Галина Григорьева
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительной группы «Экскурсия по памятным местам»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое обоснование темы:
Интегрированная образовательная деятельность направленна на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Дети знакомятся с достопримечательностями памятных мест и трудового подвига тружеников тыла города Тюмени. Данное мероприятие строится с учетом особенностей возраста детей, уникальностью и мобильностью предметно – развивающей среды, насыщенной дидактическим материалом. В мероприятии предусмотрены разнообразные виды совместной деятельности с детьми и сотрудничество с родителями: сбор и изучение материалов об исторических местах города Тюмени в годы войны и в современное время, представление детско-родительских докладов для сверстников.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с ТНР подготовительной группы „Экскурсия по памятным местам“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Интегрированная образовательная деятельность проводится в форме экскурсии с детьми, что позволит придать социальную значимость понятиям: труженик тыла, историческая память, любовь к Родине.
Цель: Расширение представлений детей о достопримечательностях города и жизни тюменских тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Продолжать формировать представления детей об истории родного города в годы Великой отечественной войны, о героическом труде тюменцев;
Знакомить с памятными местами города Тюмени;
Учить детей представлять собственные проекты – доклады;
Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Тюмени;
Совершенствовать умение составлять целое из частей;
Развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление;
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения.
Образовательная область «Речевое развитие» :
Совершенствовать умение составлять рассказы о жизни и труде людей в годы войны;
Обучать умению отвечать на вопрос логично, последовательно, делать умозаключение;
Закреплять опыт публичных выступлений;
Закрепить согласование существительных с прилагательными;
Совершенствовать грамматический строй речи и навык звукового анализа и синтеза слова;
Развивать мелкую моторику детей с помощью шариков Су-Джок;
Воспитывать культуру речевого общения;
Обогащать словарный запас детей по теме : Великая Отечественная война, фронт, тыл, труженик, подвиг, добровольцы, монумент, продовольствие, продукция, снаряды, мины, маршрут, героический, эвакуированный, сквер, площадь, объявление.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Совершенствовать навыки игрового взаимодействия в совместных дидактических играх, планировать и обсуждать действия всех играющих;
Формировать позицию патриота родного края и своей страны;
Воспитывать сочувствие, сопереживание, умение детей слушать и слышать друг друга.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
Обогащать духовный мир детей через обращение к песням военного времени;
Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы;
Закрепить способ рисования с помощью штампа;
Развивать пространственные представления, творческое воображение;
Воспитывать любовь к своей Родине и родному городу.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Развивать общую моторику, усидчивость.
Материалы и оборудование:
Оформление: автобус «Автобус Победы», объявление, карта памятных мест города Тюмени, распределение по групповому помещению остановок.
Музыкальное оформление:слова М. Исаковского, музыка М. Блантера песня «Катюша», минус Валерий Малышев «Последний бой»,«Славный День победы», минус группа «Папины дети», «Родина моя, Россия», аудиозапись «Звук автобуса в движении».
Демонстрационный материал:
Карта памятных мест города Тюмени;
Слайды: «Станкостроительный завод Механик», «Памятник Труженикам тыла», «Салют Победы»;
Иллюстрации, фотографии «Остановки Памяти», «Сквер сибирских кошек», «Площадь памяти», карта Тюмени.
Раздаточный материал: разрезные картинки «Сквер сибирских кошек», карточки для звуко - буквенного анализа слова «Победа», массажный шарик Су – джок, пластиковые вилки, тарелочки с гуашью, игрушка – гудок.
Предварительная работа:
Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций, цикл бесед о Родине, прослушивание песен военных лет.
Беседы: «Великая отечественная война», «Они сражались за родину», «День Победы», «Мой прадед - герой», «Тюмень в годы войны».
Рассматривание карт военных действий.
Рассматривание иллюстраций и картин о Вов, о сражениях на фронте и жизни людей в тылу: А. С. Михайлов «Горький хлеб», П. Широков «За Родину!», А. Локтионов «Письмо с фронта», М. И. Самсонов «Сестрица», П. А. Кривоногов «Победа», К. Антонов «Победители».
Слушание музыкальных произведений о войне: Д. Тухманов «День Победы», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова «Священная война», М. Блантер «Катюша», В. Алкин «Прощание славянки».
Чтение художественной литературы:Т. А. Шорыгина «Детям о великой победе», А. В. Митяев «Мешок овсянки» (диафильм, Л. Касиль «Памятник советскому солдату», А. Гайдар «Война и дети», В. Н. Семенцова «Лист фикуса», Детская энциклопедия «Военная техника», В. Н. Ансюта, А. Н. Свинкина «Свидетели войны», Алексеев «Выходное платье», В. Осеева «Андрейка».
Просмотр презентации: «Памятники воинской славы», «О героях Советского Союза говорят улицы Тюмени», «Тюменское производство в годы ВОв», «Четвероногие бойцы».
Виртуальная экскурсия к памятникам Тюмени «Помните нас».
Подготовка индивидуальных сообщений «Сквер Сибирских кошек», «Памятник Прощание», «Остановки Памяти города Тюмени» (совместно с родителями).
Выставка фотографий «Тюменские герои в нашей семье» (совместно с родителями).
Ход:
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела небольшие изменения у нас в приемной, оглядитесь, что вы заметили?
Дети:замечают объявление на двери
Воспитатель: Может кто-то из вас, ребята, может прочесть объявление? (дети вместе с воспитателем рассматривают объявление, изображенную на нем иллюстрацию праздника Дня Победы, высказывают предположения о том, что это за объявление и кто его написал)
Воспитатель: (если нет детей, которые могут прочитать, воспитатель читает сам) :
«Объявление!
Дорогие ребята! Поздравляем вас с наступающим праздником – Днем Великой Победы! В память об этом событии мы отправили по всем городам нашей большой Родины «Автобус Победы». Сегодня автобус будет в вашем городе Тюмень. Встречайте автобус «Дороги Победы»
Воспитатель: Объявление для нас появилось неожиданно, т. к. вся страна в этом году отмечает праздник 75-летие со Дня Победы.
Дети проходят в автобус
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда мы отправимся на таком автобусе?
Дети: рассуждения детей
(Раздается автобусный гудок, и водитель отдает карту Тюмени)
Водитель (ребенок) : У меня есть обрывок карты Тюмени. На ней указан наш маршрут с остановками. На карте видно, что первая остановка называется «Остановка – Станкостроительный завод». Пристегните ремни!
Воспитатель: Спасибо большое! К сожалению, эта историческая карта представлена не полностью, а лишь ее обрывок, чтобы узнать остальные остановки и найти обрывки карты, нам нужно отправиться на автобусе на первый пункт остановки.
(дети садятся в автобус и едут под аудиозапись «Звук автобуса в движении»)
Воспитатель: Наш город Тюмень внес свою помощь в победу и сегодня, на автобусе мы побываем на экскурсии и посетим памятные места города Тюмени, которые связаны с Великой Отечественной войной. Помогут нам в этом наш водитель автобуса и наши экскурсоводы.
Водитель (ребенок) : Внимание! Остановка «Станкостроительный завод»
(дети выходят, подходят к картинкам с остановками.)
Мы оказались на остановке. В нашем городе есть много остановочных комплексов, на которых написана информация. Вы обращали внимания на такие автобусные остановки? Как вы думаете что написано, что за информация на таких остановках?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, я знаю, что Никиту заинтересовал этот интересный факт в нашем городе, и он может нам рассказать об остановках Памяти.
Экскурсовод № 1 :(доклад ребенка «Остановки Памяти»)
Воспитатель: Никита очень интересно рассказал об остановках, отличный доклад! Мы оказались с вами в сквере. Посмотрите вокруг, сейчас здесь можно присесть на скамейку и спокойно отдохнуть. Давайте и мы с вами присядем на скамейки в сквере. (Дети рассаживаются, воспитатель включает мультимедийную презентацию: слайд 1)
В годы войны здесь работал Станкостроительный завод «Механик». Он был секретным. Большинство мужчин ушло в Красную Армию. На рабочих местах их заменили женщины и подростки. (Слайд 2)
Работники завода стали выпускать военную продукцию - минометы, мины, снаряды (слайд 3)
К станкам встали женщины, подростки, дети. Рабочий день длился по 12-18 часов. Подростки в 15-16 лет становились профессиональными слесарями, токарями, сборщиками. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах (слайд 4)
На заводе работало много школьников мальчиков и девочек. Вот что вспоминала одна девочка: «Я делала резцы для токарных станков, работать было очень тяжело. Мы успевали и работать и хорошо учиться в школе» Нам давали дополнительные молоко и хлеб (наливали молока в бутылки и выдавали добавочные сто граммов хлеба). Картошку сажали сами на небольшом кусочке земли, вскопать которую нужно было самостоятельно. (слайд5,6)
Посмотрите, внимательно, где то должен быть обрывок карты
(после дети находят обрывок карты, педагог соединяет с 1 обрывком карты на доске)
Воспитатель: Отлично, теперь мы знаем, куда нам двигаться дальше!
Водитель (раздается сигнал автобуса) Продолжим нашу экскурсию?
(Ребята проходят в автобус, выполняя физминутку)
Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой -раз, правой -раз,
Посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.
Застучали наши ножки - Громче и быстрей!
Влево, вправо наклонись.
На носочках потянись.
Раз – рывок (прыжок,
Два – рывок,
Отдохнул ли ты дружок?
Помаши кистями дружно
Нам ехать на автобусе сейчас нужно!
(Дети садятся в автобус и едут под музыку -минус «Родина моя, Россия!»)
Водитель: Внимание! Остановка «Сквер сибирских кошек». (Дети подходят к остановке, рассматривают фотографии)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему этот сквер носит такое название?
Чем прославились кошки, что им установили памятники и возвели сквер?
Дети: ответы детей
Посмотрите, на столах разрезные картинки, если мы их соберем, то сможем узнать о сквере намного больше. (Дети самостоятельно делятся на2 команды, собирают разрезные картинки)
Люба знает историю этого сквера и сможет нам рассказать.
Экскурсовод № 2 :(детский доклад «История возникновения Сквера Сибирских кошек»)
«Во время войны город Ленинград находился в блокаде (он со всех сторон был окружен фашистами). В городе исчезли все кошки, и расплодилось много крыс. В Ленинграде есть очень большой музей «Эрмитаж» с историческими картинами и другими бесценными вещами. Крысы стали портить сокровища музея»
Воспитатель: Что делать? Как можно было спасти город и музей?
Дети: рассуждения детей
Экскурсовод № 2 : И вот блокада была снята, фашисты ушли из города. А жители города Ленинград стали набирать кошек и котов из Сибири для защиты бесценных хранилищ музея.
Жители нашего города сами приносили своих любимцев на сборный пункт.
Первым принесли черно–белого кота Амура, которого хозяйка лично сдала с пожеланием внести свой вклад. Так сибирские кошки спасли город от грызунов.
Воспитатель: Люба, спасибо за замечательную историю, умница!
Даже четвероногие животные помогали в годы войны. Именно поэтому, в сквере сибирских кошек установлены скульптуры кошек, покрытых золотой краской, для того чтобы мы помнили об этом подвиге.
(дети находят 3 обрывок карты, за одной из картинок, соединяют обрывки карты, высказывают предположения дальнейшего маршрута)
Водитель: (раздается сигнал автобуса) : Мы слышим сигнал автобуса «Победы», что это значит?
Дети: ответы детей
(ребята садятся в автобус, едут, повторяя за воспитателем)
Воспитатель: Пока мы едем до следующей остановки, немного поиграем.
Артикуляционная гимнастика.
Я вижу, что вы сильные как наши солдаты, а ваш язычок такой же сильный? Давайте сделаем упражнение для язычка.
«Силачи».
«Пулемет».
Повторение чистоговорку:
Каждому солдату необходимо четко сдавать рапорт, или отдавать команды. А мы с вами сможем?
Умелый боец - везде молодец.
Водитель: Внимание! Остановка сквер «Памятник Прощание»
(дети выходят из автобуса, подходят к остановке Памятник Прощание)
Георгий с мамой ни раз бывали около памятника Прощания, именно поэтому, Гоша нам расскажет об этом памятном месте
Экскурсовод № 3 : После выпускного вечера 1941 года все выпускники тюменских школ ушли на фронт, и среди них 15 девушек. Из ушедших тогда вернулись только девять человек. После войны одноклассники этих выпускников начали хлопотать об установке памятника погибшим на войне юношам и девушкам. Каждый год выпускники учебных заведений приходят к памятнику, чтобы почтить память погибших. (Рассматривание фотографий памятника)
Воспитатель: Спасибо за отличный рассказ! Как можно почтить память погибших?
Дети: рассуждения детей
Воспитатель: У людей есть традиция – чтить память героев минутой молчания и возложить цветы. (Минута молчания)
(Ребята замечают обрывок карты, прикрепляют его к карте)
Водитель: (раздается сигнал автобуса) : Пора двигаться дальше!
(дети едут в автобусе, напевая отрывок песни «Последний бой»)
Водитель: Внимание! Остановка сквер «Труженикам тыла!»
Воспитатель: Мы с вами уже много знаем о героизме наших солдат.
Они сражались на боевых рубежах. А чем занимались люди, которые остались в тылу, далеко от линии фронта?
Дети: Они работали, растили детей, ухаживали за стариками, лечили раненых солдат.
Воспитатель: А какими качествами обладал и каким был каждый труженик, мы узнаем, если поиграем в словесную игру, но сначала
отдохнем и сделаем самомассаж шариком Су-джок.
Волшебный шарик
Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой, - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладони согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
И ладони согреваем.
Катаем, катаем, катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем,
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
Мы посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Мы немного отдохнём,
Быстро отвечать начнем.
Словесная игра: «Новое слово»
Сила – сильный
Храбрость – храбрый
Смелость – смелый
Трудолюбие - трудолюбивый
Быстрота – быстрый
Ловкость – ловкий
Верность – верный
Честность – честный
Находчивость – находчивый
Ум – умный
Гордость – гордый
Терпение- терпеливый
Воспитатель: (воспитатель демонстрирует слайд 7).
Людям, которые помогали одержать победу в тылу, в нашем родном городе установили памятник «Труженикам тыла»
Давайте рассмотрим памятник внимательно. Композиция памятника составлена из нескольких бронзовых фигур — воина-инвалида войны, работницы завода, инженера и мальчика, которые держат блок с надписью: «Всё для победы!»(слайд 8)
Обратите внимание на карту, она уже почти собрана, не хватает одного кусочка карты. (Дети находят последний обрывок карты, присоединяют его к остальным)
Водитель: Ребята, мы собрали все обрывки карты, будем следовать по маршруту карты и отправимся дальше. Занимайте места в автобусе. (Раздается гудок автобуса, дети садятся в автобус и едут под песню «Катюша»)
Водитель: Внимание! Остановка «Площадь Памяти»
Воспитатель: Мы с вами остановились на Площади Памяти.
Ребята, как вы думаете, о каком историческом событии в жизни нашей страны рассказывает нам это памятное место?
Дети: рассуждения детей.
В годы войны в Тюмени действовал госпиталь. Не все солдаты выживали после тяжелых ранений, прошло много лет и тюменцы, приняли решение, установить общий памятник братской могиле умерших от ран в госпиталях Тюмени.
Сейчас памятник изображает фигуру скорбящей матери и молодого сына воина, они оба склонили головы и отдают дань уважения воинам. (демонстрация картинки с изображением монумента). Около этой скульптуры горит вечный огонь. Такой огонь горит в каждом городе, в каждом селе в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Вечный огонь – это знак вечной памяти о погибших (картинка вечного огня)
На мраморных плитах, на каждом из которых написаны имена и фамилии тюменцев, сложивших головы в сражениях за Родину. (картина плит) Посмотрите внимательно, что ещё можно увидеть, проходя по площади?
Дети: Свечку
Воспитатель: Эта свечка называется Стела. Стела в виде свечи, которая символизирует скорбь по погибшим в Великую Отечественную войну. Наверху колонны - стеклянный кристалл. В темноте стела превращается в гигантскую свечу, хорошо видимую даже издалека (картина стелы свеча)
Совсем недалеко от вечного огня на площади Памяти выставлена военная техника, какую военную технику вы здесь увидели?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: на выставке стоят пушка, боевая машина пехоты, гаубица, танк. В годы войны наши деды и прадеды воевали против фашистской Германии на такой военной технике. (картинки военной техники)
Водитель:(Раздается гудок, дети садятся в автобус)
Воспитатель: Мы с вами, ребята собрали целую карту с памятными местами нашего любимого города в военное время.
Пришло время автобусу «Победы» продолжить свой путь. Мы сейчас выйдем на остановке «Детский сад «Три богатыря» и передадим нашу карту ребятам в другую группу. Благодаря этой карте ребята посетят эти исторические места. Ребята, скажите, легко ли было нашим солдатам одержать победу над врагом без поддержки тыла?
Дети: рассуждения детей
Воспитатель: Не смотря на все ужасы войны, дети всегда играли. Предлагаю вам поиграть в игру «Секретное донесение»
Вам нужно поделиться на две команды. Одной команде расшифровать слово по заданной схеме, а второй команде, наоборот, зашифровать слово ПОБЕДА
(на 2х столах задания, дети самостоятельно делятся на подгруппы и расшифровывают слово ПОБЕДА – звуковой анализ и синтез слова)
Какой праздник к нам приближается?
Верно, 9 мая «День Победы» – самый торжественный, грустный и радостный праздник для нашего народа, он посвящен Великой Победе над фашизмом.
Как сейчас люди отмечают День Победы?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Предлагаю нарисовать общий яркий Салют Победы. Салют – это огненная добрая память о наших солдатах. (Коллективное нетрадиционное рисование салюта гуашью с помощью вилок, звучит песня «Славный День Победы»)
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, 2. М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;
«Детям о Великой Отечественной войне», Т. А. Шорыгина, ТЦ «Сфера», 2011;
3.«Народная память к 70 летию Великой Победы», ИД ТРИТ, Тюмень, 2015;
4.«Свидетели войны – грядущим поколениям», В. Н. Ансюта, А. Н. Свинкина,Тюмень, 1995;
Интернет-ресурсы :
1. https://nashgorod.ru/news/society/05-05-2015/chto-proizvodili-v-tyumeni-vo-vremya-velikoy-otechestvennoy-voyny
2. https://safe-rgs.ru/5400-tyumenskiy-stankostroitelnyy-zavod-v-dni-surovyh-ispytaniy.html
3. https://vsluh.ru/novosti/obshchestvo/kak-v-tyumeni-uvekovechena-pamyat-geroev-velikoy-otechestvennoy-voyny_327265/