Елена Гусева
Сценарий интеллектуального развлечения по финансовой грамотности «Что? Где? Почем?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углублять знания об элементарной экономике.
Задачи: Закреплять экономические термины и понятия; упражнять в решении проблемных ситуаций; развивать функциональную грамотность, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к играм экономической направленности; формировать чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательное отношение друг к другу; совершенствовать умения выполнять арифметические действия; совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.
Методы и приёмы:
Выполнение детьми практических заданий, решение логических задач и проблемных ситуаций, отгадывание загадок, использование художественного слова, словесные инструкции.
Предварительная работа:
Чтение старшим дошкольникам познавательной информации из детских энциклопедий, отгадывание загадок, виртуальная экскурсия в банк,
рассматривание иллюстраций с изображением, сбербанка, магазина, рынка, супермаркетов, беседы с дошкольниками о нравственной культуре (общение, поведение, внимание). Разучивание физ. минутки. Проведение дидактических, речевых, настольно – печатных игры. Просмотр мультфильмов «Появление денег», «Семейный бюджет», «Как мужик корову продавал». Чтение художественной литературы «Буратино», «Муха Цокотуха». Работа с родителями разучивание пословиц и поговорок по финансам.
Материал: ноутбук; столы; музыкальное сопровождение, юла, конверты с заданиями, черный ящик, игрушечные деньги: монеты и купюры различного достоинства, две копилки, кошелек, бейджики с названием команд для каждого участника.
Участники: Дети старшей-подготовительной группы.
Команда «Умники», «Знайки» по 6 человек.
Ход развлечения:
Здравствуйте ребята!
Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
У нас присутствуют две команды поприветствуем команду «Знайки» и команду «Умники».
Сейчас я вам расскажу условия нашей игры. Перед нами стол с 12 секторами, а посередине – волчок со стрелкой и лежат конверты. На каждом конверте написаны цифра, она указывает номер вопроса, на какой конверт покажет стрелка волчка, тот конверт я вскрываю и читаю задания. Для каждой команды будет своё задание. Так же есть у нас скрипичный ключ он означает разминку (физминутку). Выигрывает та команда, которая наберёт больше всего очков. Ну а сейчас начинаем нашу игру.
1 раунд. «Разминка»
Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар).
Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).
Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры).
Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).
За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
Информация о товаре (реклама).
Что такое бартер? (обмен).
Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
Любой предмет, который можно купить или продать (товар).
Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
Место торговли, где можно торговаться (рынок).
И врачу, и акробату выдают за труд (зарплату).
Как называются иностранные деньги? (валюта).
На товаре быть должна обязательно (цена).
То, что продаётся или покупается (товар)
2 раунд.
Это письмо от одной семьи, где есть дети.
Количество денег в семье может как увеличиваться, так и уменьшаться. Давайте проверим, знаете ли вы секреты прихода и ухода денег. У каждого из вас на столе лежит две карточки -одна со знаком «+», а другая со знаком «-». Знак «+» всегда означает увеличение, доход, то есть приход денег, а знак «-» – их трату, расход и уход. Представим, что мы с вами большая дружная семья. Даня – финансист, он поможет нам правильно распределить семейный бюджет. Он будет говорить, какое событие произошло в нашей семье, а вы будите поднимать карточку со знаком «+», если это приход денег, или со знаком «-», если это расход денег. (Приход денег – на магнитную доску выкладываем условную монету, если расход денег условную монету убираем. Итак, начинаем:
-Мама и папа получили зарплату. (выкладывает монету)
-За хорошую работу папа получил вознаграждение-премию. (выкладывает монету).
-Бабушка получила пенсию. (выкладывает монету.)
-Брат принёс стипендию. (выкладывает монету.)
-Папа заплатил за квартиру, электричество, газ и телефон. (убирает монету)
-Бабушка продала укроп и петрушку со своего огорода. (выкладывает монету.)
-Мама сходила в магазин за хозяйственными покупками. (убирает монету)
-Бабушка купила продукты на рынке. (убирает монету)
-Вся семья съездила на экскурсию в другой город. (убирает монету)
-Сестра получила деньги в подарок на день рождения. (выкладывает монету)
-Мама выиграла деньги в лотерею. (выкладывает монету)
-Сыну купили велосипед. (убирает монету)
-Сестре купили платье. (убирает монету).
-Маме купили новые туфли. (убирает монету)
-Сын попросил купить ему роликовые коньки. Дети поднимают карточки, но ведущий объявляет, что денег больше нет.
–Действительно, посмотрите, у нашей семьи не осталось больше монет, а нам ещё необходимо бабушке купить лекарство. Теперь вы наглядно увидели, что деньги имеют свою ценность, и если их тратить, то они исчезают. Нельзя купить сразу всё, что хочется, потому что сумма денег, которой располагает семья, всегда ограниченна.
3 раунд.
Письмо от бабушки. «Пошла с внуком в магазин. У нас было 10 рублей. У продавца не оказалось сдачи, и мы вернулись домой, чтобы разменять деньги. Я меняла, меняла, да так и не смогла разменять. Помогите разменять 10 рублей».
Команды должны разменять монеты. Варианты размена:
Десять монет по 1 рублю.
Две монеты по 5 рублей.
Одна монета по 2 рубля и 8 монет по 1 рублю.
4 Раунд.
Внимание задачи: первая задача команде «Знатоки»
-У Ани было 10 рублей. В магазине Аня купила книгу за 1 рубль. Сколько денег осталось у Ани?
-Чебурашка купил своему другу крокодиле Гене два подарка. Первый стоит 3 рубля, а второй 2 рубля. Сколько всего денег потратил Чебурашка?
-Мишка Топтыжка продавал на рынке мёд. Один бочонок мёда у него купили за 7 рублей, а другой за 1 рублю. Сколько денег заработал Топтыжка.
-Мама дала Тане и Ване по 3 рубля каждому. Смогут ли Таня и Ваня купить себе пазлы за 6 рублей?
5 Раунд. Физминутка
«Будем денежки считать»
1.2.3.4.5 (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
1 и 2 оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
в котором мы живём.
Третья монетка-одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монету купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак)
(Дети садятся на свои места)
6 Раунд.
Игра «Разрезные картинки»
Деньги, банкомат, банк.
7 Раунд.
У Алеши в копилке жили монетки: 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей. Как-то раз заспорили они: Кто самый старший.
-Ну вот! Спорили, кричали, а самого главного не знаете, – засмеялась монета 10 рублей
-Самая младшая – монета 10 копеек,
-Ага, значит я самая старшая, закричала монета 50 копеек.
-Среди копеек ты самая старшая, но главнее тебя я – 1 рубль.
– А ну-ка монеты стройся по-порядку! – скомандовала монета 10 рублей.
Монетки покатились и встали: 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей.
-Молодцы! – похвалила монета 10 рублей встала последней, как самая старшая.
Внимание! Задание! Расставить монетки по-старшинству. От самой младшей до самой старшей.
8 Раунд.
Чёрный ящик.
Кошелёк. Копилка. Одно брюхо, четыре уха. (кошелек)
Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы,
Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине… (копилка)
9 Раунд.
Игра «Найди лишнее» (деньги разного достоинства, банковские карты, кошелек, копилка)
Внимние! вопрос! Чем можно расплатиться в магазине, а чем нельзя.
10 Раунд.
«Угадай что за сказочный герой»
1. Какой сказочный герой закопал деньги в землю, чтобы выросло денежное дерево? (Буратино);
2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад);
3. Какой сказочный герой выполнял желания старухи? (золотая рыбка);
4. Героиня какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха Цокотуха);
5. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о золотой рыбке).
6. Что есть у каждого из Трех Поросят, напоминающее деньги?
7. Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).
8. Герои каких сказок менялись на что –то? «Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».
9. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
10. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)
11. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
12. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
13. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
14. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Царевна –лягушка, Морозко, Крошечка –ховрошечка)
11 Раунд.
Игра «Брось монеты в свою копилку»
Внимание! Команде «Знатоки» в копилке сумма монет должна ровняться 9 рублей, в команде «Умники» 7 рублей.
Предлагаются монеты разного достоинства.
12 Раунд.
Кто больше знает поговорок и пословиц.
1. копейка рубль бережет,
2. всех денег не заработаешь,
3. деньги приходят и уходят,
4. когда кошелек легок — на душе тяжело.
5. дорог хлеб, коли денег нет.
6. накопи – потом купи.
Подведение итогов
Рефлексия. Предложить участникам команд монетки по 1 рублю. Тем, кому было легко, решать задания, бросить свои монетки в копилку. Кому было трудно, положить свои рубли в кошелек.