Нина Купрейчик
Конспект интегрированной ситуации «Гончарное ремесло» по ознакомлению с окружающим социальным миром
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной воспитательно- игровой ситуации по ознакомлению с окружающим социальным миром в подготовительной логопедической группе «Гончарное ремесло».
воспитатель: Купрейчик Н. П.
Цель:
Публикация «Конспект интегрированной ситуации „Гончарное ремесло“ по ознакомлению с окружающим социальным миром» размещена в разделах
- Гончар. Знакомство с гончарным промыслом
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-расширять знания детей о различных видах ремесел Кубанского края, об историческом прошлом станицы Курганной; способствовать приобщению детей к культуре Кубанского края, используя музыкальный, литературный и художественный фольклор Кубанского казачества;
-создать радостное настроение, способствовать накоплению положительных впечатлений и эмоций.
Задачи:
-продолжать воспитывать у детей любовь к малой Родине;
-развивать эмоционально-образное восприятие средствами различных видов искусства; творчество, воображение, мелкую моторику, речь;
-закреплять навыки работы с глиной, умение сочетать цвета в изобразительной деятельности, чередуя крупные и мелкие элементы (использование кистевой росписи).
Предварительная работа:
Экскурсия в музей г. Курганинска, чтение стихов и пение песен о Кубани, подвижные кубанские игры. Знакомство с видами росписи, приемлемыми на Кубани.
Оборудование: ИКТ (проектор, компьютер, музыкальное сопровождение); ЦОР ( презентация на тему: «Роспись горшков», выставка фотографий на тему:» Историческое прошлое станицы Курганной», образцы глиняной посуды: кувшин, глэчик, макитра, махотка, комки глины на каждого ребенка, стэки, доски, гончарные круги, салфетки, емкости с водой, подставки, кисточки, гуашевые краски.
Ход воспитательно- игровой ситуации :
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
У реки Лаба
Выросла станица,
У реки Лаба
Ивы, тополя.
Знаю, не устану
Я тобой гордиться,
Станица Курганная–
Родина моя.
В. -О чем это стихотворение?
Дети : О реке Лабе, о нашей станице.
В. – Верно. Эти строки о нашей малой Родине, о нашем родном, в прошлом станице, а в настоящее время - городе Курганинске. А кто из вас помнит откуда пошло такое название нашей станицы? Кто ее так назвал? И почему ее назвали именно так?
(Воспитатель подводит детей к фотовыставке «Станица Курганная»).
Родословная Курганинска начинается с казачьей станицы. Славные труженики и храбрые воины - линейные казаки заложили первый камень Курганной в 1853 году. На правом берегу Лабы, прибывшие из-за Кубани 70 казачьих семей, обосновали поселение, названное по ассоциации с характерным для местности обилием древних курганов - станицей Курганной.
В. –Чем они занимались в нашей станице?
Д. – Казаки поселились здесь, чтобы охранять границу России от вражеских набегов.
В. – Верно, казаки охраняли границы России с юга. Они несли трудную военную службу. Но и наравне с этим им приходилось самостоятельно вести свое хозяйство: пахать землю и растить хлеб, разводить скот и птицу, сажать сады, обустраивать свою жизнь, строя саманные хаты, дома из глины и соломы. Ведь в наш степной край лес доставлять было далеко и трудно. Приходилось казакам многое делать для себя самим. Так в станице и стали появляться мастера своего дела: скорняки – мастера кожевенного дела, изготавливали из кожи седла для коней, уздечки, ремни, плетки. Появились и мастера, изготавливавшие посуду из глины. А вы знаете, как называют такого мастера? Гончар. И в нашей станице жили такие мастера – гончары. Надо сказать, что много мастеров гончарного дела пришло на Кубань из других краев России.
Казаки кубанские- не сыночки панские:
От земли- от матушки, от кормильца- батюшки.
В. -Так казакам приходилось осваивать и мирные ремесла. Есть на Кубани такая пословица: «Умилый человик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся». Т. е. если умелый человек возьмется за дело, то в его руках все получается. О ком эта пословица? Как вы думаете?
Д. - О мастере.
В. - Конечно, о мастере, о трудолюбивом человеке, об умельце- «золотые руки». Именно в умелых руках гончара комок глины превращается в красивый сосуд. А работали эти мастера вот на таких гончарных кругах. (Дети рассматривают гончарный круг, далее воспитатель демонстрирует глиняную посуду). Вот самый маленький горшочек «махотка» для масла, а вот горшок с широким горлом для молока и сметаны- глэчик. В таких глэчиках молоко долго хранит прохладу и не портится. А это, ребята, макитра- более крупный сосуд. В них казачки хранили соленья, варенье, затевали тесто для выпечки хлеба, пирогов. Вот какую разную глиняную посуду изготавливали мастера на гончарном круге. После того, как глэчик или макитра были вылеплены на круге, их обжигали в печи, где посуда становилась прочной. После обжига, посуда остывала и мастера принимались за ее роспись. Давайте посмотрим, как украшали мастера свою посуду. Какие узоры вы видите, ребята, на посуде?
Д. - Прямые и волнистые линии, кружочки.
В. - Да, узор незатейливый. Простой. Различные линии и разноцветные чередующиеся кружочки. А красками какого цвета в основном пользовались мастера для украшения посуды?
Д. - Зеленый, синий, красный, желтый.
В. - Да, зеленый цвет- цвет травы, синий- неба и реки, желтый- солнца, а красные кружки похожи на ягоды. Ну что, ребята, а вы хотите стать хотя бы на время гончарами?
Д. - Да.
В. – Тогда пройдем в нашу гончарную мастерскую, посмотрим, что у нас есть для работы. Что вы видите (одеваем фартуки и нарукавники)
Д. – Гончарный круг, стеки, глина.
(Пояснения воспитателя по ходу работы) .
В. – Правильно, вот из этих комочков глины мы сделаем с вами махотки. В начале придадим комочку глины округлую форму. Затем, с помощью стека, мы будем выбирать глину из округлой формы сосуда. Таким образом, мы делаем углубление, постепенно расширяя и увеличивая его. Но надо помнить, что при этом стенки сосуда становятся тоньше. Поэтому выбирать глину надо осторожно, иначе стенки сосуда станут очень тонкими и сломаются. Выбирать глину надо стекой - лопаточкой, а потом нужно загладить внутреннюю сторону сосуда. Для этого мы смачиваем руки водой и края сосуда аккуратно заглаживаем пальцами. По краю отверстия укладываем столбик и примазываем к сосуду. Вот таким образом у нас получается махотка – кувшин с низким горлышком. А теперь, казачата, приступайте к работе! (Самостоятельная работа детей под сопровождение казачьей песни) .
По окончании работы дети моют руки и возвращаются на свои рабочие места.
В. - Вот какие разные у вас получились сосуды. Именно по кувшинам в старину судили об искусстве гончара. Ведь недаром казаки говорили: «Работа сама за сэбэ скаже», т. е. работа сама за себя скажет. А теперь нужно наши горшочки подсушить в печи, чтобы они стали прочными и крепкими. (Убираем горшочки в печь). А пока наши горшочки будут набираться силы, мы с вами немного отдохнем…
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
В. : Ну, что же, наши горшочки уже подсохли в печи и настало время посмотреть - что, у нас с вами получилось! (достает сосуды из печи).
(На отдельном столе дети расставляют свои поделки и раскрашивают их)
Звучит казачья народная песня «Кубанские казаки…») .
Рефлексия:
В. - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
Д. - О кубанских мастерах, об их ремесле и т. д.
В. - Ребята, что мы сегодня с вами лепили?
Д. - Горшочки, махотки, глэчики.
В. - Из какого природного материала вы лепили горшочки?
Д. - Из глины.
В. - А на чем вы лепили сосуды?
Д. - На гончарном круге.
В. - А как звали мастеров на Кубани, изготавливавших глиняную посуду?
Д. - Гончарами.
В. - Ну что-же, потрудились мы сегодня на славу! А теперь, давайте устроим с вами ярмарку под веселую казачью песню!
Дети показывают друг другу свои работы, определяют наилучшие изделия.