Светлана Царева
«Самая быстрая улитка в мире». Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО «Познание» и «Коммуникация»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей со строением и значением органов слуха.
Дать простейшие понятия о строении и функционировании уха;
Показать значимость этого органа для человека;
Приучить беречь слух,
Развивать внимание, память совершенствовать конструктивные способности.
Материал:
запись звуков моря,
крупная морская ракушка,
камешки, ракушки, игрушки, изображения морских обитателей,
счетные палочки,
образцы выкладывания фигурок из счетных палочек,
Публикация «„Самая быстрая улитка в мире“, Конспект интегрированной образовательной деятельности по ОО „Познание“ и „Коммуникация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Улитка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
палочки, губная гармошка, колокольчик, свисток, скомканная бумага, ширма,
пластмассовая воронка, вода, картон, таз,
трубочка, горошина,
рабочий лист «Береги слух», цветные карандаши,
шарф для завязывания глаз,
мнемотаблица.
Организация: 1. На ковре
2. На стульчиках
3. За столами.
Ход совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече «здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера
Хором: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, у нас сейчас на улице холодно. Но если только захотеть, можно очутиться в жарких странах, погулять, поиграть. Мы отправляемся путешествовать на прекрасном корабле по морю на остров. (звучит запись звуков моря) Волны бегут навстречу, пахнет соленой водой. Мы садимся на палубе, и брызги попадают на щеки. Ветер развивает волосы. Но вот мы подплыли к берегу, здесь в бухте тихо (Дети покидают корабль) День выдался жаркий (Питьевой режим). Кинесиологическое упражнение на развитие мышечного контроля. У берега плещется теплое, ласковое море. (Макет моря). Водичка такая чистая, что видны камешки на дне. Солнечные зайчики прыгают по поверхности моря. Маленькие волны накатывают на берег шурша по песку, отбегают. Если пройти по берегу, то можно увидеть сколько интересных вещей выбрасывает из моря волна. Разноцветные камешки, водоросли, ракушки. Вот лежит удивительно красивая ракушка. Если приложить ее к уху, то можно услышать песни моря (его шум, природа подарила морю такое украшение. Как она удивительно закручена и похожа на оттопыренное ухо. Ребята, нас природа тоже одарила удивительным подарком. А, вот каким, скоро вы догадаетесь.
А сейчас давайте присядем на песочек и немного отдохнем.
Воспитатель: Море, по берегу которого мы гуляем, выбросило интересный мешочек. Посмотрим, что в нем (Достаем игрушки, изображающие морских обитателей, ракушки, камешки, рассматриваем их, считаем).
Проводится игра «Что изменилось?»
Воспитатель: часто после сильного шторма волной выбрасывает на песок различные палочки, веточки, и из них получаются удивительные рисунки. Море умеет конструировать. А давайте и мы попробуем. Вы выложите рисунок, а я угадаю, что у Вас получилось. (Дети получают образец для выкладывания из счетных палочек. За столами.)
Физкультминутка:
Два хлопка над головой – раз, два.
Два хлопка перед собой – раз, два.
Две руки за спину спрячем.
И на двух ногах поскачем.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – дружно присесть.
Упражнение на внимание. «Звуки и шумы»
Воспитатель все делает за ширмой.
Шумы: стук палочкой о стол,звук губной гармошки, звон колокольчика, свисток, хруст скомканной бумаги.
Воспитатель: А кто помог вам услышать эти звуки? Правильно уши. И подарок, которым наградила нас природа – это слух! Давайте рассмотрим ухо друг у друга. Те, кто сидят справа, поверните его к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что видно снаружи?
Ответы детей.
Воспитатель: То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим.
Хоровой повтор.
Воспитатель: обследуйте свое ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали.
Ответы детей.
Воспитатель: посередине ушной раковины – маленькое отверстие. Отсюда начинается слуховой проход. Далеко ли уходит вглубь слуховой проход?
Ответы детей
Воспитатель: вы смогли бы добраться пальчиком до конца слухового прохода?
Дети: Нет
Воспитатель: правильно. Природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая плёночка. Она называется барабанной перепонкой. Повторим это слово.
Хоровой повтор.
Рассматривание пособия «Ухо»
Воспитатель: Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим. Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт.
Представьте себе, что воронка – это ухо. Широкая часть воронки – ушная раковина, узкая – слуховой проход. Вода – это звук,который проходит в ухо. Картон – барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Звук (вода) через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется о нее. Перепонка дрожит. И мы слышим звуки. А теперь представьте, что какой-то мальчик решил ковыряться тонкой палочкой в ухе. Что может произойти?
Ответы детей.
Воспитатель проделывает опыт.
Делает в картоне большую дыру, льет воду так, чтобы вода лилась в таз через это отверстие бесшумно.
Воспитатель: да, вы правы. Вот и остался мальчик глухим. А что может случится, если вы нечаянно втолкнете в слуховой проход какой-нибудь маленький предмет, например горошину. Давайте посмотрим.
Воспитатель проделывает опыт.
Воспитатель: как ее достать оттуда? Попробуйте. Переворачивать трубочку нельзя, это же не трубочка, слуховой проход. Так будет и с вами, если. Заиграетесь и не заметете, как в проход попадет мелкий предмет? Так что будет очень внимательны при игре с мелкими предметами.
Видите, какой сложный механизм придумала природа. И мы должны его беречь, так как он очень нежный и ранимый.
Игра «Что полезно»
Воспитатель раздает детям индивидуальные рабочие листы. «Береги слух» (подумать, оценить поступки – где дети поступают правильно – закрасить кружки красным карандашом, или черным если неправильные)
Дети объясняют свой выбор.
Кинесиологическое упражнение «Думающая шляпа», способствующее развитию произвольного внимания.
Воспитатель: Сейчас выясним с вами, могут ли уши выполнять какие-нибудь другие обязанности, кроме слушания звуков. Настя, подойди ко мне. Мы завяжем тебе глаза, будем хлопать в ладоши, а ты говори, где хлопнули, далеко или близко. Что скажете, можно ли определить с помощью ушей расстояние?
Ответы детей.
Воспитатель: еще один опыт: можно ли определить с помощью ушей направление, откуда раздался звук? Станем в круг, завяжем Тимуру глаза, поставим его в центр круга, тот на кого я покажу хлопнет в ладоши. Тимур покажет рукой, в каком направлении раздался звук. Ну что? Можем мы с помощью ушей определить направление, откуда раздался звук?
Ответы детей.
Воспитатель показывает мнемотаблицу и предлагает детям послушать рассказ.
Воспитатель: в одном волшебном саду жил Чебурашка. У него были самые замечательные уши на свете. Он знал, как их беречь, как ухаживать за ними, поэтому они у него никогда не болели. А что знал Чебурашка об ушах? Что нельзя в них засовывать посторонние предметы, нельзя громко кричать в ухо друг другу, надо беречь от ветра и грязи.
Рядом с Чебурашкой жила умная Сова. У птиц тоже есть уши, и, хотя они не такие большие, совы очень хорошо слышат все звуки в лесу: и жужжание пчелы и шипение змеи. Наши ушки ловят звуковые волны и похожие на домик улитки.
Итог
Воспитатель: С каким органом мы сегодня с вами познакомились?
Ответы детей.
Воспитатель:
Как вы думаете, уши – важный орган?
Зачем они нужны: (позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать радио и телевизор, избегать несчастных случаев)
Нужно ли их беречь?
А как? (мыть уши, не кричать громко, не заталкивать в уши посторонние предметы)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
Дети: Добрые слова не лень
Говорить на целый день,
Всем гостям на прощание
Скажем: «До свидания!»