Юлия Калмыкова
Конспект итогового занятия кружка по обучению чтению «Абвгдейка»
▼ Скачать +Заказ
Сценарий итогового занятия кружка по обучению чтению «АБВГДейка»
«Как хорошо уметь читать!»
(Дети заходят в зал и садятся на мат с буквами и кубы.)
Ведущий – Мы сегодня вас собрали, но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
Ребёнок – Мы в нарядах нынче новых и у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно изучили алфавит.
Ведущий – Буквы, слоги и загадки в доброй азбуке живут.
По ступенькам постепенно к миру сказок нас ведут.
Публикация «Конспект итогового занятия кружка по обучению чтению „Абвгдейка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Вам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Знаний нужных вам дала немало.
И теперь вы – лучшие друзья!
(Звучит музыка, из замка выходит Азбука.)
Азбука – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители!
А вот и я, мои друзья! Я вам рада очень.
Слышать добрые слова кто же не захочет?
Спасибо вам за добрые слова!
Ведущий – Азбука, ты научила нас правильно произносить и называть звуки и буквы, научила читать, рассказала о некоторых секретах русского языка. Спасибо тебе за это!
(Под весёлую музыку в зал вбегает Буратино, садится у кубиков с буквами, рассматривает буквы, удивляется.)
Ведущий – У отца был мальчик странный, необычный, деревянный.
Но любил папаша сына шалунишку… (Буратино).
Буратино – Здр-р-равствуйте, дорогие дети и их родители! Очень рад вас всех видеть! Только я вас совсем не понимаю! Зачем нужно знать азбуку, уметь читать?
Ведущий – Ну как же, Буратино! Уметь читать это же так интересно! Сейчас дети тебе расскажут зачем нужно уметь читать.
Ребёнок – Я расскажу стихотворение В. Берестова «Читалочка».
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Буратино – А-а-а, понятно! Ну-у-у, я выучил несколько букв. Хотите знать какие? Это НЭ, ФЭ, ШУ, СЭ, РЭ, ЧУ.
Ведущий – Буратино, неверно ты называешь буквы. Сейчас дети тебе расскажут, как надо правильно произносить буквы русского алфавита.
Ребёнок – Когда мы учились читать слоги, мы называли буквы так же, как звуки – буква П и звук П.
Ребёнок – А когда мы выучили весь алфавит, то называем буквы правильно: ЭН, ЭФ, ЭР, ША, ЭС.
Азбука – А ты знаешь, Буратино, сколько букв в русском алфавите?
Дети – 33 буквы.
Азбука – Буквы делятся на две группы и живут в моём замке на разных этажах. А две буквы, которые не обозначают звука, живут отдельно от всех. Какие это буквы?
Дети – Твёрдый и мягкий знаки.
Буратино – Знаю, знаю! Буквы бывают разные, бывают толстые и худые. Как у нас в сказках: Водяной – толстый, а Кикимора – худая.
Ведущий – Ну что ты, Буратино! Лучше послушай, что тебе расскажут дети.
Ребёнок – Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные!
Звонкие, глухие, разные такие!
Без них нельзя постичь науки.
Вы догадались? Это… (звуки).
Ведущий – Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки-невидимки! Таинственные гости.
Их можно лишь услышать:
Мы их спеть попросим.
(Дети произносят разные звуки речи, закрытое буквенное изображение которых находится у них на груди.)
Буратино – Ах, как хочется их увидеть!
Азбука – Для этого существуют специальные значки – буквы алфавита. С их помощью можно обозначить звуки нашей речи. Дети, покажите свои буквы.
(Дети переворачивают свои таблички на груди, показывая буквы, кроме двух детей – слоги ИГ и РА.)
Азбука – Буковок маленьких капли-значки.
Дружно сливаются в слов ручейки.
Буратино – Ой, как интер-р-ресно! А можно сегодня и я буду какой-нибудь буквой? Посмотрите, что это под деревом лежит?
Ведущий – Это конверт. Письмо от Буквоежки. Этот вредный Буквоежка, буквы съест в один присест! Обглодал он все словечки! Ничего уж не прочесть! Чтобы фразу прочитать, букву нужно дописать!
«Спе. ите, спе. ите на помощь! Дорогие дети. ки, помогите освободить букву «…».
Азбука – Это письмо от какой-то буквы, её спрятал Буквоежка. Чтобы её спасти, Буквоежку нужно найти! Я знаю свой город. Мы вместе пойдём искать букву, вместе преодолеем все препятствия.
Ведущий – Здесь в конверте есть подсказки. Чтобы их получить и узнать, где спрятался Буквоежка, нужно выполнить задания. Вы готовы?
Азбука – Это задание поможет выполнить буква Ь.
Буква Ь – Я люблю согласные, послушные, прекрасные.
Я согласного коснулся, мне согласный улыбнулся.
Поставьте этот чудесный знак в слова
И вы увидите, какие произошли чудеса.
(Дети читают первое слово, а ребёнок ко второму слову добавляет букву Ь.)
угол – уголь пыл – пыль полка - полька
мол – моль кон – конь был – быль
Ведущий – Действительно, чудеса! Спасибо тебе, буква Ь! Мы получили первую подсказку.
(Ведущий помещает на доску карточку со слогом Бук. Азбука прячет в замке детей, изображающих слоги ИГ и РА.)
(В замке раздаются крики, смех, появляются слоги ИГ и РА.)
Слоги (вместе) – Ра-ра-ра! Начинается игра!
Мы – слоги. Отгадайте слова, которые мы для вас зашифровали. Прочитайте их! Даём подсказку – слова на тему «Животные».
КО БА КИ КОРОВЫ
ЛО РО ША СОБАКИ
СО ДИ ВЫ КОЗЫ
ЛИ ЗЫ СЫ ЛОШАДИ
ЛИСЫ
Азбука – Справились вы с этим заданием! Вот вторая подсказка! (Слог ВО)
Ведущий – Азбука, помоги нам выполнить третье задание. У тебя есть волшебная магнитная азбука.
Азбука – Да, вот она! А здесь из букв составлены слова. Прочитайте их.
(Дети хором читают.)
шар сын рак
жар сыр лук
сон дом пух
Ведущий – Вот подсказка! (Слог ЕЖ)
Азбука – Что ещё в конверте? Нам нужно спешить! Освободить букву от вредного Буквоежки!
Ведущий – В конверте вот такие схемы и слова. Ребята, возьмите слова, а схемы я выставлю на доске. Прочитайте свои слова и поместите карточку под звуковой схемой своего слова. (Лес, пальто, деньки, книга, шкаф.)
Ведущий – Молодцы, ребята! Вот ещё одна подсказка! (Слог КА)
Пора нам немного отдохнуть (физминутка).
Азбука – Чтобы получить подсказку, отгадай скорей загадку!
Назовите буквы!
1. Эта буква широка и похожа на жука (Ж).
2. В этой букве нет угла, до того она кругла (О).
3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу (Ф).
4. На эту букву посмотри, она совсем как цифра 3 (З).
Ведущий – Ещё подсказка. (Слог ДО). Чтобы порадовать Азбуку, давайте расскажем, какие правила мы знаем.
(Выходят два ребёнка – буквы Ш и И)
Буква Ж – Звуки Ш, Ж звучат всегда твёрдо.
Буква И – Сделать их мягкими пробовали многие.
Буква Ж – Пробовала буква Е, но не вышло у неё.
Буква И – Даже сам мягкий знак не смягчил их никак.
Отказались все от них,
Кроме доброй буквы И.
Вместе – Как услышишь ЖИ и ШИ, букву И ты в них пиши!
( Буквы становятся паровозиком и уходят на места со словами: «ЖИ-ШИ – ЖИ-ШИ – с буквой И всегда пиши!»)
Ведущий – Запомните это правило! Пора отправляться за новой подсказкой. Вот слово КОЛОБОК (из букв большой разрезной азбуки). Прочитайте его. Посмотрите внимательно и назовите слова, которые спрятались в этом слове, если буквы не убирать и не переставлять. (Бок, гол, лоб) И ещё одно слово получится, если буквы выбрать – око (глаз). А теперь определите на слух, какие слова спрятались в этих словах: бабочка – бочка, хлев – лев, столб – стол, коса – оса, удочка – уточка, машина – шина, укол – кол, зубр – зуб)
Ведущий – Очередная подсказка (Слог МИ)
Азбука – Совсем скоро мы найдём букву, которую украл Буквоежка. Осталось последнее задание.
Ведущий – Очень сложное задание – прочитать слова в ребусах.
ПО 100 ВОЙ – постовой
КО 100 ЧКА – косточка
40 А – сорока
Слова-изографы (аист, маяк, лампа)
Ведущий – А вот и последняя подсказка (Слог КОМ.)
Азбука – Давайте вместе прочитаем, что у нас получилось. Что это?
Буквоежка за домиком.
Правильно, это предложение. Сколько слов в предложении?
Ведущий – А почему слово Буквоежка написано с большой буквы?
Ребёнок – Потому что это имя. И ещё начало предложения пишется с большой буквы.
Ведущий – Какие слова ещё пишутся с большой буквы?
Дети – Имена, фамилии, клички животных, города, страны, моря и океаны.
Ведущий – А что это за знак в конце предложения? И что он означает?
Дети – Это точка. Значит, предложение закончилось.
Ведущий – Давайте прочитаем предложение вот с этим знаком на конце).
А теперь с этим)
Ведущий – Как громко, радостно вы прочитали. Действительно, мы очень рады, что нашли домик Буквоежки. Но его здесь нет. Где же буква?
Азбука – Да вот же она! (показывает карточку с буквой Ш)
Посмотри на букву Ш,
Буква очень хороша.
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
(На доске в письме Буквоежки в пробелы помещают маленькие буквы Ш.)
Азбука - Ну что, Буратино, много интересного ты узнал?
Учили мы с вами, друзья, наш алфавит от А до Я.
Большая сила в буквах есть, когда мы можем их прочесть.
Ребёнок – Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: Спасибо! - расставаться нам пора.
Ведущий – Позади нелёгкий труд слогового чтения.
Вам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли, полный курс наук прошли!
И теперь без передышки вы прочтёте любые книжки!
(Азбука и ведущий вручают детям дипломы и подарки.)