Ольга Александровна Нестерова
Конспект занятия «История развития железнодорожного транспорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей развития железнодорожного транспорта.
Задачи:
образовательные:
- закреплять знания детей о транспорте;
- развивать умение выделять и определять признаки и свойства предметов (транспорта);
- формировать знания о безопасном поведении на железной дороге;
развивающие :
- развивать познавательную активность, обогащая представления о транспорте;
Публикация «Конспект занятия „История развития железнодорожного транспорта“» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, кодирование и декодирование, логические действия);
воспитательные:
- формировать интерес к окружающему миру;
- воспитывать положительное отношение к деятельности, самостоятельность, активность, инициативность, умение внимательно слушать собеседника.
Оборудование: карточки с зашифрованными схемами транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, пароход, корабль, парусник, паровоз, поезд, самолет, вертолет); палочки Кюизенера (на каждого ребенка); проектор; компьютер; презентация «История железнодорожного транспорта»; картинка паровозика из Ромашково; картинки для игры «Что сначала, что потом?».
Предварительная работа: рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Железнодорожный транспорт», разучивание подвижной игры «Поезд», изготовление игры «Что сначала, что потом?».
Ход занятия
I. Организационный момент. (Создание эмоционально – положительного фона)
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших
пальцев.
Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком
и поднимают руки над головой.
Педагог приветствует детей и предлагает им карточки с зашифрованными схемами. Каждый ребенок выбирает карточки и проходит к своему столу, где находятся цветные палочки Кюизенера.
II. Основная часть.
1. Упражнение «Угадай, что зашифровано?»
Педагог предлагает детям расшифровать схемы и ответить на вопрос «Что зашифровано?».
Дети: На моей картинке зашифрован автобус (автомобиль, троллейбус, самолет, пароход).
Педагог: Вы расшифровали все схемы. А как можно назвать эти предметы?
Дети: Транспорт.
Педагог: Правильно. Какие виды транспорта вы знаете?
Дети: Наземный, воздушный, водный, подземный.
Педагог: К какому виду транспорта относится самолет (пароход, автомобиль, троллейбус?
Педагог: Ребята, а как называется наземный транспорт, который движется по рельсам?
Дети: Железнодорожный.
Педагог: Правильно. Ребята, сегодня мы с вами поговорим именно о железнодорожном транспорте, а поможет нам в этом наш друг веселый паровозик. Паровозик предлагает нам отправиться в далекое прошлое и узнать, с чего все началось.
Динамическая пауза «Поезд»
По железной, по дороге,
Едет, едет паровоз,
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Дети идут друг за другом «паровозиком», согнув руки в локтях.
Ехать в поезде тепло,
Посмотри-ка ты в окно: Поворачиваются вправо, влево, смотрят в «окно», приложив руку «козырьком» ко лбу.
За окном березки, клены,
Это лес - наш друг зеленый. Поднимают руки вверх, как веточки, опускают вниз, изображая ветки елок.
Стоп, паровоз, на полянку нас привез! Останавливаются, оглядываются, затем садятся на стульчики.
Педагог: Ребята, а как в старину люди добирались в другие города?
Дети: ответы детей.
Педагог: Совершенно верно люди ездили в повозках, каретах запряженных лошадьми (слайд 1). Как вы думаете удобно ездить в этих повозках?
Дети: Ответы детей.
Педагог: На свете было много изобретателей. И они придумали, как можно улучшить перевозку людей и товаров. Один изобретатель придумал паровую машину (слайд 2).
Ребята, а почему эту машину назвали «Паровая машина»?
Дети: Машина работала на пару.
Педагог: Да ребята, паровая машина работала на пару. Изобретатели долго думали, и изобрели паровую повозку и поставили ее на рельсы, так получился первый паровоз (слайд 3). Первый паровоз появился в Англии. У нас в России тоже были изобретатели это Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы (слайд 4). Они узнали, что в далекой Англии есть железная дорога, где ходят паровозы. У них возникла мысль построить свой паровоз. Они долго работали и создали первый Российский паровоз. Такой паровоз предназначался для перевозки угля и дров (слайд 5). Ребята, как вы думаете, люди были рады появлению паровоза?
Дети: Да.
Педагог: На самом деле люди были не довольны. Первые паровозы были очень шумными, они гремели, шипели, из трубы шел черный дым. Но со временем люди стали понимать, как удобен паровоз. Теперь можно было быстро добраться до другого города. Люди стали строить железнодорожные вокзалы (слайд 6) и был изготовлен первый железнодорожный билет (слайд 7). Шло время, менялся наш паровоз (слайд 8, 9, 10, 11). В наше время ездят уже не паровозы, а поезда. Сейчас поезда не работают на угле как первый паровоз, который двигался при помощи пара, а заправляют специальным топливом (тепловозы, многие поезда работают от электричества. (слайд 12, 13, 14) Ребята нам пора возвращаться в группу.
Динамическая пауза «Поезд»
Игра «Что сначала, что потом?»
Педагог: Ребята, предлагаю сыграть в игру «Что сначала, что потом?».
Педагог предлагает детям выбрать картинки с изображением паровой машины, паровой повозки, первого паровоза, тепловоза, электровоза, современного поезда сапсан и встать по порядку от первого паровоза до современного поезда.
III. Итог занятия. Педагог предлагает детям перечислить, чем они занимались.