Ирина Максимович
«Русский народный костюм». Конспект интегрированной ЗД по ОО скр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с русским народным костюмом.
Задачи:
Образовательные: Способствовать формированию представлений о русском национальном костюме, о его культуре и традициях.
Обогащать и активизировать словарь детей: косоворотка, лапти, картуз, узор.
Развивающие: Развивать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм. наносить элементы узора, в порядке чередования на готовую форму. Развивать зрительное внимание, восприятие, память, воображение,
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к русским народным традициям, интерес к русскому декоративно-прикладному творчеству.
Оборудование: две куклы в русских национальных костюмах (мальчик и девочка, предметы русской народной одежды и обуви, интерактивная доска презентацией, мольберт с образцами узоров, шаблоны мужской рубахи, пластилин, доски,
Ход ЗД
Вводная часть
(организационный и мотивационный момент)
Воспитатель. Посмотрите, к нам гости пришли. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)
Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному. Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли? Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.
Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут?
Куклы: Меня зовут Марьюшка, а моего братца - Иванушка.
Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?
Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.
Воспитатель: Во что же одет Иванушка?
Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.
Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
Воспитатель: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета.
(Рассматривают костюмы) Дети рассматривают узоры на одежде
Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Костюмы украшались вышивкой и кружевом.
Рубаха – основа женского народного костюма. Сначала надевали рубаху - это главная часть русского народного костюма, длинная, ниже колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой, по вороту, рукавам. Поверх рубахи надевали длинный сарафан. Сарафаны были широкие и свободные. Когда русская красавица шла в таком сарафане, ее все называли лебедушкой, барышней. Сарафаны украшали ленточками, бисером, кружевами. Самой распространенной обувью были плетеные лапти. Ребята, посмотрите какой красивый головной убор -он называется кокошник. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.
Мужской костюм на Руси состоял из портов и рубахи - косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником, на голову надевали картуз.
Русская обувь: летом лапти и зимой валенки и сапоги.
Как нарядятся ребята на праздник, так любят поиграть! И мы с вами попробуем.
Подвижная игра «Ручеек»
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам стать настоящими мастерами- украсить праздничную русскую косоворотку с помощью пластилина.
Дети садятся за столы, на каждого ребенка приготовлены шаблоны косовороток разных цветов, пластилин разных цветов, на мольберте картинка с изображением рубахи с узорами. Дети рассматривают, сравнивают картинку с шаблоном, выясняют, что у них рубаха некрасивая и её нужно украсить.
Воспитатель: Чтобы вышивать русские красавицы разминали свои пальчики:
Физминутка:
Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)
Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)
А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)
Вышивать опять начнём. (Шевеление пальцами обеих рук)
Педагог подсказывает детям, как лучше украсить рубаху, обращает внимание на мольберт,где представлены образцы узоров, обращает внимание на чередование элементов, показывает в каком месте располагается узор.
Воспитатель: Марьюшка и Иванушка посмотрите, какие красивые рубахи сделали наши ребята, они очень старались
Куклы: Молодцы, мы возвращаемся обратно и всем расскажем, какие умелые ребята здесь подрастают.
Воспитатель: Много нового мы сегодня узнали!-Что мы видели?- Какие слова новые узнали?
- А теперь, пора прощаться с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о Руси, о традициях нашего народа.