Лада Навматуллина
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Украсим ёлку на Рождество!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Украсим ёлку на Рождество!» .
Цель: познакомить детей с праздником Рождества. Приобщение детей к народным праздникам, традициям. Учить детей работать с разнообразными материалами. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «рисование на ватных дисках».
Темочки:
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Материалы и оборудование: макет вертепа, иллюстрации с изображением стада овец с пастухами, волхвов.
(на каждого ребенка) – гуашевые краски, ватный диск, кисть, узкая ленточка (или пряжа, клей – карандаш.
Предварительная работа: с детьми проводится ряд бесед по основам православной культуры, на которых детям дается элементарное представление о том, кого называют Богом, ангелами; дети заучивают стихи, используемые в рассказе воспитателя; просмотр мультфильмов о Рождестве; рассматривание иллюстраций по теме.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке Прасковье в деревню. А поедем мы на лошадках. Встаньте за мной. (Дети выстраиваются за воспитателем).
- «Уселись» поудобнее, вот мы и готовы отправиться в путь. Пока скачем по дорожке – цокаем язычком и произносим слова:
По дорожке ровной, гладкой,
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
- Вот и деревня, а вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, воспитатель накидыват шаль на плечи, повязывает платок на голову и «превращается» в бабушку, выходит к детям)
Бабушка Прасковья: - Здравствуйте, детишки! Спасибо, что вы ко мне зашли, я очень люблю гостей. Уж как я рада вас видеть, особенно в такой прекрасный день. Ведь как раз сегодня я собиралась рассказать внукам о том, какой чудесный праздник нас ожидает. Поэтому если детей будет больше, это еще лучше и интереснее! (Приглашает детей в избу, предлагает присесть на стульчики).
- Ребята, вы наверное уже знаете, что во всем мире люди празднуют удивительный праздник — Рождество Христово. Слово «рождество» обозначает «день рождения». Когда у вас день рождения, радуетесь вы и все ваши близкие. Но однажды на Земле родился младенец, которому обрадовались очень и очень многие люди, потому что это был Бог.
- Вот послушайте, детишки историю. Давным - давно нашел Бог самую верующую девушку – Марию, добрую и послушную. Когда она подросла, ее обручили в храме с Иосифом. Пришло время, и Господь послал своего ангела к Марии с благой вестью, что она родит сына, который спасет мир, и назовут его Иисус Христос.
Однажды пришлось Марии и Иосифу отправиться в город Вифлеем. Большой путь прошли они, устали, и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось места для ночлега. Тогда отправились они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера, где пастухи укрывались от непогоды вместе со своими стадами. На старинном языке пещера называлась «вертеп». В то время в пещере никого не было. Когда у Марии родился малыш, молодая мама запеленала его и положила на мягкую солому в кормушку для животных. Ведь там не было никакой кроватки. Эта кормушка называлась «ясли». Вам знакомо это слово? (Ответы детей)
-Да, самая младшая группа в детском садике называется «ясли».
-В это время ангелы сообщили пастухам радостную весть, что в их пещере родился Бог. Пастухи обрадовались и побежали в свою пещеру. Все хотели увидеть младенца Бога, которого назвали Иисус Христос. Пришли к пещере и три мудреца-звездочёта. Их называли «волхвы». Их привела туда яркая звезда. Из своих книг волхвы знали, что когда-нибудь на земле родится Бог и, чтобы люди узнали об этом, в небе появится новая яркая звезда. Волхвы принесли с собой подарки. Эти подарки и сейчас хранятся в стране Греции на святой горе Афон, где и находится та пещера. Теперь, в воспоминание об этих дарах, принято детям на Рождество тоже дарить подарки.
(В процессе рассказа Бабушки, дети рассматривают макет вертепа, иллюстрации)
После Рождества дети и молодежь наряжались, изготавливали большую Вифлеемскую звезду и с этой звездой ходили по домам, распевая рождественские колядки. Это такие песенки, в которых славили новорожденного Бога Христа. За это ребят называли христославы. Хозяева одаривали христославов конфетами, пряниками, орехами. Неделя после Рождества называлась Святой неделей, или, по народному, «святки». Считалось, что в эти дни сам Бог ходит по земле и всем помогает. И люди в это время старались делать добрые дела, радовать своих близких угощением и подарками. В это время на Руси было очень шумно и весело – гаданья, колядки, всевозможные игры и забавы. А вы, детишки, любите играть?
-Я вас познакомлю, ребятки, со старыми играми, в которые раньше играли детишки.
(Проводятся подвижные игры)
«Замиралочка»
Всем предлагают танцевать под веселую музыку. Время от времени ведущий произносит «Замри, левая рука!» или «Замри, правая нога!» и так далее. После этих слов двигать можно только теми частями тела, которые еще не замерли. Задействовать можно даже глаза и рот.
«Передача мяча»
Дети встают друг за другом в колонну по одному. По команде они начинают передавать мяч. Первый передает мяч над головой стоящему сзади и так до конца. Когда мяч получает последний, он между ногами игрока, стоящего перед ним, передает мяч вперед. Когда мяч вернётся к первому игроку, тот поднимает его над головой.
-Ребята, понравилось вам играть в старинные игры? (Ответы детей)
-Посидите, отдохните и послушайте дальше! Много хороших обычаев связано с праздником Рождества. Например, обычай украшать ёлку. Как этот обычай появился? Есть об этом много разных научных предположений и даже сказок. Я хочу рассказать вам одну из них. Когда родился Бог, не только люди и звери захотели поклониться ему, но даже и растения. Одна пальма сказала: «Я принесу Богу в дар свои прекрасные листья, они будут ему опахалом во время жары». Другая ответила: «А я принесу ему свои сладкие финики». Ё лочка сказала: «Я тоже хочу поклониться новорожденному Иисусу». Гордые пальмы засмеялись: «Зачем ты пойдешь? Что ты можешь подарить? Ветки твои такие колючие, а шишки несъедобные!» Но ёлочка была доброй, она не рассердилась на своих хвастливых подруг и только подумала: «Что ж, действительно, я не такая красивая, как пальмы. Платье мое бедное и колючее. Но мне очень хочется увидеть Бога. Посмотрю на него хотя бы издалека». И Бог наградил ёлочку за ее скромность и доброту. С неба на косматые ветки ёлки спустились звездочки и украсили ее собой. Когда младенец увидел ёлочку, он улыбнулся и протянул к ней ручки. Ёлочка стала самой красивой и нарядной, но не загордилась. Свой чудесный наряд она надевает только раз в году на праздник Рождества. А на макушке ёлки всегда сверкает звезда, похожая на ту, что привела волхвов в Вифлеем.
(После рассказа Бабушка Прасковья предлагает поводить хоровод вокруг елки. Все берутся за руки и с песнями водят хоровод)
Песня «Ёлочный хоровод» З. Качаевой
- Детки, время уже позднее, нам пора с вами расставаться, а моим внучатам пора спать. А я хочу угостить вас пирогами и сказать до свидания, до следующей встречи. (Бабушка ставит на стол блюдо с пирогом)
-Спасибо за угощение, До свидания, Бабушка Прасковья! («Бабушка» заходит за домик, снимает шаль с плеч, платок с головы и «превращается» в воспитателя)
Воспитатель: - Ну, а теперь садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад. (Цокая, дети «скачут»)
-Вот и побывали мы с вами, ребята, в гостях у бабушки Прасковьи, узнали много интересного о празднике Рождества! Давайте и нашу ёлочку украсим к Рождеству. Садитесь за столы. Я вам предлагаю нарисовать красивые яркие шары для нашей ёлочки. Посмотрите, что есть на ваших столах? (Ответы детей)
- Какой формы ватные диски? Да, ребята, они круглые, похожи на ёлочные шары. Мы разрисуем диски разными красками, и у нас получатся яркие разноцветные игрушки для нашей ёлки!
-Сначала разогреем наши пальчики.
Пальчиковая игра «Шарики»
На глазах у детворы (Руки согнуть в локтях, соединить пальцы)
Елка наряжается. (ладони под углом друг к другу)
Разноцветные шары (Вращать кистями рук)
На ветвях качаются.
Воспитатель показывает, как наносить на ватный диск краску. Напоминает, что нужно хорошо промыть кисть, промокнуть о край баночки лишнюю воду, а потом рисовать краской другого цвета. Воспитатель уточняет знания детей о цветах спектра. Дети приступают к рисованию. Педагог контролирует процесс рисования, помогает детям, используя приём пассивных движений, словесные указания).
-Ребята, какие красивые, яркие ёлочные шары у вас получились! Когда они подсохнут, мы приклеим ленточку и украсим нашу ёлку!
Рефлексия.
О каком празднике мы сегодня говорили? (Рождество).
Как звали девушку, у которой родился Иисус Христос?
Как назывался город, в который отправились Мария и Иосиф?
Где родился Иисус Христос?
Кто первый узнал о рождении Божественного младенца?
Ребята, что мы с вами сегодня рисовали? (ёлочные шары)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, так старались! Очень красивые ёлочные шары у вас получились! Яркие, разноцветные! Теперь и у нас на Рождество будет нарядная ёлочка!