Марина Литвинова
Конспект интегрированной НОД по познавательно-речевому развитию «Зимующие птицы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение детьми живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно- правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Углубить представления детей о зимующих птицах. Развитие у дошкольников чувства сострадания ко всему живому через продуктивную деятельность: убедить взрослых членов семьи принять участие в изготовлении кормушек для птиц, принять посильное участие в работе над кормушкой, выборе места расположения на участке ДОУ. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребёнка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. Воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по познавательно-речевому развитию „Зимующие птицы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Задачи:
Образовательные задачи:
систематизировать и закрепить знания детей о зиме, зимующих птицах, об их строении, внешнем виде, повадках, роли человека в жизни зимующих птиц;
установить взаимосвязь природы и времени года, растительного, животного мира с жизнью человека побуждать детей высказывать свои предположения;.
развивающие задачи :
развивать память, связную речь, логическое мышление, мелкую и общую моторику, творческие способности детей.
воспитательные задачи:
воспитывать интерес к родной природе, любовь к птицам, желание помогать им зимой.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, проведение бесед о том, как помогать птицам, просмотр и обсуждение презентации о зимующих птицах, викторина по теме, чтение рассказа «Десять зёрен», рассматривание иллюстраций с изображением птиц, зимнего пейзажа, отметить их отличительные особенности: крылья, хвосты, перья, лапки, хохолки, загадывание загадок, заучивание стихов о птицах, разучивание пальчиковой игры, изготовление кормушек, лепка, аппликация зимующих птиц, нетрадиционная техника рисования птиц, занятие по ФЭМП с использованием наглядного материала (птицы).
Материал: стихотворения о зиме, иллюстрации с изображением птиц, сюжетные картинки «Как человек помогает птицам», карточки со схематическим изображением, шапочки для детей с изображением птиц, кормушки, сделанные детьми совместно с родителями.
ТСО: голоса птиц, мелодия «Танец маленьких утят».
Ход образовательной деятельности
(Дети подготовительной группы сидят уже в зале. Под музыку дети старшей группы входят в зал. Садятся.)
1. Организационный момент:
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! Мы рады видеть вас на нашем занятии. Дети подготовительной группы очень старались и готовились к этому дню. Давайте будем уважать друг друга, сидеть тихо и внимательно слушать ребят.
2. Психогимнастика:
Воспитатель:
-Дети, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Почувствуйте как пошло тепло.
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем
Здравствуйте дети!
3. Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Сегодня мы поговорим о (чтение загадки).
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это –. (птицы)
Воспитатель:
Правильно, сегодня мы поговорим о птицах. 1 апреля- этот день называют днём птиц. Пришла весна, прилетают птицы из тёплых стран, природа просыпается. Но сегодня мы поговорим не о всех птицах, а только о тех, которые не боятся ни зимних морозов, ни метелей. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
(показ 1 слайд).
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель :
Молодцы! Птицы, которые остаются с нами зимовать называются –зимующими. А каких птиц можно увидеть в нашем городе зимой?
(ответы детей).
Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о городских птицах, о лесных обитателях, и некоторых других птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых. В то же время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой, благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”.
А теперь посмотрим, хорошо ли вы знаете этих зимующих птиц. А помогут нам наши помощники- ребята из подготовительной группы.
(Выходят2 ребёнка).
1 ребёнок (читает загадку и одевает на голову шапочку с изображением воробья).
Чик-чирик! К зернышкам прыг.
Клюй, не робей! Кто это? … (Дети отвечают).(Воробей)
Ребёнок одевает шапочку с изображением воробья.
(Воспитатель показывает 2 слайд- иллюстрация воробья.)
2 ребё нок :
Воробьи – небольшие птички. Они передвигаются прыжками. Это зимующая птица. Питается овсом, пшеном, просом. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность, скорее находят корм. Питаются крошками, семечками, пшеном.
(На магнитную доску выставляется схема).
-А кто знает какие звуки издаёт воробей? (чик-чирик).
3 ребёнок (читает загадку и одевает шапочку).
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется…. (Синица).
(Показ слайда).
4 ребё нок:
Синица – птичка небольшого размера. У нее желтая грудка, а на голове синяя шапочка. Это зимующая птица. Зимой она перебирается поближе к человеческому жилью. Всюду, где есть кормушки синички посещают их. Синицы очень прожорливы, они поедают за день столько, сколько весят сами. Синица – полезная птица, о ней надо заботиться. У нее сильные, крепкие ноги с загнутыми коготками. Любимое лакомство- несолёное сало. (Выставляем схему на магнитную доску и прказ 3 слайда).).
-Ребята, а почему ее назвали – синица?
(Окраска перышек на голове синяя, кричит: «синь-синь»).
5 ребёнок (читает загадку и одевает шапочку) :
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И, вдруг, вспорхнули яблоки
Ведь это – (снегири)
(Показ слайда).
6 ребё нок:
Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива. Питаются семенами клёна, любят ягоды рябины. (Выставляется схема на магнитную доску).
Издают интересные звуки «рюм-рюм-рюм».
-Ребята, а почему их прозвали снегирями?
(Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег).
7 ребёнок (читает загадку и одевает шапочку).
Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
(Это клёст).
8 ребё нок:
Клест размером с воробья. У него необычный сильный клюв крестом. Они легко шелушат шишки своим клювом, доставая оттуда семена. Клест выводит птенцов зимой. Питается еловыми и сосновыми шишками. (Выставляется схема на магнитную доску).
Издаёт интересные звуки : «цок-цек, цок-цек».
9 ребёнок (читает загадку и одевает шапочку).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая. Известная персона.
Кто она? …
Ответ: Ворона
10 ребё нок:
Ворона – крупная птица. Перышки у неё темные, с темно-синим отливом. Клюв острый, сильный, массивный. По земле ворона шагает медленно, величественно, важно, но держится очень осторожно. Ворона всеядна. Зимой ворона разыскивает падаль, отыскивает всякие отбросы. Этим он выполняет роль санитара. Издаёт знакомые вам звуки «кар-кар». Выставляется модель схемы на магнитную доску.
Воспитатель:
- А теперь давайте немного отдохнём. (Дети старшей группы выполняют около стульев).
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
11 ребёнок (читает загадку и одевает шапочку).
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.
12 ребё нок:
Дятел - красивая птица, с ярким пестрым оперением. На голове у дятла красная шапочка. Дятел хорошо лазает по деревьям. Ловко прыгает короткими скачками вверх по стволу дерева. Клюв у дятла прямой и острый. Все лето дятел питается насекомыми, а зимой семенами хвойных деревьев. Дятел - санитар леса.
У него короткие, очень сильные ноги, цепкие когти, два пальца вперед, два – назад, хвост служит опорой, т. к. в нем сильные толстые перья. Дятел- это санитар леса,так как он уничтожает за лето много насекомых, которые приносят вред дереву. Дятел никогда не долбит здоровое дерево, а только больное, зараженное вредителями).Язык у дятла покрыт клейкой слюной, на концах языка зубчики. Дятел засовывает длинный язык в щель, накалывает на зубчики насекомых и втягивает в рот).
Воспитатель:
- А теперь скажите, почему эти птицы живут у нас зимой?
-Правильно. Они не боятся морозов и умеют добывать сами себе корм.
Но зимой корма мало. Кто приходит на помощь?
Воспитатель:
Без помощи человека птицы пропадут, погибнут. Что произойдёт, если птиц не станет? (ответы детей).
Погибнут птицы и некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без ягод и цветов человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь и помогать им. А как мы им поможем?
Правильно мы можем сделать кормушки.
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
2. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Ребята подготовительной группы вам покажут какие кормушки они сделали вместе с родителями (демонстрация детьми кормушек).
А теперь мы посмотрим, что вы запомнили из занятия.
Викторина «Знатоки птиц».
1. У какой птицы клюв в виде креста?
2. Когда у клестов появляются птенцы?
3. Какая птица одета в жёлтую блузку с чёрным галстуком?
4. Как поёт синичка?
5. Когда появляются клесты у дятла?
6. Какая самая любопытная птица?
7. Какая птица лечит деревья?
8. Чем питаются клесты зимой?
9. Какое лакомство у синички?
10. Почему воробьи купаются в пыли?
Что нового вы узнали? Что понравилось?
А теперь мы все встаём в круг и повторяем движения все вместе под танец маленьких утят.
(Дети старшей группы первые выходят из зала).
Используемые технологии:
1. Приёмы интеграции.
2. Здоровье сберегающие технологии.
3. Музыкальное сопровождение.