Наталья Анучина
Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «Посуда».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
•Закреплять у детей обобщающее понятие "посуда".
•Продолжать учить детей определять целевое назначение посуды.
•Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонной, столовой, чайной.
•Закреплять знания о материале, из которого изготавливается посуда.
•Закреплять умение детей образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
•Развивать психические процессы: мышление, воображение.
•Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим.
•Воспитывать бережное отношение к посуде.
Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме „Посуда“,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Предварительная работа:
•Беседа «Путешествие в прошлое посуды».
•Чтение художественной литературы:
1)К. И Чуковский «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».
2)А. П. Гайдар «Голубая чашка».
3)С. Прокофьев «Сказка о ложке, ноже и вилке».
4)Братья Гримм «Горшочек каши».
5)Русская народная сказка «Лиса и журавль».
Оборудование:
•Посуда кухонная, чайная, столовая;
•Чайный и столовый сервиз;
•Карточки с изображением посуды.
•Карточки с изображением продуктов.
•Посуда из разного материала.
•Ширма.
•Платок.
•Атрибуты к игре «Угадай, из какой сказки посуда?»: сундучок, кувшин, тарелка, три деревянные ложки, маленький самоварчик, глиняный горшочек.
•Печенье «Грибочки».
Ход занятия
- Воспитатель: Отгадайте загадку: «Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь - разобьюсь».
- Дети: Посуда.
- Воспитатель: Молодцы, ребята! А почему посуда названа «рукотворной»?
- Дети: Потому что посуда сделана руками человека.
- Воспитатель: Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?
- Дети: Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можно наливать жидкости.
- Воспитатель: Что значит «годится для еды»?
- Дети: Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, в ней можно хранить продукты.
- Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она «звучащая»?
- Дети: Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.
Дидактическая игра «Звучащая посуда»
- Воспитатель: Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать.
Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянных ложек. Попутно задает вопросы:
- Воспитатель: Из какого материала сделана посуда? Если она из дерева, то, как про неё можно сказать. Какая она? (Деревянная.) И т. д.
- Воспитатель: Как вы думаете, почему такой разный звук?
- Дети: Потому что посуда сделана из разных материалов.
- Воспитатель: Так из каких же материалов делают посуду?
- Дети: Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
- Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску.
На доске выложить первый ряд карточек: кастрюля, чайник, кружка, чашка, утюг.
- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?
- Дети: Утюг– бытовой прибор, остальные предметы - посуда.
На доске выложить второй ряд карточек: сковорода, половник, стакан, дуршлаг, кастрюля.
- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?
- Дети: стакан сделан из стекла, а вся остальная посуда из металла.
На доске выложить третий ряд карточек: хлебница, масленка, сахарница, солонка, тарелка.
- Воспитатель: Какой предмет здесь лишний, почему?
- Дети: Тарелка предназначена для еды, остальная посуда для хранения продуктов питания.
-Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки с продуктами, помогите мне их правильно разложить.
Дети располагают карточки с изображенными на них продуктами под соответствующим видом посуды, предназначенным для его хранения.
-Дети: Хлеб кладут в хлебницу, масло в маслёнку, сахар в сахарницу, соль в солонку.
- Воспитатель: Молодцы! А теперь закройте глаза.
Воспитатель надевает платок. Дети открывают глаза.
- Федора: Я бабушка Федора. У меня большое горе. Убежала от меня посуда, а мне без неё худо. Угадали из какой сказки Корнея Ивановича Чуковского я к вам пришла?
- Дети: «Федорино горе».
- Федора: А почему посуда убежала от меня?
- Дети: Потому что Федора посуду не любила, била ее, не мыла ее.
- Федора: Так научите же меня, как с посудой нужно обращаться?
-Дети: Посуду надо любить и уважать. Её надо чистить, мыть, вытирать, на место убирать.
- Федора: Я все поняла! Ох, не буду я посуду обижать, буду-буду, я её и любить и уважать. Ребята, поможете мне посуду помыть? Тогда становитесь в кружок.
Физкультминутка «Мытье посуды»
Воспитатель-Федора говорит, а дети изображают.
Вы пойдите-ка, немытые, домой, Дети маршируют на месте,
Я водою вас умою ключевой. Дети имитируют процесс умывания лица,
Я почищу вас песочком, Дети трут кулаком о ладонь,
Окачу вас кипяточком, Поочередно поднимают руки,
Вытру вас полотенечком. Делают круговые движения руками,
И вы будете опять, Поднимают руки в стороны-вверх.
Словно солнышко, сиять.
- Федора: А теперь ко мне в избу заходите, на лавочку садитесь. Может быть, вы мне еще что-нибудь про посуду расскажете?
- Дети: Расскажем.
Дидактическая игра «Разложи посуду по полкам»
- Федора: Ребята, посуду то мы с вами помыли, а теперь нужно ее по полочкам разложить.
Воспитатель раздает детям карточки с посудой.
- Федора: Посмотрите внимательно на свою карточку и подумайте, к какому виду посуды относится предмет.
- Федора: Ребята, подойдите к наборному полотну те, у кого на карточке нарисована кухонная посуда и поставьте ее на верхнюю полку.
Дети выполняют задание.
- Федора: А теперь к наборному полотну подойдут дети, у которых на карточках нарисована столовая посуда и поставят ее на среднюю полку.
Дети выполняют задание.
- Федора: Подойдите те, у кого на карточках изображена чайная посуда и поместите ее на нижнюю полку.
Дети выполняют задание.
- Федора: Давайте проверим, все правильно? У меня остались карточки с посудой. Я не знаю ни ее названия, ни для чего она нужна. Поможете мне разобраться?
Поочередно показать детям карточки с изображенными предметными картинками: селедочница, дуршлаг, соусник, салатник, конфетница, супница. Попутно задавать вопросы:
- Федора: Как называется эта посуда? Для чего она нужна? К какому виду посуды относится? На какую полку мы ее поставим?
-Федора: Скажите, где и как используют посуду, которую вы поместили на первую полку?
- Дети: Ее используют для приготовления пищи на кухне.
-Федора: Повтори Ксюша, Артем, как можно сказать про посуду, которой на кухне пользуются, какая она?
- Дети: Кухонная.
-Федора: Скажите, как используют посуду, которую вы поместили на вторую полку?
- Дети: Из этой посуды едят.
-Федора: Ребята, давайте повторим, как называется посуда, из которой едят?
- Дети: Обеденная/столовая.
-Федора: Ай - да, молодцы! А вот как пользуются посудой, которую вы поместили на третью полку?
- Дети: Из нее пьют чай.
-Федора: Все-то вы знаете. Тогда скажите, как её можно назвать, какая это посуда?
-Дети: Чайная.
Дидактическая игра «Собери сервиз»
-Федора: Молодцы! Поможете мне еще в одном деле? Тогда давайте подойдем к столу. У меня здесь много посуды. Раньше она стояла в шкафу на двух разных полках, но, как вы знаете, в моем доме развелись лягушки и тараканы. Они-то и перепутали всю посуду. Поможете мне ее разделить? На один стол поставьте одну посуду, на другой – другую.
Дети выполняют задание.
-Федора: Почему вы поставили на стол такую посуду? Для чего нужны все эти предметы?
-Дети: Потому что из нее едят / пьют чай, она изготовлена из одного материала, одного цвета, имеет один рисунок.
-Федора: Каким же умным словом можно назвать эти наборы посуды? Помогите мне вспомнить, я-то старая стала, все слова позабыла!
-Дети: Сервиз.
-Федора: Какой это сервиз, для чего он нужен?
-Дети: Это чайный сервиз, из него пьют чай.
-Федора: А про эту посуду как можно сказать? (показывает на столовый сервиз)
-Дети: Это столовый сервиз, из него едят.
Вот я смотрю, всё вы знаете, а не могли бы вы мне ещё помочь?
-Дети: Поможем.
Дидактическая игра «Угадай, из какой сказки посуда?»
-Федора: Вот у меня сундучок, а в нём подарки от разных сказочных героев, но вот беда, я не помню, кто мне их подарил (достаёт их сундука кувшин и тарелку, три деревянные миски и ложки, маленький самоварчик, два глиняных горшочка.)
-Дети: Кувшин и тарелку подарили лиса и журавль, миски и ложки - три медведя, самоварчик - Муха Цокотуха, горшочки - Красная Шапочка, девочка из сказки "Горшочек каши", Вини-Пух.
-Федора: Теперь я точно не забуду, кто и что мне подарил.
-Дети: Федора, а мы тоже хотим сделать тебе подарок: прочитать стихотворение о посуде.
1 ребенок. Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
2 ребенок. Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
3 ребенок. К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
4 ребенок. Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд –
Варят, жарят и пекут!
5 ребенок. Благодарны мы посуде,
И ее за это будем
За собою убирать,
Чисто мыть и протирать (Стихотворение из приложения к пособию К. Нефедовой "Посуда. Какая она? " Изд. "ГНОМ и Д" - 2004)
-Федора: Спасибо вам, ребята, за помощь и подарок. А вот вам и мой подарок: грибочки в чугуночке.
-Дети: Спасибо!
-Федора: До свидания. До скорой встречи.
-Дети: До свидания.
Воспитатель снимает платок.
- Воспитатель: Вам понравилось наше приключение? А что понравилось больше всего? Занятие закончено, всем спасибо.