Наталья Чепурко
Конспект итогового занятия «Зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Итоговое занятие на тему «Зима».
Программное содержание: Обобщать и систематизировать знания детей о зиме; уточнить знания детей о признаках зимы, отгадывать загадки, рассказывать стихотворения о зимних явлениях; в сравнениях использовать прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными; использовать народные приметы, поговорки, пословицы. Продолжать учить детей правильно объяснять смысл пословицы, развивать логическое мышление; называть зимние явления природы; уметь выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных, образа жизни в зимний период, называть птиц; знать зимние праздники, называть сказки в которых действия происходят в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, развивать речь, мышление, память.
Публикация «Конспект итогового занятия „Зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: иллюстрации птиц, животных, картина «Зима», диск с музыкой П. И. Чайковского для фона «Зима». Иллюстрации зимних явлений природы.
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня, ребята мы с вами поговорим о природе. Вы знаете, что в огромном мире Космоса живет наша планета.
Воспитатель: Как называется наша планета?
Дети: Наша планета называется Земля.
Воспитатель: Мы все знаем, что на планете Земля царствует Матушка-Природа. У нее есть четыре дочки.
Воспитатель: Кто из вас знает, как их зовут?
Дети: Зима, весна, лето и осень.
Воспитатель: Отгадайте, которая из дочерей Матушки Природы сейчас гостит у нас?
Загадка: Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица.
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом.
Все покрыла серебром.
Дети: Это зима и зимние месяцы.
Воспитатель: Сколько месяцев длится зима?
Дети: Зима длится три месяца.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Что вы можете сказать о декабре?
Дети: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Воспитатель: Что говорят о январе?
Дети: Январь году начало, зиме середина.
Воспитатель: Что говорят о феврале?
Дети: Февраль, месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Воспитатель: Сколько всего месяцев в году?
Дети: Двенадцать месяцев.
Воспитатель: Какой наступил год?
Дети: 2022 год.
Воспитатель: Ребята, что такое зима?
Дети: Зима – это время года.
Речевая игра «Закончи предложение»
Если зимой будет тепло, то зима будет …
Если зимой будет холодно, то зима будет …
Если зимой будет морозно, то зима будет …
Если зимой будет вьюга, то зима будет …
Если зимой будет метель, то зима будет …
Если зимой будет много снега, то зима будет …
Воспитатель: Назовите явления, которые бывают зимой.
Дети: Снегопад, ветер, гололед, сосульки на крышах, вьюга, метель, снежный буран, поземка, наст, оттепель.
Загадка: Бел, да не сахар, ног нет, а идет?
Дети: Это снег.
Воспитатель: Откуда появляется снег?
Дети: Замерзшие капельки воды превращаются в снежинки и падают из снеговых туч.
Воспитатель: Снег, бывает какой?
Дети: Белый, пушистый, мокрый, холодный, липкий, в тепле тает.
Пальчиковая игра «Снежок»
Воспитатель: Что такое метель?
Дети: Когда идет снег и дует ветер.
Воспитатель: Что такое наст?
Дети: Это ледяная корка на снегу.
Воспитатель: Как она получается?
Дети: Когда в оттепель подтаивает снег, а потом замерзает, так и получается ледяная корка.
Воспитатель: Что такое поземка?
Дети: Низовая метель.
Воспитатель: Что такое гололедица?
Дети: Это когда после оттепели замерзает слой снега на земле и бывает очень скользко.
Воспитатель: Чем опасна гололедица?
Дети: Во время гололедицы можно упасть поломать ноги, руки и даже погибнуть.
Воспитатель: Какие еще меры безопасности нужно соблюдать зимой?
Дети: Не есть снег, не сосать сосульки.
Воспитатель: Дети, что происходит зимой с реками и озерами?
Дети: Замерзают, превращаются в лед.
Воспитатель: Лед, бывает какой?
Дети: Холодный, скользкий, прозрачный, хрупкий.
Стихотворение И. Сурикова «Детство».
Воспитатель: Назовите любимые игры зимой.
Дети: Игры в снежки, ходить на лыжах, кататься на коньках, на санках, играть в хоккей.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какой бывает день в начале зимы и ночь?
Дети: День короткий, а ночь длинная.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что солнце поднимается не высоко, быстро заходит, а ночь получается длинной.
Воспитатель: А какой день и ночь в конце зимы?
Дети: В конце зимы день увеличивается, а ночь уменьшается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что солнце поднимается все выше и выше.
Воспитатель: Какая бывает погода зимой?
Дети: Холодная, ветреная, снежная, морозная, солнце светит мало, небо хмурое, серое.
Физминутка «Зайчики».
Воспитатель: Люди всегда были внимательными к природе и замечали много примет. Давайте и мы вспомним народные зимние приметы.
Дети: Если дым идет столбом - это к морозу.
Если кошка жмется к печке – к морозу.
Если дым ложится на землю – к сырой погоде.
Если кошка скребет пол – к ветру.
Если воробьи дружно чирикают – к оттепели.
Воспитатель: А теперь вспомним пословицы.
Дети: Много снега – много хлеба.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Береги нос в большой мороз.
Спасибо мороз, что снегу нанес.
Зима – хранительница полей.
Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Спасибо мороз, что снега нанес».
Дети: Дают объяснение.
Воспитатель: Давайте поговорим о птицах. Назовите зимующих птиц.
Дети: Вороны, клест, синицы, сороки, дятлы, воробьи, щеглы, совы, сойки.
Воспитатель: Как живется птицам зимой?
Дети: Холодно, голодно.
Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Семенами диких растений, засохшими ягодами.
Воспитатель: Почему птицы живущие в лесу, холодной зимой приближаются к людям?
Дети: Потому, что люди помогают птицам.
Воспитатель: Как люди помогают птицам?
Дети: Вешают кормушки, насыпают корм.
Воспитатель: Почему люди помогают птицам?
Дети: Потому что птицы – наши друзья.
Воспитатель: Погибают ли деревья и кусты зимой?
Дети: Не погибают, потому что у них зимою нет сокодвижения и есть пробковая прокладка, которая не дает замерзнуть деревьям.
Воспитатель: Давайте вспомним, как зимуют звери в лесу.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о зайце.
Дети: Рассказы детей.
Воспитатель: Кто расскажет о белке?
Дети: Рассказы детей.
Воспитатель: Кто расскажет о медведе?
Дети: Рассказы детей.
Воспитатель: Назовите животных леса.
Дети: Называют животных.
Воспитатель: Ребята, мы много читали сказок, назовите сказки, в которых действия происходят зимой.
Дети: Перечисляют сказки.
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что зима очень красивое и радостное время года. Поэтому зимой бывает много праздников. Какие праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Крещение, День Защитника Отечества, Масленица.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваше внимание и дружные ответы.