Татьяна Калинина
Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию математических представлений «В поисках Царевны» (4–5 л)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 51
Конспект интегрированной непосредственно- образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
Тема: «В поисках Царевны»
Средняя группа
Выполнила
воспитатель
Калинина Т. В.
г. Арзамас
2012г.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию математических представлений „В поисках Царевны“ (4–5 л)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Программное содержание
Образовательные задачи :
1. Закреплять знания геометрических тел, уметь их классифицировать.
2. Закреплять знания числового ряда, чисел последующего и предыдущего.
3. Закреплять знания о ядовитых грибах.
4. Закреплять знания о средствах связи, передачи информации между людьми.
Развивающие задачи:
1. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и четким ответом.
2. Развивать память, мышление, внимание. Развивать умение детей, ориентироваться на листе бумаги (находить правый, левый, верхний, нижний углы, середину) .
3. Развивать умение сравнивать предметы по длине. Обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
4. Развивать умение сравнивать предметы по высоте. Обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
5. Развивать фантазию и воображение, творческий потенциал.
6. Развивать мелкую и общую моторику, приемы саморасслабления.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей стремление к познанию нового.
2. Воспитывать желание помогать другим людям в беде.
3. Воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.
4. Воспитывать эмоциональную адекватность, отзывчивость.
5. Воспитывать чувство самореализации на занятии.
6. Продолжать учить вежливо вести себя по отношению к окружающим. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Методические приемы:
сюрпризный момент (драматизация, волшебный помощник) ;
использование музыкального оформления ;
рассказ педагога;
игровая мотивация (путешествие в сказку);
рассматривание сказочной карты ;
вопросы педагога;
работа с картой ;
рассматривание иллюстраций Кощея и Царевны
работа по сравнению дорожек
физкультминутка «Лесная песенка»;
работа с геометрическими телами ;
работа с цифровым отрезком ;
музыкальная игра малой подвижности «Как наша Царевна нарядилась» ;
анализ занятия.
Материал и оборудование к занятию:
Музыка «В гостях у сказки», «Пение птиц», «Звук ветра», раздаточный материал (10 листов черного картона, по 5 геометрических фигур (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник) по 5 полосок картона разной длинны, макеты деревьев, макеты мухоморов (один выше другого, карточки с цифрами от 1-5; макет пещеры, геометрические тела (шар, куб, цилиндр) ; поднос, угощения, костюм Царя, костюм Царевны, стол, 2 чашки, 2блюдца.
Предварительная работа :
Занятие по формированию элементарных математических представлений, чтение русских народных сказок, заучивание песни «Лесная песенка», заучивание игры – хоровода «Как наша Галя нарядилась».
Индивидуально-дифференцированный подход:
Детей с низким уровнем развития побуждать к высказываниям, а детей с высоким уровнем развития – побуждать к выполнению задания более высокой степени сложности по формированию логических умозаключений на основе полученных знаний.
Ход занятия:
Дети здороваются с гостями. Воспитатель сообщает о том, что гости пришли посмотреть как дети умеют считать, какие геометрические фигуры и тела знают, как умеют вести себя.
(Инсценировка) Вводная часть
Вед. Жил- был добрый царь Матвей
Жил он с дочкою своей
Дочь красавица была
Что ни в сказке рассказать
Ни пером не написать.
(Царь с Царевной сидят за столом, пьют чай)
Царь: Нелегка моя работа
(открывает грамоту)
Снова тяжкая забота
Нужно ехать мне в поход
Защищать родной народ
Царевна : Нужно ехать, поезжай,
Обо мне не забывай!
(Целуются. Царь уходит)
Музыка – пение птиц – звук ветра
Вед. Пошла Царевна погулять
В сад зеленый поиграть.
Вдруг…
Налетели ветры злые,
Ветры злые, штормовые.
Дочку царскую схватили
В тридесятое царство её утащили
(Царевна кружится и уходит)
Возвратился Царь- отец во дворец
Никто его не встречает,
Никто его не обнимает.
Что же делать? Как же быть?
Как Царевну воротить?
Царь: Люди добрые помогите!
Мою доченьку домой верните!
(Царь плачет)
- Хотите ребята помочь Царю найти его дочь Царевну? А вы не испугаетесь трудностей? Тогда становитесь в хоровод и закройте глаза. Крепче за руки держись – сразу в сказке окажись»
- Вот мы и в сказке. Ой, посмотрите, что у меня есть. Это волшебная указка. Она поможет нам найти Царевну. Следите за её огоньком.
(Лазерная указка ведет к большой»карте» (гимнастика глаз))
1. – Посмотрите, это карта тридесятого царства. Садитесь на стульчики, рассмотрите её внимательно.
Что находится в середине?
Что находится в правом верхнем углу?
Что в левом?
Где находится треугольник и квадрат?
А кто расскажет про всю карту?
Теперь я её убираю, а вы должны составить такую же
Молодцы! С этим заданием вы справились.
2. – Теперь перед нами несколько дорог, какую выбрать?
По самой короткой пойдешь – к Кощею попадешь. (вывешивается портрет Кощея)
По самой длинной пойдешь – Царевну найдешь
(вывешивается портрет Царевны)
- А как узнать, которая дорожка самая длинная, а которая – самая короткая?
(нужно их сравнить)
А как мы можем их сравнить?
(Приложить друг к другу)
Разложите дорожки от самой короткой до самой длинной. Я сейчас проверю, я не буду говорить, кто сделал правильно, а кого поглажу по головке, тот и правильно выполнил задание.
- А теперь встанем со стульчиков и сядем на коней, полетим быстрее!
Цок- цок- цок! Приехали на лесную полянку.
Физкультминутка «Лесная песня»
Физкультминутка
1. Золотило солнышко лес, лес (поднимаем руки вверх, раскачиваем вправо, влево).
Муравей на дерево влез, влез.
Дятлы долгоносые тук –тук – тук (стучим указательным пальцем по ладошке)
Всюду, всюду слышится стук- стук –стук (рука приставлена к правому (л) уху наклон в сторону вправо (влево)
2. Мотылек, на веточку сел, сел (легкий бег по кругу, размахиваем руками как крыльями)
А скворец на елочке пел, пел
Услыхал ту песенку толстый жук. (переминается с ноги на ногу, ноги на ширине плеч, руки показывают «толстым»)
Зажужжал он весело: жу- жу- жу
3. Полюбилась песенка всем, всем
И запели песенку все, все (кружатся)
Каблучками топаем топ- топ- топ
И в ладоши хлопаем хлоп- хлоп- хлоп!
- Ребята, а что растет в лесу? (деревья)
Какие вы знаете деревья? (береза, осина, ель, дуб, тополь)
А ещё что растет в лесу (грибы, ягоды)
Какие грибы выросли на нашей полянке? Эти грибы можно есть? (нет, они ядовитые)
Правильно ребята. Давайте, сравним их по высоте. Покажи, Даша, какой гриб выше, а какой ниже? Ребята, правильно Даша показала? Хорошо.
3.– Посмотрите, волшебная указка нам что-то хочет показать. Что это? (цифры)
Нам нужно составить волшебную запись, чтобы продолжить путь
Посчитаете от 1 до 5
Посчитайте в обратном порядке.
Назови соседей цифры 2, 4
Посмотри, я построила цифровой отрезок (1,3,4,2,5). Что не правильно?
Молодцы, справились и с этим задание.
4. – Ой, ребята, какая- то пещера. А в ней живет лесное чудовище. Он нас дальше не пропустит. Что же делать? (завалить пещеру камнями)
-Но у нас нет камней, чем можно закрыть вход в пещеру? У нас есть геометрические тела. Берите одно геометрическое тело, называйте его и закладывайте вход в пещеру.
-Вот и закрыли вход в пещеру.
Подойдите ко мне. Посмотрите, там кто- то есть. (за ширмой сидит Царевна)
Но мы сможем увидеть кто там только если угадаем, сколько раз пробили часы. (стук молоточка по металлофону 3 раза, счет по слуху).
(Звучит музыка. Входит Царевна)
Заключительная часть 5
Царевна : Вам поклон до земли,
Из плена вы меня спасли!
Трудностей не испугались,
В математике упражнялись
Вед: Расскажите ребята, как мы добрались до Царевны
-Нужно Царю сообщить, что мы нашли его дочь. Как мы можем это сделать? (письмо, телеграмма, объявление в газету, в передачу «Жди меня») Ребята нам может помочь в этом волшебная указочка.
- Отправляйся волшебная указочка, укажи нам дорогу к Царю- батюшке.
Музыкальная игра:
Как наша Царевна нарядилась,
Как наша Царевна в пляс пустилась.
Каблучок мой топай смелее,
Да пускайся в пляс веселее.
(Приходит Царь с подносом угощений)
Царь: Вот вам угощения
За дочкино спасение!
Нашей сказочке конец
Нам пора всем во дворец!
(Угощает детей. Прощается. Уходит вместе с Царевной)
- А сейчас нам нужно вернуться из сказки в детский сад. Возьмите за руки, закройте глаза, и дружно скажем «Крепче за руки держись. В детский садик возвратись»
Открывайте глазки, вот мы и в садике. Понравилось вам в сказке? Еще хотите туда попасть? Вот за это вам и угощение (воспитатель раздает угощения)
Анализ непосредственно- образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
на тему: «В поисках Царевны».
Образовательная область «Познание»
На занятии присутствовало десять человек. Из них: четверо детей с высоким уровнем развития, четверо – со средним, два ребенка - с низким.
До начала занятия были проведены все санитарно- гигиенические мероприятия: влажная уборка, проветривание.
Исходя из задач программы «Детство» (Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А., я обозначила следующие задачи для своего занятия 1,2,3.
При подготовке я учитывала возрастные особенности детей средней группы и уровень их познавательной активности. Дети были психологически готовы к познавательной деятельности : спокойны, эмоционально настроены, активны. Ребята были увлечены путешествием в сказку. В течение всей деятельности они были заинтересованы. Для этого я использовала следующие методические приемы: 1,2,3.
Была проведена предварительная работа…
Я обращала внимание на каждого ребенка: активизировала воспитанников с низким уровнем (обращалась с просьбой повторить прозвучавший ранее ответ на поставленный вопрос)
На занятии было использовано достаточное количество наглядного материала, что способствовало поддержанию интереса у детей.
Особый интерес в процессе познавательной деятельности вызвало появление волшебной указки, которая помогала найти Царевну. Дети следили за движением световой точки, что вместе с сюрпризным моментом послужило и гимнастикой для глаз.
Дети были не перегружены – это было видно из интереса детей к поставленной цели.
Познавательный интерес не угасал в течение всего занятия. Дети с более высоким уровнем развития показали достаточно хорошие знания.
Я считаю, что поставленные задачи на занятии мною были достигнуты. Мы будем продолжать работать в этом направлении – продолжать формировать у детей элементарные математические представления.
В занятии прослеживается интеграция математического развития с другими направлениями образовательного процесса :
- с природоведческой (беседа о том, что растет в лесу; чем завалить пещеру)
- с драматизацией (инсценировка)
- с музыкой (хоровод «Как наша Царевна нарядилась», «Лесная песня», музыкальное сопровождение)
- с образовательной областью «Здоровье» (физкультминутка, гимнастика для глаз)
- «Социализация» (эмоциональный отклик на иллюстрации Кощея и Царевны)
- «Безопасность» (съедобные и несъедобные грибы)
- «Коммуникация» (предлагали варианты ответов и пути решения поставленных задач)
- «Труд» (оказание помощи, закладывание пещеры геометрическими телами)