешает, а согласным мешают губы, зубы или язычок. Гласные мы можем пропеть, а согласные не можем.
Л: Какими могут быть гласные звуки?
Д: Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Л: Каким цветом обозначается гласный звук?
Д: Гласный звук обозначается красным цветом.
Л: На какие группы делятся согласные звуки?
Д: Согласные звуки делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Л: Каким цветом обозначается согласный твердый звук?
Д: Согласный твердый звук обозначается синим цветом.
Л: Каким цветом обозначается согласный мягкий звук?
Д: Согласный мягкий звук обозначается зеленым цветом.
Л: Что такое предложение?
Д: Предложение это одно слово или несколько связанных по смыслу.
Л: Из чего состоит предложение?
Д: Предложение состоит из слов.
Л: Из чего состоят слова?
Д: Слова состоят из слогов?
Л: Из чего состоят слоги?
Д: Слоги состоят из букв.
Л: Молодцы! Правила мы повторили, самое время приступить к заданиям.
Первое задание – нужно составить характеристику звука. Нужно выбрать карточку со звуком и на доске составить его характеристику с помощью карточек. Всем ли понятно задание? Что вам нужно будет сделать?
Д: Нам нужно будет составить характеристику звука.
Л: Правильно. Кто выйдет к доске, чтобы составить характеристику звука.
Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные находятся за столами и поверяют. После составления ребенок рассказывает характеристику звука. (ментальная карта звука) 2-3 ребенка.
Д: Звук [м] согласный, ему мешают губы, его нельзя пропеть, он может быть твердым или мягким, он звонкий, может стоять в начале, середине или конце сова, буква эм.
Л: Правильно, молодец. Садись на место. Ребята, правильно ли … составил характеристику звука?
Д: Да/Нет. (Если есть ошибки, логопед спрашивает какие.)
Л: Ребята, а какое задание вы сейчас выполняли?
Д: Мы составляли характеристику звука.
На экране рядом с заданием появляется галочка.
Л: Молодцы. Выполнили первое задание и показали что вы хорошо знаете какие бывают звуки. Следующие задания выполняем в тетрадях. Открываем тетради. Повторим правила работы в тетрадях.
Д: От предыдущего задания отступаем две клеточки вниз на третьей начинаем работать. Между заданиями пропускаем одну клеточку. Пишем слева направо.
Л: Все верно. Поставьте точку там откуда будете начинать выполнять задание.
Дети ставят точку, логопед контролирует правильность.
Л: Скажите как ученики в школе узнают что урок начался или закончился?
Д: Узнают по звонку.
Л: Верно. Печатаем слово ЗВОНОК. Всем ли понятно задание? Что вам нужно будет сделать?
Д: Нужно будет напечатать слово звонок.
Логопед печатает на доске, проговаривая написание побуквенно. Дети печатают в тетрадях.
Л: Чтобы проверить это задание обменяйтесь тетрадями с соседом по столу. Если слова напечатаны правильно нарисуйте веселый смайлик. Если есть ошибки – грустный.
Дети проверяют выполнение задания и оценивают его.
Л: Верните тетради. Ребята все ли справились с заданием?
Д: Да/Нет. (Если есть ошибки, логопед спрашивает какие.)
Л: Ребята, скажите пожалуйста какое задание вы выполнили?
Д: Мы напечатали слово звонок.
На экране рядом с заданием появляется галочка.
Л: Молодцы. Вы показали что слова печатать вы умеете.
Физминутка
Л: Вы, наверное, устали?
Д: Да.
Л: Ну тогда все дружно встали.
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали правой ручкою носок, ну а левой потолок.
Разогнулись, покрутились, повертелись,
За столы мы все уселись.
Глазки дружно закрываем,
До 5 дружно считаем. (1,2,3,4,5)
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
Л: Ребята, а какое следующее задание будете выполнять?
Д: Мы будем определять места звука в словах.
Л: Из скольких клеток состоит схема места звука в слове?
Д: Схема места звука в слове состоит из трех клеток.
Л: Верно. Кто выйдет к доске, чтобы выполнить это задание?
К доске выходит ребенок и выполняет задание. Остальные дети выполняют задание в тетрадях. Логопед следит за выполнением задания детей у доски и за столами. После выполнения задания ребенком у доски логопед задает вопросы.
Л: В слове ЗВОНОК где находиться звук [к]?
Д: В слове ЗВОНОК звук к находится в конце слова.
Л: Молодец.
Ребенок уходит на свое место.
Л: Ребята проверьте свои задания и, если у вас есть ошибки, исправьте их.
Дети проверяют свои задания.
Л: Ребята все ли справились с заданием?
Д: Да/Нет. (Если есть ошибки, логопед спрашивает какие.)
Л: Ребята, скажите пожалуйста какое задание вы выполнили?
Д: Мы определили место звука в слове.
На экране рядом с заданием появляется галочка.
Л: Верно. Определять место звука в слове вы тоже умеете. Ребята, а какое следующее задание будете выполнять?
Д: Мы будем выполнять звуковой анализ слов.
Л: Из скольки клеток будет схема для слова ЗВОНОК? Почему?
Д: Для слова ЗВОНОК схема будет из 6 клеток. Потому что в нем 6 букв.
Л: Верно. Кто выйдет к доске, чтобы выполнить это задание?
К доске выходит ребенок и выполняет задание. Остальные дети выполняют задание в тетрадях. Логопед следит за выполнением задания детей у доски и за столами. После выполнения задания ребенком у доски логопед задает вопросы.
Л: … сколько гласных звуков в слове? Назови их. Сколько согласных звуков в слове? Назови их. Сколько всего звуков в слове? А сколько букв?
Д: В слове ЗВОНОК два гласных звука. Это [о] и [о]. Четыре согласных звука. Это [з], [в], [н], [к]. Всего шесть звуков. Букв шесть.
Л: Молодец.
Ребенок уходит на свое место.
Л: Ребята проверьте свои задания и, если у вас есть ошибки, исправьте их.
Дети проверяют свои задания.
Л: Ребята все ли справились с заданием?
Д: Да/Нет. (Если есть ошибки, логопед спрашивает какие.)
Л: Ребята, скажите пожалуйста какое задание вы выполнили?
Д: Мы выполнили звуковой анализ слова.
На экране рядом с заданием появляется галочка.
Л: Верно. Вы показали, что делать звуковой анализ вы тоже умеете. Ребята, а какое следующее задание будете выполнять?
Д: Мы будем делить слова на слоги.
Л: Как мы можем определись сколько слогов в слове?
Д: Мы можем прохлопать слово. А еще есть правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Л: Верно. Кто выйдет к доске, чтобы выполнить это задание?
К доске выходит ребенок и выполняет задание. Остальные дети выполняют задание в тетрадях. Логопед следит за выполнением задания детей у доски и за столами. После выполнения задания ребенком у доски логопед задает вопросы.
Л: … сколько слогов в слове ЗВОНОК? Назови первый (второй) слог.
Д: В слове ЗВОНОК 2 слога. Первый слог ЗВО, второй солог НОК.
Л: Молодец.
Ребенок уходит на свое место.
Л: Ребята проверьте свои задания и, если у вас есть ошибки, исправьте их.
Дети проверяют свои задания.
Л: Ребята все ли справились с заданием?
Д: Да/Нет. (Если есть ошибки, логопед спрашивает какие.)
Л: Ребята, скажите пожалуйста какое задание вы выполнили?
Д: Мы поделили слова на слоги.
На экране рядом с заданием появляется галочка.
Л: Верно. Вы показали, что вы любое слово сможете поделить на слоги. Ребята, а какое следующее задание будете выполнять?
Д: Мы будем ставить ударение в слове.
Л: На какую букву бы можем поставить ударение? Как определить куда падает ударение?
Д: Мы можем поставить ударение только на гласную букву. Нужно «позвать» слово.
Л: Верно. Кто выйдет к доске, чтобы выполнить это задание?
К доске выходит ребенок и выполняет задание. Остальные дети выполняют задание в тетрадях. Логопед следит за выполнением задания детей у доски и за столами. После выполнения задания ребенком у доски логопед задает вопросы.
Л: … на какую букву падает ударение в слове ЗВОНОК? Назови ударную гласную. Назови безударную гласную.
Д: В слове ЗВОНОК ударение падает на букву О. В слове ЗВОНОК ударная вторая О, безударная первая О.
Л: Молодец.
Ребенок уходит на свое место.
Л: Ребята проверьте свои задания и, если у вас есть ошибки, исправьте их.
Дети проверяют свои задания.
Л: Ребята все ли справились с заданием?
Д: Да/Нет. (Если есть ошибки, логопед спрашивает какие.)
Л: Ребята, скажите пожалуйста какое задание вы выполнили?
Д: Мы поставили ударение в словах.
На экране рядом с заданием появляется галочка.
Л: Верно. Вы показали, что вы можете определить ударную гласную и безударную. Перед тем как приступим к следующему заданию сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Л: Ребята, а какое следующее задание будете выполнять?
Д: Мы будем печатать предложение.
Логопед вывешивает на доску предложение.
Л: Перед вами предложение. Кто сможет его прочитать?
Д: Ваня идет в школу.
Л: Молодец. Скажите пожалуйста, первое слово в предложении с какой буквы пишется? Что стоит в конце предложения?
Д: Первое слово в предложении пишется с большой (заглавной) буквы. В конце предложения стоит точка.
Л: Верно. Отступаем от предыдущего задания одну клетку и начинаем печатать предложение.
Логопед следит за выполнением задания детьми.
Л: Ребята все ли справились с заданием?
Д: Да/Нет. (Если есть ошибки, логопед спрашивает какие.)
Л: Ребята, скажите пожалуйста какое задание вы выполнили?
Д: Мы напечатали предложение.
На экране рядом с заданием появляется галочка.
Л: Верно. Вы показали, что умеете печатать н только слова, а целые предложения. Ребята, а какое следующее задание будете выполнять?
Д: Мы будем составлять схему предложения.
Л: Скажите пожалуйста, как в схеме предложения обозначаем большую (заглавную) букву?
Д: Большую (заглавную) букву обозначаем вертикальной линией в две клктки.
Л: Как мы обозначаем простое слово в схеме?
Д: Мы обозначаем линией в три клетки.
Л: А короткое слово как обозначаем?
Д: Короткое слово мы обозначаем линией в одну клетку.
Л: Что стоит в конце предложения?
Д: В конце предложения стоит точка.
Л: Всем ли понятно задание? Что вам нужно будет сделать?
Д: Составить схему предложения.
Л: Кто выйдет к доске, чтобы выполнить это задание?
К доске выходит один ребенок и выполняет задание. Остальные дети выполняют задание в тетрадях. Логопед следит за выполнением задания детей у доски и за столами. После выполнения задания ребенком у доски логопед задает вопросы.
Л: Сколько слов в предложении? Сколько слов с большой (заглавной) буквы? Почему они напечатаны с большой (заглавной) буквы? Есть ли короткие слова? Какой знак стоит в конце предложения.
Д: В предложении 4 слова. Одно слово с большой (заглавной) буквы. Потому что это первое слово в предложении и имя. Короткое слово в. В конце предложения стоит точка.
Л: Молодец.
Ребенок уходит на свое место.
Л: Ребята проверьте свои задания и, если у вас есть ошибки, исправьте их.
Дети проверяют свои задания.
Л: Ребята все ли справились с заданием?
Д: Да/Нет. (Если есть ошибки, логопед спрашивает какие.)
Л: Ребята, скажите пожалуйста какое задание вы выполнили?
Д: Мы составляли схему предложения.
На экране рядом с заданием появляется галочка.
Л: Верно. Вы показали что и схему пркдложения вы тоже умеете составлять.
Итог
Л: Посмотрите на экран и скажите все ли задания училеля мы выполнили?
Д: Да. Мы выполнили все задания учителя.
Л: Давайте вспомним какие задания вы выполняли?
Д: Мы составляли характеристику звука. Печатали слова. Определяли место звука в слове. Делали звуковой анализ слова. Делили слово на слоги и ставили ударение. Печатали предложение и составляли схему предложения.
Л: А кто нам прислал залания?
Д: Задания прислал учитель.
На экране появляется видеописьмо.
«Вы большие молодцы! Выполнили все наши задания. Если какие-то задания вам показались очень сложными, и вы затруднялись в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! До встречи в сентябре!»
Рефлексия
Л: Вы выполнили все задания, а это значит что вы готовы идти в школу. Ведь сегодня вы показали какие вы умные, трудолюбивые и дружные. А чтобы оценить свою работу я предлагаю вам взять карандаши. Если вам было легко, и вы правильно выполнили все задания, возьмите красный карандаш. А если вам было трудно выполнять задания, и вы допускали ошибки в заданиях возьмите синий карандаш.
Логопед подходит к детям с карандашами.
Логопед спрашивает 2-3 детей у кого были трудности в выполнении заданий.
Л: Ребята у нас еще есть время чтобы подучить то что вы еще плохо знаете. И тогда у вас все получится!