Людмила ЛУКЬЯНОВА
Конспект итогового занятия по окружающему миру в средней группе «Осень»
Цели: закрепить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни птиц и животных, воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей об овощах и фруктах. Развивать внимание,память,мышление,связную речь
Словарная работа: зимующие и перелётные птицы; листопад;приметы, дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, солнечная погода,дупло,берлога,урожай
Публикация «Конспект итогового занятия по окружающему миру в средней группе „Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: Наблюдения за осенней погодой, чтение стихотворений и рассказов об осени; рассматривание иллюстраций по теме; отгадывание загадок,беседы о подготовке зверей к осени,о подготовке людей к зиме.
Оборудование и материалы; картинки зимующих и перелетных птиц, мячик, корзинки, муляжи овощей и фруктов.
Интеграция образовательных областей:речевое развитие,познавательное развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент
Доброе утро!Улыбнись скорее
И весь день сегодня будет веселее
Мы погладим лобик,носик и щечки
Будем мы красивые,как осенние листочки
Разотрем ладошки сильнее сильнее.
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбереже
Улыбнемся снова, скажем:Будьте все здоровы!
В: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы пришли гости
А к кому в гости,сейчас узнаете,когда отгадаете загадку
Желтой краской крашу я,поле,лес,долины
И люблю я шум дождя,назови-ка ты меня (осень)
2. Основная часть
В: Осень – это одно из четырех времен года. У каждого времени года есть свои приметы.
В: Ребята, какие приметы осени знаете вы?
Дети: называют приметы осени
- листья меняют свою окраску,
- листья опадают,
- солнце светит, а не пригревает,
- чаще идут дожди,
- люди надевают теплую одежду,
- птицы улетают в теплые страны
Дети садятся на скамейку.
Посмотрите, какая красота нас окружает!
В: вопросы к детям
-После, какого времени года наступает осень?
-Назовите осенние месяцы.
-Какая бывает осень (ранняя и поздняя)
Игра "Погода осенью"(сидя)
В: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
В: Дети, а какая бывает погода осенью :
- Когда идет дождь - дождливая.
- Когда дует ветер - ветреная
- Холодно - холодная
- Пасмурно - пасмурная
- Сыро - сырая
- Хмуро - хмурая
- Ясно – ясная
В: Ребята, а какие еще слова про осень вы знаете, осень какая? (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
В: Молодцы!
В: Как тихо стало на улицах, опустел осенний лес, не слышно пенья птиц,
В: Куда улетели птицы?
Ответы детей. (Птицы улетели в теплые края.)
В: Все птицы улетели в теплые края?
Ответы детей. (Нет, только перелетные птицы улетели в теплые края.)
В: Какие перелетные птицы вы знаете? (журавль,ласточка,скворец, грач, жаваронок)
В: Какие птицы остались?
Ответы детей. (Зимующие птицы остались).
В: Каких зимующих птиц вы знаете? (ворона воробей голубь синица сорока)
3. Физминутка
Подвижная игра :«Птицы зимующие, птицы перелетные»
Оборудование: шнур или канат
Подготовка: На одной стороне зала проводится (выкладывается шнуром) черта, за ней «теплые страны». Остальное пространство – это поляна.
Задачи:
1. Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
2. Учить дифференцировать понятия «Зимующие» и «Перелетные» птицы;
3. Развивать внимание, слуховое восприятие, воображение;
4. Воспитывать интерес к природе (перелетные и зимующие птицы)
Правила игры:
- бегая врассыпную, не наталкиваться друг на друга
- выполнять перемещение за черту (шнур, канат) или садиться на корточки только после слов «…крылья расправляет»
- проговаривать все слова четко, не задерживаясь
Ход игры:
В роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры.
Дети — «птицы». Дети врассыпную бегают по «поляне», имитируя движения птиц.
Воспитатель произносит текст:
Осень пришла,
Наступили холода.
Журавль (ласточка, скворец, грач и т. д.) крылья расправляет,
Дети «перелетают» за черту, произнося при этом:
Улетает, улетает
В теплые края.
А если воспитатель называет зимующую птицу:
Осень пришла,
Наступили холода.
Ворона (воробей, голубь, синица и др.) крылья расправляет,
Дети останавливаются, присаживаются на корточки на «поляне» и продолжают текст:
Но никуда не улетает.
Ей зима не страшна.
Игра повторяется 5-6 раз.
В конце игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.
В: Как готовятся к зиме осенью эти звери?
Какие запасы делают?
Ответы детей. (Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы; ёжик прячет грибы; медведь роет берлогу).
В: Для чего звери делают запасы на зиму?
Ответы детей.
В: А как осенью люди готовятся к зиме?
- люди убирают урожай овощей и фруктов.
В:- Какие фрукты вы знаете?
Ответы детей.
В: -Какие овощи вы знаете?
Ответы детей.
В:- Чем отличаются овощи от фруктов?
Ответы детей.
В: Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть. Посмотрите, какие у меня красивые корзинки! Одна для овощей, а другая для фруктов.
Дид игра «Разложи урожай в корзины»
(На столе разложены овощи и фрукты. Дети под музыку раскладывают их в корзины.)
В Молодцы, все правильно сделали.
В: Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
4. Заключительная часть.
В: Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось в гостях у осени. Чем сегодня мы с вами занимались? :
- называли приметы осени,
- собирали урожай овощей и фруктов,
- играли в игры.
В: Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо занимались.