Ирина Владимировна Карасева
Конспект исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Свойства воздуха»
Цель: развивать познавательные способности детей посредством экспериментирования.
Задания:
Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную деятельность.
Образовательные:
- область «Познание» : уточнять и расширять знания детей о воздухе, знакомить детей со способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конспект исследовательской деятельности в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Область «Общение» : создайте доброжелательное отношение. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками во время экспериментов. Обогащать словарный запас детей (лаборатория, прозрачное, невидимое, опыты, газ);
- область «Художественное творчество» : пробуждать интерес к рисованию, желание рисовать самостоятельно, учить воспринимать изображения как отражение реальных предметов;
- область «Здоровье» : сформировать начальные знания о здоровом образе жизни.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности. Вызовите у детей желание помочь Маленькому Гальчону.
Предварительная работа:
Беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, прослушивание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского.
Демонстрационный материал: полиэтиленовые пакеты по количеству детей; стаканы воды; трубочки по количеству детей; игрушки, баночки; два противня; таз с водой; хлопковые шарики; воздушные шары по количеству детей; мелкие камни по количеству детей; трубы, чистые листы бумаги, маркеры.
Ход непосредственной образовательной деятельности :
Организация времени.
Для начала предлагаю вам встать в круг
«Давайте возьмемся за руки
и давайте улыбнемся друг другу!
Вы готовы начать? (Да)
Можем ли мы продолжить дальше? (Да)
- Сегодня я пошла в детский сад и подумала: какую интересную игру тебе приготовить. Подхожу к воротам детского сада и вдруг вижу, как они открываются и закрываются. Я подошел ближе, никого не было. Но ворота все равно открываются и закрываются.
- Кто открыл? (ветер)
-Какой там ветер? (сильный, слабый, холодный, теплый)
-Можем ли мы сделать ветер сами? (Да)
- Но, как? (дуть)
-Ребята, хотите поиграть с ватным тампоном? (Да)
- Если сильно ударить, что произойдет с мячом? (он улетает)
- Как надо дуть, чтобы мяч не улетел? (слегка подуть)
- Так какой там ветер? (ветер может быть слабым или сильным)
- Ребята, что такое ветер? (это движение воздуха)
-Где здесь воздух? (повсюду)
-Кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)
- Можно ли жить без воздуха? Почему?
- Давайте проверим это. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Достаточно.
- Какое у тебя было желание? (ответы детей)
- Так для чего нужен воздух? (дышать)
Страшно даже подумать, что было бы, если бы воздух вдруг исчез. Без воздуха мы просто погибнем.
Это означает, что воздух есть повсюду, и жизнь без него невозможна.
Сегодня мы получили письмо в нашу группу. Хотите знать от кого? (Да)
- Давайте прочитаем.
"Здравствуйте, ребята! Вам пишет Галчонок. Моя мама всегда говорит мне, что я летаю по воздуху. Что такое воздух? Лично я никогда не видела воздуха. А вы, ребята? Помогите мне узнать все о воздухе".
- Поможем Гальченке?
- Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Теперь мы будем проводить эксперименты, как настоящие учёные.
- Возьмите камень в руки и сожмите его. На что это похоже? (твердый)
Камень – это твердое тело. Можно ли взять воздух в руки и сжать его? (Нет)
- Итак, мы можем сделать вывод, что воздух не является твердым телом.
- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) Что может вода? (ответы детей) Так что же такое вода? (ответы детей) Да, вода – жидкость. Может ли воздух течь и мерцать? (Нет)
Это означает, что мы можем сделать вывод, что воздух не является жидкостью. Но как тогда это обнаружить? Продолжим наше исследование.
- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей)
- Хочешь посмотреть воздух? (Да)
Опыт №1
- Для этого переместите стакан с водой и опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос и выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)
Правильно, мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков.
Вывод: чем больше воздуха мы вдыхаем, тем больше пузырьков появится в стакане. Воздух невидим. Как мы можем это обнаружить?
Опыт №2
Возьмите полиэтиленовый пакет и начните скатывать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачен, чтобы его увидеть, его нужно поймать и поместить в оболочку.
- Ребята, а где еще спрятан воздух? По каким предметам? (ответы детей)
Летом на реке люди пользуются этим «запертым» воздухом. Это надувные матрасы, жилеты, круги для плавания.
Игра «Где спрятан воздух?»
- Ребята, помогите мне разложить игрушки по те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?
Дети поочередно достают из мешочка игрушки и раскладывают их на два подноса. - Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду! (подводится итог игры)
Опыт № 3 (воздух можно услышать)
Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (внутри шариков)
Спустите наши шарики. Что происходит? (воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха)
Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? (Звук)
Правильно, мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Физминутка.
Прежде чем мы с вами будем выполнять следующее задание, нам надо размяться: (выполняются движения по тексту)
«Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше».
- Ребята, а как воздух помогает людям? Как используют его свойства? (фен, вентилятор, воздушный шар, колеса машин, парусные корабли)
(Беседа по картинам)
Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте еще раз вспомним, что мы узнали про воздух, для того что бы я смогла написать ответ Галчонку на его письмо:
- воздух бесцветный, мы его не видим;
- без воздуха ничто живое не может жить;
- чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
- воздух легче воды;
- ветер – это движение воздуха.
Ребята, хотите сделать приятное Галчонку? (Да) Давайте нарисуем ему в подарок разноцветные воздушные шарики. Он будет очень рад получить от нас подарок. (Дети рисуют воздушные шары)
Какие у вас получились красивые шарики! Вместе с письмом ваши подарки сегодня я отправлю Галчонку, он будет очень рад. А нам пора одеваться и идти на улицу дышать свежим воздухом.